НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2013 № А56-1079/13

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2013 года Дело № А56-1079/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Роговой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хозяиновой Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Мариинский театр»

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица 1. Общество с ограниченной ответственностью «Кэтринг - компания Разгуляй», 2. Общество с ограниченной ответственностью «ОМС - СПб Кейтеринг», 3. Общество с ограниченной ответственностью «Гермес-Тур», 4. Общество с ограниченной ответственностью «Лион – С»

о признании недействительными решения и подписания по делу № 06-131/12

при участии:

от заявителя: Елкин И.С. по доверенности от 07.02.2013 серия 78АА №3843293

от заинтересованного лица: Крылов И.В. по доверенности от 15.01.13 № б/н

от третьих лиц 1, 2. Самойлова Н.К. по доверенности от 13.02.2013 № 159; 3. Приходько Н.В. по доверенности от 19.04.2013 № 4; 4. представитель без доверенности

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Мариинский театр» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 14.11.2012 и предписания от 14.11.2012 по делу № 06-131/12 о нарушении законодательства о размещении заказов, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лиц, Управление, антимонопольный орган).

Определением суда от 08.04.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Кэтринг - компания Разгуляй» (далее – Общество «Кэтринг - компания Разгуляй»), Общество с ограниченной ответственностью «ОМС - СПб Кейтеринг» (далее – Общество «ОМС - СПб Кейтеринг»), Общество с ограниченной ответственностью «Гермес-Тур» (далее – Общество «Гермес-Тур»), Общество с ограниченной ответственностью «Лион – С» (далее – Общество «Лион – С»).

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», частью 4 статьи 137 АПК РФ суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и, с согласия присутствующих в процессе представителей сторон, открыл судебное разбирательство.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Управлением в связи с поступлением жалобы 12.11.2012 Общества «Кэтринг – компания Разгуляй» на действия заявителя при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг общественного питания: для работников Мариинского театра в столовой и закулисных буфетах и в помещениях Концертного зала Мариинского театра; услуг по организации питания учащихся Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, занятых в репертуаре театре; услуг по организации работ зрительских буфетов Мариинского театра; по обслуживанию приемов представителей организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества в период театрального сезона 2012/2013 г.г. и 2013/2014 г.г., на основании части 5 статьи 17, стати 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), проведена внеплановая проверка соблюдения заявителем законодательства о размещении заказов.

По результатам рассмотрения жалобы Общество «Кэтринг – компания Разгуляй» и материалов внеплановой проверки, Управление пришло к выводу, что заявителем нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1. части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов, о чем Управлением вынесено решение от 14.11.2012 по делу № 06-131/12.

На основании названного решения Управлением в отношении заявителя вынесено предписание от 14.11.2012 по делу № 06-131/12, в соответствии с которым Заявителю предписано устранить нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6., пункта 6.1. части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов путем прекращения и отмены всех юридически значимых действий, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме № 0372100014212000136 (аннулирование процедуры размещения заказа).

Заявитель, не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления, обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (далее – Положение о театре) установлено, что под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве.

При этом пунктом 23 указанного Положения определено, что основными видами деятельности театров являются:

создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;

подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;

организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;

проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;

подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизитов, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.

Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов определено, что этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Как усматривается из материалов дела, заявителем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, номер извещения 0372100014212000136.

Из аукционной документации следует, что предметом аукциона являлось право заключения договора на оказание комплекса услуг общественного питания: для работников Мариинского театра в столовой и закулисных буфетах (Театральная пл., д.1) и в помещениях Концертного зала Мариинского театра (ул. Писарева, д. 20); услуг по организации питания учащихся Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, занятых в репертуаре театра (Театральная площадь, д. 1); услуг по организации работы зрительских буфетов Мариинского театра (Театральная пл., д. 1 и ул. Писарева, д. 20); по обслуживанию приемов представителей организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества в период театрального сезона 2012/2013 г.г. и 2013/2014 г.г. в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов, под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (подпункт 1).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 названного закона.

Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме определены в статье 41.6 Закона о размещении заказов.

Из аукционной документации, в том числе проекта договора, технического задания, положений конкурсной документации, обосновывающих начальную (максимальную) цену договора, усматривается, что услуги по организации общественного питания для работников Мариинского театра в столовой и закулисных буфетах (Театральная пл., д.1) и в помещениях Концертного зала Мариинского театра (ул. Писарева, д. 20), а также услуги по организации работы зрительских буфетов Мариинского театра (Театральная пл., д. 1 и ул. Писарева, д. 20), и заключающиеся в реализации через буфетные стойки приготовленных горячих блюд, холодных, закусок, напитков, выпечки, а также иных продуктов в соответствии с техническим заданием, подлежат оплате непосредственно лицами, приобретающими соответствующие услуги, товары исполнителя. С целью надлежащего обеспечения наличного расчета с такими лицами на исполнителя конкурсной документацией возложена обязанность по организации питания работников, учащихся Академии им. А.Я. Вагановой и посетителей Мариинского театра с использованием контрольно-кассового оборудования.

Начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с пунктом 1.4., 3.3.2 раздела II «Информационная карта аукциона» установлена в сумме 10 016 440 рублей и включает в себя все предполагаемые расходы, связанные с исполнением договора, а также налоги, сборы и иные обязательные платежи.

Разделом IV «Технического задания» документации об аукционе определена общая характеристика организации услуг питания работников и посетителей Театра на предоставленных площадях:

- услуги по организации питания работников в столовой по адресу Театральная площадь, д. 1, 177 кв.м., 5 дней в неделю с 12 до 17 час., 80 человек в день, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- услуги по организации питания работников в нижнем закулисном буфете по адресу Театральная площадь, д. 1, 19,7 кв.м., в режиме проката репертуара театра с 10-30 до окончания последнего антракта, 120 человек в день, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- услуги по организации питания работников в верхнем закулисном буфете по адресу Театральная площадь, д. 1, 19,3 кв.м., в режиме проката репертуара театра с 10-30 до окончания последнего антракта, 60 человек в день, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- услуги по организации питания работников в помещения Концертного зала по адресу ул. Писарева, д. 20, 14,0 кв.м., в режиме плана проведения репетиций и спектаклей, 40 человек в день, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- организация питания учащихся Академии им. А.Я. Вагановой в столовой по адресу Театральная площадь, д. 1, 177 кв.м., по заявкам театра, 380 детей за семь месяцев, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- организация работы зрительских буфетов по адресу Театральная площадь, д. 1, 284,7 кв.м., ул. Писарева, д. 20, 165,3 кв.м. по заявкам театра, в режиме проката репертуара театра 124 000 человек за театральный сезон, помещения будут сданы в аренду исполнителю услуг;

- организация приемов гостей театра (фуршетно-банкетное обслуживание) по адресу Театральная площадь, д. 1, по заявкам театра, 10 000 человек за театральный сезон.

Сроки оказания услуг установлены пунктом 1.3.2. раздела II «Техническое задание» документации об аукционе с 24.12.2012 по день окончания театрального сезона 2012/2013г. включительно (июль 2013 года) и с сентября 2013 года по день окончания театрального сезона 2013/2014г. включительно (июль 2014 года).

Кроме того, пунктом 1.3.3.12 раздела IV «Техническое задание» документации об аукционе установлено, что руководствуясь подпунктом 10 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) право на заключение договора аренды на указанные нежилые помещения, являющиеся собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении Театра, предоставляются Победителю открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг (проект договора аренды приложение № 1 к договору на оказание услуг по организации общественного питания).

Таблицами 1-5 раздела IV «Техническое задание» документации об аукционе установлен минимальный ассортимент и предельная стоимость блюд по категориям обслуживаемых лиц.

26.10.2012 Театру посредством электронной площадки поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации о порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта, а именно включена ли в расчет цены арендная плата за используемые помещения, страхование, сертификация, коммунальные услуги.

Из разъяснений заказчика на указанный запрос усматривается, что решением Управления по делу № 94-1112/12 от 02.10.2012 установлен факт того, что заказчик не учитывал стоимость аренды помещений на весь период действия договора. При внесении изменений в аукционную документацию от 28.08.2012 срок оказания услуг по организации питания был уменьшен с 10 месяцев до 8 месяцев, что не было отражено в расчете стоимости арендной платы на измененный период действия договора аренды. При установлении предельной цены блюд были использованы коммерческие предложения трех (поименованных) организаций. Дополнительно разъяснено обоснование начальной (максимальной) цены контракта по количеству обслуживаемых посетителей.

До установленной даты подачи заявок посредством электронной площадки в адрес Заявителя направлены заявки от пяти участников аукциона (одна заявка отозвана) (л.д.137-143, т.1).

Пунктом 4.1.1. раздела II «Информационная карта аукциона» установлено, что заявки на участие в аукционе должны быть поданы не позднее 17-00 (по московскому времени) 01.11.2012.

Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 07.11.2012 № 71/12/1-ОАЭФ четыре заявки были признаны соответствующими требованиям документации допущены к участию в аукционе и признаны его участниками.

12.11.2012 посредством электронной площадки www.zakupki.gov.ru состоялся электронный аукцион, в котором участвовало 3 участника со следующими защищенными номерами 3759528 (Общество «Гермес-Тур»), 3731282 (Общество «ОМС - СПб Кейтеринг»), 3752993 (Общество «Лион – С»).

В ходе проведения открытого аукциона в электронной форме цена договора была снижена до нуля, в связи с чем, впоследствии, исходя из положений части 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт.

По результатам проведения аукциона заявки хозяйствующих субъектов, продолживших участие в торгах, ранжированы по мере возрастания цены, предложенной за право заключить контракт. Победителем аукциона признано Общество «Гермес-Тур» (протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 15.11.2012 № 71/12/2-ОАЭФ).

Жалоба Общества «Кэтринг – компания Разгуляй» на действия заявителя при размещении государственного заказа подана в Управление 12.11.2012, то есть в день проведения аукциона на электронной площадке. Доводы жалобы сводятся к несогласию с положениями аукционной документации заказчика.

При этом, пунктом 2 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. В рассматриваемом случае не позднее 17-00 (по московскому времени) 01.11.2012.

Названная жалоба воспринята антимонопольным органом как информация о нарушении законодательства о размещении заказов применительно к частям 1 и 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.

В ходе проведения внеплановой проверки Управление пришло к выводу, что заявителем нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 41.6., пункта 6.1. части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов, о чем Управлением вынесено решение от 14.11.2012 по делу № 06-131/12 (от 19.11.2012 № 11/13937).

Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

В силу положений статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (часть 1).

В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания (часть 2).

Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов (часть 3).

Приведенные правила служат должной реализации комплексных задач и целей размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов), не ограничивают заказчика в способах определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и призваны гарантировать адекватный поиск заказчиком объективно существующей ценовой базы для размещения заказа.

В рассматриваемом случае на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена аукционная документация пунктом 1.14 Таблицы № 6 раздела IV «Техническое задание» предусмотрено обоснование начальной (максимальной) цены договора, произведенной на основании коммерческих предложений трех организаций.

В материалы дела представлены указанные коммерческие предложения, а именно общества с ограниченной ответственностью «Август», общества с ограниченной ответственностью «Компания «Виларт» и общества с ограниченной ответственностью «Антарес».

Данные поставщики услуг предоставили сведения относительно наименования услуг, характеристики услуг и стоимости услуг идентичные услугам, поименованным в разделе IV «Техническое задание» аукционной документации (л.д. 112-122, т. 1).

Информация о коммерческих предложениях указанных поставщиков услуг содержится также в разъяснениях Театра к аукционной документации, размещенных на электронной площадке www.zakupki.gov.ru (л.д. 131-132, т.1).

Следует отметить, что внеплановая проверка Управлением проводилась без участия представителя Театра, равно как и в отсутствие изучения Управлением представленных в материалы настоящего дела коммерческих предложений.

Доводы Управления, о том, что техническое задание документации об аукционе не содержит требований к количеству человек, которое подлежит обеспечению питанием, периодичности оказания услуг по организации питания, количества человек, обслуживаемых в рамках проведения банкетов и (или) фуршетов, количества данных мероприятий, а также о том, что аукционная документация не содержит сведений об услугах, которые должны оказываться за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств конечных потребителей услуг, при том, что аукционная документация предусматривает финансирование контракта по предмету заказа из федерального бюджета, судом отклоняются.

Пунктом 1.2 раздела IV «Техническое задание» аукционной документации установлено, что организация приемов гостей театра (банкетно-фуршетное обслуживание) осуществляется по заявкам Театра с примерным количеством посетителей 10 000 человек за театральный сезон. Данная информация детализирована в пункте 1.13 Таблицы № 5 раздела IV «Техническое задание» с указанием стоимости обслуживания одного гостя и количества гостей от 10 до 80 человек (не более).

Настоящее техническое задание является приложением № 2 к проекту договора на оказание услуг по организации питания сотрудников и посетителей Театра раздела III аукционной документации.

Таким образом, указывая общее количество обслуживаемых человек за театральный сезон, Театр определил в аукционной документации потребности заказчика при организации приемов гостей театра (банкетно-фуршетное обслуживание).

Кроме того, расчет начальной (максимальной) цены договора, приведенный в пункте 1.14 Таблицы № 6 раздела IV «Техническое задание» также содержит примерное количество обслуживаемых человек (5 673) по данной позиции.

Возражений по иным позициям расчета начальной (максимальной) цены договора Управлением не заявлено.

Довод Управления об отсутствии в таблице № 5 раздела IV «Техническое задание» информации о помещениях, подлежащих передаче в аренду, а также размера арендной платы и отчетов общества с ограниченной ответственностью «РМС-Оценка», судом отклоняется, поскольку в таблице № 7 раздела IV «Техническое задание» аукционной документации представлен перечень помещений, закрепленных за заказчиком на праве оперативного управления, передаваемых по договору аренды. Одновременно, аукционная документация содержит приложение № 2 к договору аренды «Расчет стоимости арендной платы сдаваемых в аренду помещений» с указанием общей стоимости арендной платы за все помещения за месяц (руб.) без учета НДС, что в сумме составляет 669 828,34 руб.

Учитывая изложенное, вывод Управления о нарушении заказчиком требования пункта 6.1. части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не соответствует доказательствам, представленным в материалы дела, и противоречит нормам действующего законодательства.

В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 данного Закона сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

По мнению Управления в пункте 4 Таблицы № 6 раздела IV «Техническое задание» аукционной документации заказчиком при расчете организации фуршетно-банкетного обслуживания не установлено конкретное количество мероприятий и количество конкретного количества человек, обслуживаемых в рамках проведения банкетов и (или) фуршетов, что не позволяет достоверно произвести расчет начальной (максимальной) цены договора.

Указанный довод судом отклоняется, поскольку является аналогичным доводом Управления, изложенным в обоснование нарушения Театром пункта 6.1. части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Из оспариваемого решения также следует, что в действиях Заявителя установлены нарушения требований части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов.

В силу части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов, осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные и бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).

Как усматривается из материалов дела, приказ о проведении внеплановой документарной проверки № 501-ОВ в связи с поступившей информацией издан Управлением 13.11.2012, срок проведения проверки не установлен. Уведомление о проведении внеплановой проверки, содержащее требование о предоставлении документов, относящихся к размещению заказа, со сроком исполнения до 14.11.2012 и получено заявителем 14.11.2012 в 09:56, при этом заседание инспекции по рассмотрению действий должностных лиц заявителя при размещении государственного закона было назначено на 14.11.2012 в 16.00.

Учитывая, что Управлением у заявителя были запрошены документы, относящиеся к размещению заказа в день рассмотрения комиссией, заявитель не обладал объективной возможностью представить запрашиваемые документы в соответствующий срок.

15.11.2012 Заявителем в адрес Управления сопроводительным письмом были представлены истребуемые документы, о чем имеется отметка о регистрации корреспонденции Управления.

Таким образом, вывод Управления о нарушении заказчиком требования части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов не соответствует доказательствам, представленным в материалы дела.

Довод Управления, изложенный в мотивировочной части оспариваемого решения и не нашедший отражения в резолютивной части о неправомерной применении Театром в рассматриваемой закупке положений пункта 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, судом отклоняется.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.

Согласно пункту 4 Положения о театре, театр вправе выступать в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества, при этом доходы от сдачи в аренду имущества театров, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов указанных театров. При этом поступающие доходы полностью используются указанными театрами в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально - технической базы театров в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Пунктом 24 Положения о театре установлено, что театр в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.

Виды деятельности, которые могут быть отнесены к предпринимательской, даны в пункте 25 настоящего Положения, согласно которого к предпринимательской деятельности театра относится следующая деятельность:

а) реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для целей, не связанных с культурной деятельностью;

б) оказание посреднических услуг;

в) долевое участие в деятельности коммерческих организаций;

г) приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

д) осуществление приносящей доход не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

В рассматриваемом случае имущество, сдаваемое Театром в аренду, закреплено за последним на праве оперативного управления.

Таким образом, вывод Управления об оказании услуг по организации работы столовой и зрительских буфетов, фактически сводящихся к осуществлению коммерческой деятельности на площадях заказчика и предоставленных исполнителю в аренду, является противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, указанном в пунктах 1 - 16 части 1 статьи 17.1 данного Закона.

В порядке, предусмотренном названной нормой осуществляется заключение договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями (пункт 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Таким образом, положения указанного Закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Названная норма закрепляет возможность передачи лицом, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, таких прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов при соблюдении установленных ограничений.

Учитывая изложенное, размещение Театром оспариваемого заказа в соответствии с положениями Закона о размещении заказа и Закона о защите конкуренции соответствует целям реализации потребностей Театра в услугах при формировании и удовлетворении потребностей населения в сценическом искусстве.

В связи с этим решение антимонопольного органа о признании в действиях Заявителя нарушений пункта 1 части 4 статьи 41.6., пункта 6.1. части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов не соответствует действующему законодательству и подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные органы вправе выдать этим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

Согласно пункту 3.19 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденных приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2012 № 25073) (далее – Административный регламент) уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.

Кроме того, пунктом 3.22. названного Административного регламента установлено, что в случае установления контролирующим органом в соответствии со статьей 60 Закона о размещении заказов требования о приостановлении размещения заказа контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы контролирующим органом или, в случае выдачи предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, - до момента исполнения указанного предписания. При наличии на официальном сайте функционала по администрированию контролирующим органом исполнения предписания заключение контракта осуществляется после снятия соответствующего приостановления размещения заказа. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

В уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом Заказчику, оператору электронной площадки, контролирующий орган вправе, в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, установить обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу (пункт 3.21 Административного регламента).

Как усматривается из материалов дела, уведомление Управления о заседании комиссии от 13.11.2012 требование о приостановлении размещения заказа не содержит.

Указанное требование отсутствует и в оспариваемом предписании от 14.11.2012. Более того, в предписании Управления по делу № 06-131/12 заказчику, аукционной комиссии заказчика (в пределах своих полномочий) предписано устранить нарушения в действиях заказчика пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1. части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 17.1. Закона о размещении заказов путем прекращения размещения и отмены всех юридически значимых действий, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме (аннулирование процедуры размещения заказа), ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» предписано обеспечить заказчику техническую возможность исполнения данного предписания. Срок для исполнения предписания установлен до 14.12.2012. Указанное предписание поступило Театру 24.11.2012.

В отсутствии запрета со стороны Управления на заключение государственного контракта, Театр 26.11.2012 посредством электронной площадки www.zakupki.gov.ru заключил договор с победителем оспариваемого аукциона - обществом с ограниченной ответственностью «Гермес-Тур».

Учитывая изложенное, и поскольку процедура проведения конкурса соответствовала установленным законодательством требованиям, суд полагает необходимым признать оспариваемое предписание недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительными решение от 14.11.2012 и предписание от 14.11.2012 по делу № 06-131/12 о нарушении законодательства о размещении заказов, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр» (ИНН 7812024600, ОГРН 1027810251006, юридический адрес: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1).

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ИНН 7825413361, ОГРН 1027809242933, юридический адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 7-9, лит. А, пом. 3-Н) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр» (ИНН 7812024600, ОГРН 1027810251006, юридический адрес: 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1) 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок не превышающий одного месяца со дня принятия решения.

Судья Ю.В. Рогова