НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2024 № А56-120953/2023

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 февраля 2024 года                                                                     Дело № А56-120953/2023

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2024 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2024 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковская М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харченко Т.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 

к обществу с ограниченной ответственностью «ТТИР»

о взыскании финансовых санкций в размере 179 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования», по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год,

при участии

от истца: Токарев А.Н. (доверенность от 21.12.2023),

от ответчика: Трофимова О.А. (доверенность от 08.02.2024)

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области  (далее – заявитель, Отделение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТТИР» (далее – Общество) о взыскании финансовых санкций в размере 179 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования», по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.

Определением от 14.12.2023 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено на 13.02.2024. Определением от 13.02.2024 судебное заседание отложено на 20.02.2024.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ и перешел к рассмотрению спора по существу.

В настоящем судебном заседании представитель Общества факт нарушения в порядке предоставления отчетности по застрахованным лицам признала, просила учесть смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер назначенного штрафа.

Представитель Отделения заявленные требования поддержал, против снижения суммы финансовых санкций не возражал.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Отделением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений, индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в ходе которой выявлено нарушение сроков предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форма СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении 359 застрахованных лиц.

Данное нарушенио зафиксировано в акте от 14.09.2023 № 202S18230041932.

Решением Отделения от 12.10.2023 № 202S19230047620 Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 179 500 руб.

Обществу направлено требование от 01.11.2023 № 202S01230051678 об уплате финансовых санкций.

В установленный в требовании срок финансовые санкции уплачены не были, в связи с чем Отделение обратилось  в суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ, пункта 2 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные указанной частью Закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (пункт 3 статьи 17 Закона   № 27-ФЗ).

Материалами дела подтверждено, что расчеты по страховым взносам (РСВ-1) по 1, 2, 3, 4 кварталам 2022 не предоставлены Обществом в ФНС. В результате сверки отчетов РСВ-1 и отчетности по форме СЗВ-СТАЖ Отделением выявлено отсутствие сведений в отношении 359 застрахованных лиц в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.

11.05.2023 в адрес страхователя по ТКС направлено уведомление  об устранении ошибок  и (или) несоответствий между представленными сведениями, в пятидневный срок. По состоянию на 14.09.2023 отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2022 год не представлена, о чем Отделением вынесен акт № 202S18230041932.

Согласно объяснениям Общества, им признан факт нарушение в порядке сдачи отчетности.

Как указывает Общество, причиной такого нарушения стала техническая ошибка, которую Общество своевременно не отследило. В июле 2022 года бывший сотрудник Общества ошибочно направила в Пенсионный фонд Российской Федерации отчет СЗВ-СТАЖ за 2022 год на одного сотрудника, в то время в соответствии с законом как такой отчет должен направляться по итогам отчетного года по всем сотрудникам компании.

Таким образом, Общество просит учесть отсутствие умысла в  его действиях на совершение правонарушения, отсутствие причиненного ущерба, поскольку сотрудники Ответчика, по которым не была своевременно предоставлена информация в СФР, не являются льготными категориями граждан (например задействованным в работе на вредных предприятиях или в регионах крайнего Севера), к которым были бы применимы специальные повышающие коэффициенты в соответствии с трудовым стажем.

Суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Неисполнение обязанности, установленной законом, носит противоправный характер вне зависимости от наступивших последствий.

При таких обстоятельствах Отделение правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 № 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Нормы Закона N 27-ФЗ не содержат положений, предполагающих возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение, при назначении наказания виновному лицу.

В то же время с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе, на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 НК РФ, следовательно, при назначении наказания и установлении размера ответственности необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.

Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ обстоятельства.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в статье 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, предусмотренных законом, предоставлено суду.

Учитывая, что пункт 3 статьи 114 НК РФ определяет минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

На основании вышеизложенного, принимая во внимание характер совершенного Обществом правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, учитывая отсутствие негативных последствий для бюджета, а также учитывая отсутствие умысла на совершение вменяемого праовнарушения, принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, суд пришел к выводу о наличии в данном случае смягчающих ответственность обстоятельств, позволяющих снизить размер примененного к Обществу штрафа до                  17 950 руб.

Указанный размер штрафа, по мнению суда, соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи  333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по делу взыскивается с заинтересованного лица в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТТИР» (192012,                   г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Рыбацкое, Обуховской Обороны пр-кт, д. 271, литера А, этаж 11, помещ. 11.4, ОГРН: 1122721002216, ИНН: 2721191450) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 17 950 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования», по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТТИР» (192012,                   г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Рыбацкое, Обуховской Обороны пр-кт, д. 271, литера А, этаж 11, помещ. 11.4, ОГРН: 1122721002216, ИНН: 2721191450)  в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия Решения.

Судья                                                              Черняковская М.С.