Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 июля 2022 года Дело № А56-5328/2022
Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ранневой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бригенда А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: акционерное общество «АльфаСтрахование» (ОГРН: 1027739431730)
ответчики: общество с ограниченной ответственностью «Итака транс» (ОГРН: 1147847094515); общество с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» (ОГРН: 1027739205240)
о взыскании
при участии представителей согласно протоколу судебного заседания
установил:
АО «АльфаСтрахование» обратилось с иском к ответчикам ООО «Итака транс» и ООО «Зетта Страхование» о взыскании 821 082 руб. 05 коп. ущерба в порядке суброгации.
Определением от 11.02.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 22.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от исковых требований к ответчику ООО «Зетта Страхование», представил правовую позицию на отзыв; ООО «Зетта Страхование» направило ходатайство об отложении судебного заседания; ответчик ООО «Итака транс» возражало против удовлетворения заявленных требований согласно ранее направленному отзыву, представил дополнения.
Оснований для дальнейшего отложения судебного разбирательства согласно статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено, данное ходатайство отклонено судом.
В обоснование требования истец сослался на следующие обстоятельства.
Между АО «АльфаСтрахование» (Страховщик) и ООО «Трейдком» (Страхователь, собственник груза) заключен Договор (Полис) страхования грузов № 7851R/3 13/0056/21 от 01.03.2021 (Договор страхования, Полис), согласно которому Страховщик принимает на страхование указанный в Полисе груз согласно Правилам страхования грузов от 11.01.2015, являющимися неотъемлемой частью Полиса.
Застрахованным грузом согласно Полису является растительное отработанное масло весом 22 тонны стоимостью 22 680 Евро, упакованное в изо-танк BBRU000304-2, для перевозки водным транспортом.
В соответствии с условиями Полиса Страховщик обязуется за обусловленную Полисом страховую премию при наступлении предусмотренных в Полисе событий (страховых случаев) возместить Страхователю (Выгодоприобретателю) причиненный вследствие этих событий убытки в пределах определенных Полисом сумм (Страховых сумм, лимитов возмещения в рамках страховых сумм).
Застрахованным риском согласно условиям Полиса являются «все риски», что означает, что Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, кроме случаев указанных в разделе 4 Правил страхования.
09.03.2021 между ООО «ТрейдКом» и ООО «Итака Транс» заключен договор транспортной экспедиции № 0903А/01, по условиям которого Экспедитор обязуется по поручению, за счет Клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов клиента, а клиент обязуется оплатить экспедитору оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В соответствии с Заявкой на перевозку к договору перевозки груза № 0902А/01 от 09.03.2021 ООО «Итака Транс» обязалось осуществить перевозку груза «масло отработанное растительное» по маршруту Санкт-Петербург-Порт Роттердам, стоимость перевозки составила 1200 Евро. Документ двусторонний, содержит подписи, печати уполномоченных лиц сторон.
19.03.2021 была произведена загрузка автомобильной цистерны а/м В356ОВ/ВВ946078, контейнер BBRU 000304-2 грузом: маслом отработанным растительным, весом 22 тонны с товаросопроводительным документом - Счет (Инвойс № 3 от 19.03.2021), о чем был составлен соответствующий Акт.
В ходе морской перевозки контейнер BBRU 000304-2 с указанным грузом упал за борт, о чем в соответствии со ст.394 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ был составлен Морской протест от 07.04.2021, подписанный капитаном судна Фокиным Андреем. Официальный перевод Морского протеста выполнен 23.06.2021.
Согласно Сюрвейерскому Отчету от 19.04.2021 контейнер BBRU 000304-2 с указанным грузом был позднее выловлен, осмотрен и взвешен. В результате было установлено, что из 22 тонн, изначально загруженных в контейнер, осталось 4 тонны, что дало достоверное основание полагать о наличии течи, как следствие о смешивании остатков груза с морской водой.
Вследствие чего было принято решение об утилизации остатков груза, что было реализовано с участием Таможни Нидерландов, о чем составлена Декларация по утилизации товаров под контролем таможни от 11.05.2021. Официальный перевод Декларации выполнен 23.07.2021.
Согласно п. 4.2. договора экспедиции предусмотрено, что Экспедитор обязуется выполнить или организовать перевозку груза клиента любыми видами транспорта в соответствии с указаниями клиента.
В соответствии с п. 3.5. договора экспедиции Экспедитор вправе привлекать к исполнению своих обязанностей по Договору третьих лиц. В этом случае экспедитор несет полную ответственность перед клиентом за действия привлекаемых ими третьих лиц и за исполнение Договора.
В соответствии с п. 7.1. договора экспедиции Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Исходя из данных обстоятельств, на основании стоимости груза, установленной договором страхования франшизы, АО «АльфаСтрахование» осуществило выплату страхового возмещения в размере 10 340 Евро, что в пересчете на дату выплаты страхового возмещения по курсу Евро составило 821 082 руб. 05 коп.
Как было установлено в ходе рассмотрения заявления ООО «ТрейдКом», тот же груз был застрахован экспедитором ООО «Итака Транс» в ООО «Зетта-Страхование», вследствие чего последним было выплачено экспедитору 10 340 Евро за утерю груза.
Вместе с тем, как полагает истец, согласно перечисленным нормам действующего законодательства ответственность за утрату груза несет экспедитор ООО «Итака транс», а также его страховщик в пределах лимита ответственности по договору страхования.
Претензионные требования истца ответчиками не удовлетворены.
Заявив отказ от исковых требований к ответчику ООО «Зетта-Страхование», истец указал, что ООО «Зетта-Страхование» не является надлежащим ответчиком, поскольку согласно представленным в дело документам выявлено нарушение при рассмотрении страхового случая и установлено, что рассматриваемый случай не имеет признаков страхового, в частности обозначено как исключение из договора страхования, следовательно, выплата страхового возмещения произведена страховщиком ошибочно и подлежит возвращению в порядке арбитражного судопроизводства при обращении с регрессным иском.
Отказ истца от требований к данному ответчику не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, принимается судом с прекращением производства по делу в отношении указанного ответчика согласно статьям 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на иск ответчик ООО «Итака транс» указал, что доводы истца не являются обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в названном Кодексе; должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; при отсутствии таких условий согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям.
Согласно п. 1 ст. 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 названного Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 названного Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 965 ГК РФ перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки.
Ответственность ООО «Итака Транс» должна определяться по условиям договора транспортной экспедиции № 0903А/01 от 09.03.2021, согласно которого ответчиком принято поручение ООО «ТрейдКом» на организацию перевозки груза.
Общие основания ответственности экспедитора согласно нормам Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» (пункт 2 статьи 6) устанавливают, что в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Утрата груза произошла в ходе морской перевозки. Как следует из материалов дела, экспедитор ООО «Итака Транс» в интересах своего клиента ООО «ТрейдКом» заключил договор морской перевозки груза с морской линией X-PRESS CONTAINER LINE (UK) LTD, агент ООО «Рускон», что подтверждается коносаментом XPFLED2101495 от 04.04.2021.
В силу пункта 1 статьи 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) морской перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах.
Отчетом сюрвейера от 18.10.2021 прямо подтверждается факт утраты груза вследствие сильного шторма, при этом эксперт указал, что экстремальные погодные условия невозможно было предвидеть заранее. Данная информация содержится в пунктах 2, 68, 69, 76, 81-84 отчета сюрвейера.
Аналогичная информация о причинах утраты груза в результате тяжёлых погодных условий содержится в морском протесте от 07.04.2021, а также в Акте о страховом событии от 07.09.2021 страховщика ООО «Зетта Страхование».
Оборотная сторона коносамента XPFLED2101495 содержит условия договора морской перевозки груза и положения об ответственности морского перевозчика.
В части ответственности перевозчика предполагается применение Гаагских правил (п.8 коносамента); на основании положений правил "Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года" (вместе с "Протоколом подписания», заключена в г. Брюсселе 25.08.1924, с изменениями от 21.12.1979) ответственность морского перевозчика определяется в соответствии с положениями п.2 ст. 4: «Ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом:
с) рисков, опасностей или случайностей на море или в других судоходных водах».
Таким образом, морской перевозчик (и экспедитор) не несут ответственность за порчу или утрату груза ООО «Итака Транс» вследствие морских опасностей как в силу национального законодательства России, так и в силу условий договора морской перевозки груза и норм международного права, регулирующих условия морской перевозки по коносаменту XPFLED2101495 от 04.04.2021.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал, что ответчик является лицом, обязанным возместить заявленный ущерб вследствие опасностей на море, а также что имеется совокупность всех обстоятельств, при наличии которых возможно возложение на него ответственности за причинение убытков.
Таким образом, суд не признал заявленные требования обоснованными и доказанными материалами дела, возражения ответчика заявлены правомерно, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Принять отказ истца от иска к обществу с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование». Производство по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» прекратить.
В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Итака транс» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Раннева Ю.А.