Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 марта 2005 года Дело № А56-52384/2004
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2005 года. Полный текст решения изготовлен марта 2005 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Демина И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Деминой И.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги"
ответчик Межрайонная инспекция МНС РФ №14 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
при участии
от истца ауд. Громовой Э.А., дов. № 2/04 от 12.10.04 г., нач. юр. отд. Гериной И.И., дов. от 05.11.04 г.,
от ответчика гл. спец. юр. отд. Костина С.О., дов. от 28.12.04 г. № 01/2433, зам. нач. юр. отд. Поликарповой Е.А., дов. от 27.12.04 г. № 01/2398
установил:
ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции МНС РФ №14 по Санкт-Петербургу, выразившееся в отказе произвести регистрацию контрольно-кассовой техники и обязать Инспекцию зарегистрировать контрольно-кассовую технику в месячный срок со дня принятия решения.
По ходатайству инспекции произведена замена правопреемником – МИФНС России № 14 по Санкт-Петербургу в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с реорганизацией.
МИФНС просит оставить заявление Общества без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" обратилось в МИМНС России № 14 по Санкт-Петербургу с просьбой произвести перерегистрацию 51 единицы ККТ до истечения срока амортизации по согласованному графику (письмо от 13.10.04 № 458).
Инспекция в письме от 25.10.04 г. № 01/1223 отказала Обществу в регистрации ККТ в соответствии с ранее предложенным графиком и предложила «снять с учета контрольно-кассовую технику в связи с реорганизацией ГУПКТ «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги».
В письме также указано, что версии моделей ККТ 04, 05, 06 для SAMSUNGER - 250 RF, ККТ 04, 08, 09,10 для SAMSUNGER-461 RFне подлежит регистрации в налоговой инспекции с 1 октября 2004 г.
Жалоба на действия инспекции, направленная Обществом 09.11.04 № 517 в УМНС России по г. Санкт-Петербургу, оставлена без удовлетворения.
Действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести регистрацию ККТ, по мнению заявителя являются незаконными и нарушают его права, поскольку в соответствии с распоряжением КУГИ СПб от 20.08.04 № 830-рз ГУПКТ «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» реорганизовано путем преобразования в ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» с переходом к последнему прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом и учредительными документами. Изменение организационно-правовой формы ГУПКТ «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» не изменило форму собственности на его имущество - собственность субъекта РФ (код 13 в ЕГРПО).
Созданное в результате реорганизации новое юридическое лицо наделено имуществом и обязательствами, которые в качестве вступительного сальдо перенесены из передаточного акта реорганизованного юридического лица, что обеспечивает непрерывность и преемственность бухгалтерского и налогового учета организаций, участвующих в процессе реорганизации. Это означает, что амортизируемое имущество, полученное правопреемником от ГУП, подлежит амортизации у нового юридического лица до истечения срока использования в порядке, установленном в пп.2 п.6 ст. 259 Налогового кодекса РФ.
Вся контрольно-кассовая техника, эксплуатируемая в Обществе входит в состав амортизируемого имущества, так как срок ее полезного использования до настоящего времени не истек, и подлежат регистрации в соответствии с требованиями п.5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.
Общество имеет право снять с учета контрольно-кассовую технику, выбывающую из реорганизованного предприятия с одновременной постановкой их на учет в ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» без ограничения прав и обязанностей правопреемника, в порядке, указанном в письме УМНС РФ по Санкт-Петербургу от 26.07.04 №04-07/16036.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при осуществлении расчетов применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством РФ.
До принятия соответствующих постановлений Правительства на налоговые органы была возложена обязанность осуществлять регистрацию всей без исключения ККТ, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр ККМ, используемых на территории РФ, до вступления в силу данного Федерального закона (Письмо МНС РФ от 17.12.2003 № ШС-6-33/1321@).
Совершая действия, выразившиеся в отказе зарегистрировать указанные в письме версии ККТ, инспекция не ссылается на нормативные акты, в которых содержится решение, запрещающее регистрацию этих моделей.
В соответствии с п. 4 ст. З Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения в дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.
Официальной публикации уполномоченного исполнительного органа об исключении из Государственного реестра версий моделей 04, 05, 06 для SAMSUNGER - 250 RF,
04, 08, 09,10 для SAMSUNGER-461 RF нет. После вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ ГМЭК по ККМ утратила свои полномочия по ведению Государственного реестра.
Уполномоченный федеральный орган - Федеральное агентство по промышленности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года № 285 и до настоящего времени не приняло никаких решений для ведения Государственного реестра.
МИФНС считает, что отказ зарегистрировать контрольно-кассовую технику правомерен, так как до утверждения реестра контрольно-кассовой техники ФАП необходимо руководствоваться Государственным реестром контрольно-кассовой техники, принятым ГМЭК.
Решение об исключении из государственного реестра отдельных моделей контрольно-кассовой техники, не оснащенных шифровальными средствами защиты фискальных данных, принято ГМЭК (Протокол от 12.03.04 г. № 1/77-2004) в соответствии с поручением Президента РФ от 13.12.01 г. № Пр-2184.
ГМЭК не является федеральным органом исполнительной власти в силу Указа Президента РФ № 867 от 17.05.200 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в связи с чем требование п. 4 ст. 3 Закона о контрольно-кассовой технике о необходимости официального опубликования Госреестра контрольно-кассовой техники распространяется на Госреестр, принятый Федеральным агентством по промышленности.
В то же время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.09.93 г. № 903 и от 12.08.94 г. № 911 решения ГМЭК, принятые по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, а также для всех организаций и предприятий.
Заявитель имел право использовать отдельные модели контрольно-кассовой техники до истечения срока их амортизации, если бы не было реорганизации.
Порядок регистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники установлен Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно кассовых машин в налоговых органах», который в связи с вступлением в силу Закона о контрольно-кассовой технике в части, не противоречащей указанному Закону, не изменился.
В соответствии с п.7 вышеуказанного приказа в случае реорганизации организации контрольно - кассовая машина подлежит снятию с учета.При этом организация подает в налоговый орган заявление о снятии с учета контрольно - кассовой машины и налоговый орган снимает её с учета.
Вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо подает соответствующее заявление в налоговый орган для регистрации контрольно -кассовой машины.
Оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу о незаконности действий Инспекции.
Доводы, приведенные заявителем в обоснование своего требования, суд считает обоснованными.
Как следует их учредительных документов ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги", его реорганизация произошла путем преобразования. Произошло изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Имущество правопредшественника в полном объеме перешло к правопреемнику, а в силу п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ к правопреемнику перешли все права и обязанности реорганизованного лица, в связи с чем к вновь созданной организации перешло право использования амортизируемого имущества контрольно-кассовой техники до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закона о контрольно-кассовой техники).
В соответствии с Письмом МНС РФ от 17.12.03 г. № ШС-6-33/1321 «а» до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной ГМЭК по контрольно-кассовой технике в государственный реестр контрольно-кассовой техники, используемых на территории РФ, до вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с п. 7 Приказа государственной налоговой службы России от 22.06.95 г. № ВГ-3-14/36, утвердившим Порядок регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, снятие с учета контрольно-кассовой техники производится по заявлению ее владельца, если кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации.
Из обращения у заявителя кассовый аппарат не выбывал, поэтому получив заявление от Общества о перерегистрации контрольно-кассовой техники Межрайонная инспекция МНС РФ №14 по Санкт-Петербургу должна была его удовлетворить и произвести перерегистрацию контрольно-кассовой техники.
Таким образом, отказ Инспекции произвести регистрацию контрольно-кассовой техники противоречит законодательству, и нарушает права Общества по использованию контрольно-кассовой техники, срок амортизации которой не истек и может привести к убыткам, связанным с выбытием имущества заявителя из производственного процесса.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным действие Межрайонной инспекции ФНС РФ № 14 по Санкт-Петербургу, выразившееся в отказе произвести перерегистрацию контрольно-кассовой техники, принадлежащей ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги".
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 14 по Санкт-Петербургу зарегистрировать контрольно-кассовую технику, принадлежащую ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги", в регистрации которой было отказано Письмом Инспекции от 25.10.04 г. № 01/1223 в месячный срок со дня принятия решения.
3. Возвратить ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению № 15774 от 15.12.04 г.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Демина И.Е.