Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 февраля 2015 года Дело № А56-67920/2014
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2015 года. Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2015 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Альшанниковым Д.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей»,
заинтересованное лицо Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
об оспаривании постановления от 10.10.2014 по делу №6-2014 и представления от 10.10.2014,
при участии
от заявителя: представитель Тарасов Д.Б. по доверенности от 10.10.2014, представитель Черенков И.О. по доверенности от 19.01.2015,
от заинтересованного лица: представитель не явился (извещен),
установил:
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» (далее – заявитель, учреждение, ФБУ «Администрация «Волго-Балт») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления от 10.10.2014 по делу №6-2014 и представления об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, от 10.10.2014, вынесенных Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление Ространснадзора).
В судебном заседании представитель учреждения поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителем заявителя в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, 01.09.2014 в ходе рассмотрения Декларации безопасности Волховского шлюза ФБУ «Администрация «Волго-Балт» были выявлены нарушения статей 8 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», подпункта «е» пункта 1.2, пункта 3.4 Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, утвержденных Минречфлотом РСФСР 24.07.1978.
По факту выявленных нарушений Управлением Ространснадзора в отношении учреждения определением от 01.09.2014 возбуждено дело № 06-2014 об административном правонарушении по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования, окончании которого 29.09.2014 составлен протокол №7-2014пр об административном правонарушении.
Постановлением Управления Ространснадзора от 10.10.2014 о назначении административного наказания по делу № 6-2014 ФБУ «Администрация «Волго-Балт» привлечено к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Представлением об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, от 10.10.2014 учреждению было предложено представить план мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием четких сроков устранения выявленных нарушений, а также ответственных лиц за выполнение плана устранения нарушений.
ФБУ «Администрация Волго-Балт», не согласившись с правомерностью указанных постановления и представления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон №117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9 Закона № 117-ФЗ установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу статьи 10 Закона № 117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 №1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение).
Согласно пункту 3 Положения декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее именуются - обязательные требования), а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
В силу пункта 8 Положения декларация безопасности, подписываемая декларантом, должна содержать:
а) общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности;
в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;
д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
е) реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (наименование и адрес организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение);
ж) другие данные о безопасности гидротехнических сооружений.
Минречфлотом РСФСР 24.07.1978 утверждены Правила технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений (далее – Правила).
Согласно пункту 1.2 Правил работники гидросооружений в объеме, необходимом для занимаемой должности, должны:
а) знать конструкции гидросооружений, их механическое и электротехническое оборудование, правила и инструкции по их эксплуатации;
б) содержать судоходные гидротехнические сооружения и их механическое и электротехническое оборудование в исправном состоянии, обеспечивающем пропуск судов и плотов в соответствии с установленными нормами времени;
в) содержать судоходные каналы в безопасном для судоходства состоянии;
г) производить систематические наблюдения за состоянием сооружений и оборудования согласно инструкциям;
д) выполнять техническое обслуживание - уход, осмотры, текущий и капитальный ремонт сооружений и их оборудования;
е) улучшать технико-экономические показатели, повышать производительность труда, снижать расходы по содержанию сооружений;
ж) внедрять новую технику и передовые методы работ;
з) поддерживать хороший внешний вид гидротехнических сооружений, а также чистоту и порядок на своих рабочих местах.
В силу пункта 3.4 Правил персонал бассейновых управлений пути, управлений каналов, районов гидросооружений, технических участков обязан постоянно проводить работы по улучшению эксплуатационных качеств гидросооружений на основе перспективных планов.
Перспективные планы улучшения технического состояния гидросооружений составляются на основе анализа результатов наблюдений и исследований, а также осмотров сооружений на срок 5 лет и утверждаются Главным управлением водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР.
ФБУ «Администрация Волго-Балт» представило в Управление Ространснадзора Декларацию безопасности Волховского шлюза, разработанную в соответствии с установленными Положением требованиями, из которой следует, что собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), эксплуатирующая организация и балансодержатель – ФБУ «Администрация «Волго-Балт» (на основании распоряжения Леноблкомимущества от 01.11.1995 №125 о закреплении государственного федерального имущества на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) Свирского района гидросооружений от 01.01.1995 №4).
В представленной Декларации безопасности Волховского шлюза содержатся сведения о выполнении мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности Волховского шлюза (пункт 3.4.2 раздела 3 Декларации безопасности от 03.09.2014 №ДБ-16-14), указанных в предыдущей Декларации безопасности Волховского шлюза от 26.09.2011 № ДБ-27-11
Согласно постановлению Управления Ространснадзора от 10.10.2014 по делу №6-2014 ФБУ «Администрация «Волго-Балт» вменяется невыполнение всех мероприятий по повышению уровня безопасности Волховского шлюза, указанных в Декларации безопасности Волховского шлюза от 26.09.2011 № ДБ-27-11, а именно:
не выполнен ремонт голов;
не выполнена реконструкция причально-разделительной стенки и нижнем бьефе;
не выполнена реконструкция башен шлюза;
не выполнено строительство башен для механизмов привода и подъема затворов опорожнения и наполнения;
не выполнена реконструкция верхнего аварийно-ремонтного заграждения (металлоконструкций, механизм привода, порог с забральной балкой, закладные части);
не выполнена реконструкция заградительного устройства от навала судов на НДВ;
не выполнена реконструкция воздушно-дренажного устройства (льдоотгон);
не выполнена реконструкция механизмов приводов рабочих затворов опорожнения (ЗО);
не выполнена реконструкция механизмов приводов ремонтных затворов опорожнения;
не выполнена реконструкция металлоконструкций рабочих затворов опорожнения и их закладных частей;
не выполнена реконструкция ремонтных затворов опорожнения и их закладных частей;
не выполнена реконструкция освещения шлюза;
не выполнена реконструкция системы энергосбережения шлюза;
не выполнена реконструкция кабельного хозяйства;
не выполнена реконструкция разделительной стенки верхнего подходного канала;
не выполнена реконструкция береговой стенки нижнего подходного канала;
не выполнена реконструкция береговой стенки верхнего подходного канала;
не выполнена реконструкция асфальтового покрытия территории шлюза.
Невыполнение вышеуказанных мероприятий подтверждается комиссионным актом преддекларационного обследования Волховского шлюза от 22.08.2013, являющегося приложением к Декларации безопасности от 03.09.2014 №ДБ-16-14.
На основании изложенного, Управлением Ространснадзора сделан вывод о неосуществлении заявителем мероприятий по обеспечения безопасности Волховского шлюза.
Суд не может согласиться данными выводами административного органа.
Из материалов дела видно, что для выполнения данных мероприятий заключен государственный контракт от 10.12.2012 № 7/2012/51-ГК на выполнение работ по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Балтийского водного пути». Работы выполняются в соответствии с разработанным календарным планом на 2012 – 2015 годы. Этап №3 «Комплекс работ по реконструкции Волховского шлюза» - срок исполнения работ по контракту – 10.12.2015.
Кроме того, из Декларации безопасности Волховского шлюза от 26.09.2011 №ДБ-27-11 видно, что планируемый срок выполнения работ по объектам – 2012-2015 годы (при условии достаточного и своевременного бюджетного финансирования). Таким образом, невыполнение всех мероприятий по повышению уровня безопасности Волховского шлюза до 2014 года предусмотрено в данной Декларации.
Из представленных материалов следует, что техническое состояние шлюза оценивается по результатам регулярно проводимых согласно планам-графикам наблюдений и осмотров сооружения специалистами шлюза. Наблюдения и исследования состояния шлюза и его оборудования осуществляются в соответствии с положениями «Инструкций по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях. Часть I – Гидротехническая (календарный план инструментальных наблюдений на Волховском шлюзе; график профилактических осмотров сооружений, производственных и служебных зданий; график профилактических осмотров подводных частей сооружений и оборудования Волховского шлюза). Часть II – Механическое оборудование судоходных гидротехнических сооружений (график профилактических осмотров механического оборудования Волховского шлюза; график наблюдений и исследований по механическому оборудованию Волховского шлюза; график проведения дефектоскопии ответственных узлов и деталей механического оборудования шлюзов ФБУ «Администрация «Волго-Балт»). Часть III – Электрооборудование судоходных гидротехнических сооружений (график профилактических испытаний электрооборудования Волховского шлюза; график профилактических осмотров электротехнического оборудования Волховского шлюза).
Результаты наблюдений заносятся в журналы установленной формы. Материалы по наблюдениям и исследованиям с анализом и оценкой технического состояния Волховского шлюза СРГСиС направляет в Службу гидротехнических сооружений и энергетики ФБУ «Администрация «Волго-Балт» (СГСиЭ). СГСиЭ проводит анализ материалов, намечает мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации шлюза и контролирует их выполнение.
Результаты анализа проведенных наблюдений и исследований отражаются в годовом техническом отчете об эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, информационных сведениях для ведения отраслевой базы данных и мониторинга обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, а также в протоколах научно-технического совета при заместителе руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт» по итогам каждого полугодия. Данные по техническому состоянию, условиям эксплуатации, аварийности и безопасности сооружений направляются в Росморречфлот в составе «Годового технического отчета об эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений». Ежегодно в соответствии выделенной субсидией на выполнении государственного задания составляются и утверждаются руководством ФБУ «Администрация «Волго-Балт» планы-графики текущего ремонта.
Также заявителю вменяется непроведение заблаговременного комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях в нарушение требований статьи 8 Закона №117-ФЗ.
Вместе с тем, ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и СРГСиС проводят необходимые мероприятия по предупреждению, готовности к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварий на Волховском шлюзе.
В ФБУ «Администрация «Волго-Балт» имеется согласованный с Северо-Западным региональным центром МЧС России «План действий органов управления и сил ГБУ «Волго-Балт» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время», в котором отражены мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также утверждённый 18.02.2013 начальником СРГСиС «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Свирского района гидросооружений и судоходства – филиала ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Волховский шлюз», согласованный 11.02.2013 начальником отдела по дела ГО и ЧС Администрации Волховского муниципального района.
Представленные в материалы дела инструкции для персонала шлюза, сотрудников СРГСиС определяют действие персонала в случае предаварийных и аварийных ситуаций. Определена система взаимодействия с органами ГО и ЧС. В сентябре 2014 года введена в эксплуатацию на объектовом уровне локальная система оповещения Волховского шлюза. На случай возникновения аварии на Волховском шлюзе в СРГСиС имеются необходимые запасы строительных материалов и техника. При необходимости предусмотрено привлечение дополнительной техники через органы ГО и ЧС. Для снижения риска аварий на шлюзе действует система обучения, инструктажа и проверки знаний эксплуатационным персоналом оперативных и должностных инструкций, правил охраны труда и техники безопасности. В соответствии с графиком проводятся противоаварийные тренировки.
Ежегодно проводятся учения по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на Волховском шлюзе совместно с Главным управлением МЧС России по Ленинградской области, по результатам которых выдаются заключения о готовности ФБУ «Администрация «Волго-Балт» к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии на Волховском шлюзе Свирского района гидротехнических сооружений и судоходства».
Как видно из оспариваемого постановления, заявителем в нарушение статьи 9 Закона №117-ФЗ не организована эксплуатация Волховского шлюза в соответствии с подпунктом «е» пункта 1.2 Правил, согласно которому работники гидросооружений в объеме, необходимом для занимаемой должности, должны улучшать технико-экономические показатели, повышать производительность труда, снижать расходы по содержанию сооружений.
Как следует из объяснений заявителя и представленных документов, эксплуатация шлюза осуществляется персоналом в составе 16 человек. Все специалисты шлюза соответствуют занимаемым должностям, имеют должностные инструкции. На шлюзе организовано и проводится техническое обучение, а так же противоаварийные тренировки с персоналом. Каждый работник проходит обучение безопасным методам труда и проверку знаний правил охраны труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний инженерно-технических работников и рабочих гидроузла проводится на постоянной основе согласно Приказу «об обучении и проверки знаний по охране труда» СРГСиС.
Шлюз укомплектован средствами измерения и контроля для осуществления технического контроля состояния сооружения и его электромеханического оборудования. Поверка приборов проводится своевременно. Шлюз оборудован современной автоматизированной системой управления процессом шлюзования, что обеспечивает бесперебойную работу шлюза, система датчиков позволяет оперативно диагностировать неисправности оборудования, применение частотного электропривода снижает затраты на потребляемую электроэнергию и увеличивает межремонтный период. Автоматизированная система управления снижает нагрузку на диспетчерский персонал. В рамках реконструкции заменены металлоконструкции ворот и затворов наполнения, механизмы проводов ворот и затворов переведены с механического привода на гидравлический, что позволяет сокращать расходы на обслуживание и ремонт, а также повышает надежность работы механизма. Реконструирована система водоотлива камеры с установкой высокопроизводительных насосов, что также позволяет снижать эксплуатационные расходы на водоотлив камеры.
Количество судов, проходящих по р. Волхов через створ Волховского шлюза, в среднем составляет 200 судов в год. Задержек шлюзования, транспортных происшествий (аварий и инцидентов) за последние годы не было.
В части вмененного нарушения пункта 3.4 Правил (персонал БУП, УК, РГС и ТЦУ обязаны проводить работы по улучшению эксплуатационных качеств сооружений на основе перспективных планов), судом установлено, что в целях улучшения эксплуатационных качеств и уровня безопасности Волховского шлюза была принята Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 № 377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1201 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», которая и является «Перспективным планом». В рамках данной Подпрограммы (перспективного плана) проводятся работы по государственным контрактам от 10.12.2012 № 7/2012/51-ГК и от 16.04.2014 № 17.
Как указано в оспариваемом постановлении, отсутствует соблюдение обязательных требований при эксплуатации Волховского шлюза, а также его техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и технический ремонт.
Однако материалами дела подтверждается, что ежегодно разрабатываются и утверждаются в ФБУ «Администрация «Волго-Балт» календарные планы инструментальных наблюдений на Волховском шлюзе, график профилактических осмотров по гидротехнической, механической и электротехнической части. В соответствии с утверждёнными планами и графиками проводятся осмотры, наблюдения, техническое обслуживание и ремонт гидротехнических сооружений, металлоконструкций, механического и электротехнического оборудования. Результаты проводимых наблюдений заносятся в соответствующие журналы.
Для проверки организации эксплуатационной работы, технического состояния и содержания Волховского шлюза и его оборудования, проверки качества ремонтных работ, выполненных в межнавигационный и навигационный периоды, проводится ежегодный инспекторский осмотр гидротехнических сооружений комиссией, состав которой утверждает руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт».
В акте преддекларационного обследования Волховского шлюза от 22.08.2013 комиссией, состав которой утверждает Росморречфлот, с участием представителя Ространснадзора, сделан вывод о том, что эксплуатация Волховского шлюза, электромеханического оборудования СГТС ведется в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений», «Положения о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений», «Инструкции по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях» (часть I, II, III) и другими нормативными документами». В утвержденной Ространснадзором Декларации безопасности Волховского шлюза от 03.09.2014 №ДБ-16-14 в пункте 2.6 «Заключение об обеспечении эксплуатационной надежности Волховского шлюза» сделан вывод – «эксплуатационная надежность шлюза обеспечена», фактически опровергающий вменяемое ФБУ «Администрация «Волго-Балт» нарушение.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 65 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемых постановления и представления, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оспариваемые постановление от 10.10.2014 по делу №6-2014 и представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, от 10.10.2014 являются незаконными, а требования ФБУ «Администрация «Волго-Балт» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными и отменить постановление от 10.10.2014 по делу №6-2014 и представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, от 10.10.2014, вынесенных Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.