Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 ноября 2020 года Дело № А56-22825/2020
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Шпачева Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клышниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Акционерное общество "КСИЛ"
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления №4725193451725500063 от 11.03.2020 о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя - Тараканов С.А., доверенность от 27.01.2020
от заинтересованного лица - Леонтьев Д.С., доверенность от 09.01.2020
установил:
Акционерное общество «КСИЛ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 11.03.2020 №4725193451725500063 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 103 126 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, а представитель заинтересованного лица против его удовлетворения возражал.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании поручения от 14.10.2019 №472520190003002 Врио начальника Инспекции проведена документарная проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в частности, по вопросу соблюдения положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле"(далее – Закон № 173-ФЗ) при осуществлении выплат работникам (нерезидентам) заработной платы в валюте РФ за период с 01.10.2017 по 30.09.2019.
В ходе проверки выявлено, что в период с 01.10.2017 по 30.09.2019 привлеченным к работе гражданам Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Молдовы, Грузии, не имеющим вида на жительство в Российской Федерации, выплачивалась заработная плата наличными денежными средствами. Такие выплаты, по мнению Инспекции, нарушают положения Закона № 173-ФЗ, поскольку произведены без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки соблюдения валютного законодательства от 10.12.2019 №47252019003006.
В том числе установлено, что 14.05.2019 из кассы Общества физическим лицам-нерезидентам в наличной форме выплачено в общей сумме 137 501,72 рублей, что подтверждается платежной ведомостью от 30.04.2019 № 70 и расходным кассовым ордером от 14.05.2019 № 34.
Налоговым органом по данному факту протоколом от 21.02.2020 № 4725193451725500063 возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела налоговым органом вынесено постановление 11.03.2020 № 4725 193 451725500063 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 103 126 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявление подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 процентов до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Инспекция исходит из того, что выплата заработной платы работникам-нерезидентам без использования банковских счетов в уполномоченных банках, то есть наличными денежными средствами, является нарушением валютного законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, явился вывод Инспекции о том, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, поэтому расчеты между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами -резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанных в статье 14 Закона № 173-ФЗ.
Действительно, исходя из положений части 1 статьи 15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Действующая редакция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статья 14 Закона № 173-ФЗ, предусматривающая права и обязанности при осуществлении валютных операций, прямо не регулирует порядок совершения денежных расчетов между резидентом - юридическим лицом и нерезидентами – работниками резидента, однако отсутствует и прямой запрет на осуществление расчетов в таких случаях наличными денежными средствами. Более того, названная норма закона прямо предусматривает возможность таких расчетов (между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом- нерезидентом) без использования банковских счетов в уполномоченных банках, например, по договорам купли-продажи товаров и др.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Закона № 173-ФЗ, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена (Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2014 № ВАС-19914/13 по делу А59-2169/2013).
Как установлено статьей 2 Закона № 173-ФЗ, указанный Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии со статьей 3 Закона № 173-ФЗ одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Согласно статье 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Из материалов административного дела и содержания оспариваемого постановления налогового органа следует, что Общество при проведении проверки соблюдения валютного законодательства предоставило все документы, необходимые для контроля за совершенными валютными операциями.
В частности, Общество предоставило расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за период 2017-2019гг., расчеты по страховым взносам за период 03, 06, 09, 12 месяцев 2017-2018гг., 03, 06, 09 месяцев 2019 г., кассовая книга организации за период с 01.10.2019 по 30.09.2019, расходные кассовые ордера за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, платежные ведомости за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, справки по форме 2-НДФЛ, в том числе по обособленным подразделениям Общества, данные кассовой книги (платежные ведомости, расходные кассовые ордера за период 2017-2019 г.г.).
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Общество не нанесло вред общественному порядку и государственным интересами в области валютного регулирования и валютного контроля.
Таким образом, суд не может согласиться с мнением Инспекции о том, что, выплачивая своим работникам - нерезидентам заработную плату наличными денежными средствами, Общество нарушило валютное законодательство.
Кроме того, арбитражный суд исходит из того, что отношения между Обществом и его работниками регулируется трудовым законодательством.
Как установлено статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также сроки и очередность выплаты заработной платы.
Как следует из положений статьи 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). Исходя из статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
При этом, статьей 142 ТК РФ предусмотрено, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с указанным Кодексом и иными федеральными законами.
Из приведенных выше правовых норм, следует, что работник вправе получать заработную плату наличными средствами.
Заявителем представлены заявления физических лиц – нерезидентов, которыми они уведомляют работодателя о желании получать заработную плату наличными денежными средствами.
Трудовое законодательство право на получение заработной платы наличными денежными средствами не связывает исключительно с наличием статуса резидента. Иное означало бы необоснованное ограничение прав и законных интересов работников – нерезидентов. Иного регулирования в отношении работников – нерезидентов другим законом не установлено.
Таким образом, в рамках исполнения своих трудовых обязанностей Общество передало работникам-нерезидентам заработную плату в наличной денежной форме, что соответствует требованиям трудового законодательства.
Суд считает, что надлежащее исполнение своих обязанностей в сфере трудового законодательства не может везти к нарушению требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Наоборот, отказ в выплате заработной платы в наличной денежной форме может быть квалифицирован как правонарушение по статье 5.27 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 4 Закона № 173-ФЗ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Указанные выводы основаны на арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 27.01.2014 № ВАС-19914/13, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.03.2008 г. N 15693/07 по делу N А78-5027/2006-С2-28/245, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2019г. по делу N А12-26910/2018, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2017 N Ф05-15389/2017 по делу N А40-56786/2017, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015г. по делу № А40-141012/14 (утв. Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2016г. № 305-АД15-19951).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку факт совершения административного правонарушения не нашел своего подтверждения материалами дела, суд считает требование Общества о признании незаконными и отмене постановления налогового органа подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 от 11.03.2020 №4725193451725500063 о назначении административного наказания.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья Шпачев Е.В.