НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020 № А56-18652/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 ноября 2020 года                                                           Дело № А56-18652/2020

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Шпачева Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клышниковой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Акционерное общество "КСИЛ"

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления №4725193451725500042 от 26.02.2020 о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя - Тараканов С.А., доверенность от 27.01.2020

от заинтересованного лица - Леонтьев Д.С., доверенность от 09.01.2020

установил:

Акционерное  общество «КСИЛ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) №4725193451725500042 от 26.02.2020 о назначении административного наказания, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель поддержал заявленные требовании. Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании поручения №472520190003002 от 14.10.2019г. Врио начальника инспекции проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Акционерным обществом «КСИЛ» по вопросу соблюдения положений ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении выплат работникам (нерезидентам) заработной платы в валюте РФ за период с 01.10.2017г. по 30.09.2019г.

В ходе проверки выявлено осуществление АО "КСИЛ" выплат заработной платы без открытия счета в банке физическим лицам-нерезидентам гражданам Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Молдовы, Грузии, при отсутствии вида на жительства, в период с 01.10.2017 по 30.09.2019гг. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации на общую сумму 26 850 989.68 рублей, что является незаконной валютной операцией.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки соблюдения валютного законодательства №47252019003006 от 10.12.2019г.

В ходе проверки выявлено, что 14.11.2018 г. из кассы организации работникам-нерезидентам (Ашырбаевой Р.Н. - гражданке Республики Киргизии, Ермолаеву В.И. -гражданину Республики Беларусь, Иванову В.Е..- гражданину Республики Беларусь) произведена оплата по договорам подрада, в наличной форме, в общей сумме 113 094,00 рублей, что подтверждается платежной ведомостью № 216 от 31.10.2018 и расходным кассовым ордером от 14.11.2018 № 91.

Привлеченные Обществом к работе иностранные граждане - физические лица, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации, и на основании пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173 - ФЗ являются нерезидентами, что подтверждается информацией, представленной ОМВД по Ломоносовскому району (Приложение 8).

Тем самым установлено, что Общество, совершив 14.09.2018 года незаконную валютную операцию, нарушило ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Налоговым органом по данному факту протоколом № 4725193451725500042 от 10.02.2020 г.  возбуждено административное дело по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела налоговым органом было вынесено постановление от 26.02.2020 № 4725193451725500042 о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 84 821, 00 рубля.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявление подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Инспекция исходит из того, что оплата наличными денежными средствами подрядчикам-нерезидентам  без использования банковских счетов в уполномоченных банках, то есть  наличными денежными средствами, является нарушением валютного законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Таким образом, выплата юридическим лицом - резидентом Российской Федерации по гражданско-правовому договору нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ явился вывод Инспекции о том, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, поэтому расчеты между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанных в статье 14 Закона № 173-ФЗ.

Действительно, исходя из положений части 1 статьи 15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Действующая редакция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства  Российской  Федерации,   включая  осуществление  валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Статья 14 Закона № 173-ФЗ, предусматривающая  права и обязанности при осуществлении валютных операций, прямо не регулирует  порядок совершения денежных расчетов между резидентом - юридическим лицом и нерезидентами – работниками резидента, однако отсутствует и прямой запрет на осуществление расчетов в таких случаях наличными денежными средствами.   Более того, названная норма закона прямо предусматривает возможность таких расчетов (между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом- нерезидентом) без  использования банковских счетов  в уполномоченных банках, например,  по договорам купли-продажи товаров и др.

Исходя из положений части 1 статьи 13 Закона № 173-ФЗ, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена (Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2014 № ВАС-19914/13 по делу А59-2169/2013).

Как установлено статьей 2 Закона № 173-ФЗ, указанный Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии со статьей 3 Закона № 173-ФЗ одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Согласно статье 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Из материалов административного дела и содержания оспариваемого постановления налогового органа следует, что Общество при проведении проверки соблюдения валютного законодательства, предоставило все документы, необходимые для контроля за совершенными валютными операциями.

В частности, Общество предоставило расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за период 2017­2019гг., расчеты по страховым взносам за период 03, 06, 09, 12 месяцев 2017-­2018гг., 03, 06, 09 месяцев 2019 г., справки по форме 2-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ за период 01.10.2017 по 30.09.2019 гг., в том числе по обособленным подразделениям Общества, данные кассовой книги (платежные ведомости, расходные кассовые ордера за период с 01.10.2017 по 31.12.2018).

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Общество не нанесло вред общественному порядку и государственным интересами в области валютного регулирования и валютного контроля.

Как установлено судом, в договорах подряда от 01.10.2018 оплата выполненных работ должна осуществляться в наличной форме. Указанное в полной мере соответствует нормам гражданского законодательства. При этом, указанный договор, в силу требований ГК РФ, должен исполняться в соответствии с его условиями.   Названные договоры никем не оспорены и недействительными не признавались.

Оплата вознаграждения иностранному гражданину за выполненные работы по гражданско-правовому договору в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

В тоже время, согласно ст.6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьи 7,8 Закона № 173-ФЗ утратили силу. В статье же 11 названного закона установлены требования к купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

Таким образом, в валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на получение физическим лицом - нерезидентом от резидента наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве оплаты за выполненные работы.

Также, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле не установлено обязанности нерезидента открывать счета для получения оплаты по гражданско-правовым договорам и запрет на получение наличных денежных средств за выполненные гражданско-правовые обязательства.

Более того, исходя из ст.13 Закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Вопреки доводам Инспекции ст.14 Закона № 173-ФЗ не устанавливает запрета на получение физическим лицом - нерезидентом от резидента наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве оплаты за выполненные работы, оказанные услуги. С учетом системного толкования названного Закона (в частности, ст.ст.1, 6, 14) доводы Инспекции о том, что в ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень наличных валютных операций,  суд считает ошибочными.

С учетом волеизъявления нерезидентов, выраженных в договорах подряда, указанные лица отказались от права на открытие счетов в банках. Однако это не означает, что обязательство не подлежит исполнению. П.4.1 договоров подряда установлены наличные расчеты с нерезидентом.

С учетом того, что в силу гражданского законодательства установлен принцип надлежащего исполнения обязательств, наличия волеизъявления нерезидента на исполнение такого обязательства в наличной форме, с учетом ст.6 Закона №173-ФЗ, суд считает, что заявителем не нарушено требований валютного законодательства.

Частью 6 статьи 4 Закона № 173-ФЗ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

В частности, Общество предоставило расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за период 2017-­2019гг., расчеты по страховым взносам за период 03, 06, 09, 12 месяцев 2017-­2018гг., 03, 06, 09 месяцев 2019 г., кассовая книга организации за период с 01.10.2019 по 30.09.2019, расходные кассовые ордера за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, платежные ведомости за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, справки по форме 2-НДФЛ, в том числе по обособленным подразделениям Общества, данные кассовой книги (платежные ведомости, расходные кассовые ордера за период 2017-2019 г.г.).

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Общество не нанесло вред общественному порядку и государственным интересами в области валютного регулирования и валютного контроля.

Таким образом, суд не может согласиться с мнением Инспекции о том, что, выплачивая своим подрядчикам - нерезидентам оплату за выполненные работы наличными денежными средствами,  Общество нарушило валютное законодательство.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Поскольку факт совершения административного правонарушения не нашел своего подтверждения материалами дела, суд считает требование Общества о признании незаконными и отмене постановления налогового органа подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ленинградской области от 26.02.2020 №4725193451725500042 о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                Шпачев Е.В.