НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2014 № А56-41939/14

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 октября 2014 года Дело № А56-41939/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 23 октября 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Семеновой И.С.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болотовой Л.Д.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Открытое акционерное общество "Международный банк Санкт-Петербурга"

заинтересованное лицо Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9

о признании незаконным решения от 31.12.2013 №03-38/17-42 в части, о признании незаконными требований №15 от 07.04.2014, №54 от 08.05.2014, о признании незаконными решений о зачете от 31.03.2014 №42, №43, №142, №143, от 21.04.2014 №23, от 30.05.2014 №61

при участии

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 04.12.2013;

от заинтересованного лица: представитель ФИО2, доверенность от 15.07.2014;

установил:

Открытое акционерное общество "Международный банк Санкт-Петербурга" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения, вынесенного Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 (далее – Инспекция) от 31.12.2013 №03-38/17-42 в части признания незаконным п.1 решения - о взыскании (доначислении) налога на прибыль за 2010 год в размере 2 633 458 руб., за 2011 год – 5 562 871 руб., всего – 8 196 329 руб. и в части признания незаконным п. 2.2. решения – о взыскании пени и штрафа с суммы не удержанного и не перечисленного налога на доходы физических лиц в размере 5 287,03 руб. и 26 415 руб. соответственно, а также о признании незаконными требований №15 от 07.04.2014, №54 от 08.05.2014, о признании незаконными решений о зачете от 31.03.2014 №42, №43, №142, №143, от 21.04.2014 №23, от 30.05.2014 №61.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:

- Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества и его структурных подразделений по вопросам контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц и иных налогов и сборов, подлежащих исчислению и уплате в бюджет за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.;

- по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией было вынесено решение от 31.12.2013 г. № 03-38/17-42 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение), предписывающее Обществу уплатить: налог на прибыль за 2010г. в размере 2 633 458 руб.; налог на прибыль за 2011г. в размере 5 562 871 руб.; пени с налога на доходы физических лиц (налог не удержан и не перечислен в сумме 132 075 руб.) – 5 287, 03 руб.; штраф, предусмотренный статьей 123 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от суммы налога на доходы физических лиц (налог не удержан и не перечислен 132 075 руб.) – 26 415 руб.; пени с налога на доходы физических лиц (удержан и несвоевременно перечислен в бюджет налоговым агентом) – 8,10 руб.; штраф, предусмотренный статьей 123 НК РФ от суммы налога на доходы физических лиц (удержан и несвоевременно перечислен в бюджет налоговым агентом) – 2 541 руб.;

- Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в Федеральную налоговую службу России (далее – ФНС России) с апелляционной жалобой;

- ФНС России вынесено решение от 24.03.2014 № СА-4-9/5326@, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение МИФНС без изменения;

- Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением;

- по п. 1.1 оспариваемого решения Инспекции, налоговым органом установлено, что Общество допустило занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2010г. в размере 13 777 349,37 руб.  и за 2011г.  в размере  27 814 357,47руб.  в связи с неправомерным отнесением в состав расходов для целей налогообложения резервов по сомнительным долгам, сформированных в отношении процентов, начисленных в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), так как проценты, начисленные Обществом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Закона 127-ФЗ, не могут быть квалифицированы как проценты по долговому обязательству - данные проценты начисляются не по долговому обязательству, а на сумму требований кредиторов, которая включает в себя, в том числе проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита);

- из приведенной нормы следует, что возникновение задолженности по процентам перед конкурсным кредитором связано с открытием конкурсного производства, а не с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. До настоящего времени требования Общества по денежным обязательствам не погашены, следовательно, обязанность конкурсного управляющего по выплате процентов не наступила и данная задолженность не является просроченной. Налогоплательщик вправе создавать резервы в отношении процентов, начисленных в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Закона № 127-ФЗ, только в случае их соответствия критериям, установленным статьей 266 НК РФ. Иначе, данные проценты носят компенсационный характер и созданию резерва не подлежат;

- так как, проценты, начисленные Обществом в соответствии с пунктом 2.1 ст.126 Закона 127-ФЗ, не связаны с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не являются процентами по долговым обязательствам. Следовательно, формирование резерва по сомнительным долгам на основании статьи 266 НК РФ в отношении указанных выше процентов и отнесение их в состав расходов для целей налогообложения прибыли, является неправомерным;

- по п. 2.2 оспариваемого решения Инспекцией, налоговым органом установлено, что между Обществом и Атласом Э.Б заключен договор об оказании брокерских услуг на рынке ценных бумаг. Согласно отчетам о доходах и налогах за 2010г., финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом за 2010г., составил 988 555,29 руб., НДФЛ подлежащий удержанию составил 128 512руб. 31.12.2010г. Обществом был удержан НДФЛ в сумме 7 245 руб., а остальная сумма НДФЛ в размере 121 267 руб. Обществом не удержана. По состоянию на 31.12.2010г. исходящий остаток денежных средств на счете по учету средств ФИО3 составил 0,56 руб. По состоянию на 31.12.2010г. исходящий остаток денежных средств на счете по учету средств ФИО3 составил 767,46 руб., размер остатка денежных средств на счете по учету средств ФИО3 позволял Обществу удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 767 руб.;

- согласно отчетам о доходах и налогах за 2011г., финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом за 2011г., составил 1 569 276,29 руб., НДФЛ подлежащий удержанию составил 204 006 руб. 30.12.2011г. Обществом был удержан НДФЛ в сумме 10 012 руб., а остальная сумма НДФЛ в размере 193 994 руб. Обществом не удержана. По состоянию на 31.12.2011г. исходящий остаток денежных средств на счете по учету средств ФИО3 составил 0,54 руб., по состоянию на 31.01.2012г. исходящий остаток денежных средств на счете по учету средств ФИО3 составил 131 308,72 руб., размер остатка денежных средств на счете по учету средств ФИО3 позволял Обществу удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 131 308 руб.;

- в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей налогового агента по исчислению и удержанию НДФЛ подлежат начислению пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в общей сумме 5 287,03 руб. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет в соответствии со статьей 123 НК РФ взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению в сумме 26 415 руб. ((767+131 308)*20%);

- таким образом, Общество в нарушение статей 24 и 214.1. НК РФ, не удержало НДФЛ с доходов физических лиц по договорам брокерского обслуживания всего в сумме 132 075 руб., в том числе за 2010г. – 767 руб., за 2011г. – 131 308 руб., хотя у Общества имелась возможность сформировать расходные операции по удержанию суммы НДФЛ в размере сформированного остатка денежных средств за 31.01.2011.;

- доводы Общества по п. 1.1 решения Инспекции:

- статья 266 НК РФ разъясняет порядок формирования резерва по сомнительным долгам. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 НК этот резерв могут создавать организации, применяющие метод начисления. Резерв по сомнительным долгам создается для покрытия убытков по безнадежным долгам;

- в экономической литературе понятие «резерв» определяется как запас чего-либо (товаров, денежных средств, иностранной валюты и т.п.) на случай надобности; источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования;

- согласно ст. 266 НК РФ задолженность признается сомнительной при наличии двух критериев: не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, не погашена в срок, установленный договором;

- так как проценты начисляются не на основании кредитного договора (обеспеченного залогом и поручительством), а в соответствии с Законом N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", то задолженность по уплате таких процентов можно считать необеспеченной, а первое условие выполненным;

- таким образом, оплата процентов напрямую связана с оплатой требований кредиторов, поскольку в соответствии с п.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ дата исполнения обязательства считается наступившей с момента открытия конкурсного производства и если не удовлетворяются требования кредиторов, то и не погашаются начисленные на эти требования проценты. То есть, момент начисления и погашения процентов четко определен в законе – ежемесячно с даты открытия конкурсного производства (начислены и должны быть оплачены). Соответственно, выполняется второе условие ст.266 НК РФ – срок возврата задолженности определен;

- пункт 3 статьи 266 НК РФ определяет право налогоплательщика на создание резервов по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода, с соблюдением правил их создания в части объема созданных резервов;

- после открытия конкурсного производства по должникам Общество начислило соответствующие проценты и продолжало начислять их на протяжении всего конкурсного производства. Поскольку выплат ни основного долга, ни процентов после их начисления не производилось, Общество по истечении 45 дней в соответствии со ст. 266 отнесло данные проценты к сомнительной задолженности, так как они стали соответствовать второму критерию отнесения задолженности к сомнительной - непогашение в срок, установленный договором, а в данном случае – законом;

- при этом банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности;

- учитывая изложенное, и принимая во внимание, что указанные суммы признаются процентами и подлежат налоговому учету у конкурсного кредитора на основании п. 6 ст. 250 Кодекса, если конкурсным управляющим не производится погашение процентов, начисленных в ходе конкурсного производства, банк вправе создавать резерв по сомнительным долгам в отношении сумм процентов, не погашенных в срок;

- таким образом, в проверяемом периоде задолженность по процентам, начисляемым Обществом на сумму требований конкурсного кредитора, соответствовала критериям, установленным статьей 266 НК РФ и Общество правомерно создал под данную задолженность резерв по сомнительным долгам;

- решение Общества о создании резерва по сомнительной задолженности по начисленным процентам на сумму требований конкурсного кредитора было принято и отражено в уточненных декларациях за 2010 и 2011гг. от 21.06.2013 с учетом позиции Минфина, высказанной в письмах: №03-03-06/2/48 от 17.03.2010; №03-03-06/2/73 от 12.04.2010; №03-03-06/2/60 от 10.05.2012; №03-03-06/2/70 от 09.06.2012; №03-03-06/2/114 от 09.10.2012; №03-03-06/2/2 от 16.01.2013г.;

- доводы Общества по п. 2.2 решения МИФНС:

- по результатам 2011г. ФИО3 был получен доход в размере 1 569 276,29 руб., с которого должна быть удержана сумма НДФЛ в размере 204 006 руб., фактически, исходя из имеющегося остатка денежных средств на брокерском счете, была удержана сумма налога в размере 10 012 руб., таким образом, остаток не удержанного налога составил 193 994 руб.;

- Общество направило в налоговый орган по месту своего учета информацию о сумме не удержанного налога, которая в соответствии с пунктом 5.7. Справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ с признаком «2» № 1 от 26.01.2012 соответственно указало в размере 193 994 руб.;

- таким образом, Общество выполнило свою обязанность как налоговый агент и предоставило информацию в налоговый орган о сумме не удержанного налога не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода;

- Общество не имело возможности в соответствии с пунктом 18 ст. 214.1 НК РФ не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода удержать и перечислить в бюджет сумму исчисленного налога, поскольку фактически до 24:00 31.01.2012 денежные средства на брокерском счете ФИО3 отсутствовали. Общество может отразить в дополнительном балансе поступление денежных средств за 31.01.2012 и списание в пользу банка комиссий, т.к. это операция совершается внутри Общества. Но Общество не может ни физически, ни в соответствии с требованиями к совершению операций и перечислению налогов провести операцию по перечислению налогов сторонней организации 01.02.2012г. и отразить эту операцию в дополнительном балансе за 31.01.2012г. Операции по перечислению налогов идут день в день, соответственно перечисление Общество налога 01.02.2012г. было бы отражено уже в балансе за 01.02.2012г.;

- поскольку налоговый кодекс четко устанавливает предельную дату удержания и перечисления в бюджет налога налоговым агентом – 31 января следующего года, единственным способом удержать налог с проведенной сделки 31.01.2012г. было бы перечислить Обществом свои собственные денежные средства в счет оплаты налога за ФИО3 В данном случае будет иметь место уже не исполнение обязанности налогового агента за счет удержанных денежных средств налогоплательщика, а уплата налога третьим лицом;

- важно, чтобы соответствующая сумма налога была уплачена именно за счет собственных денежных средств налогоплательщика. Самостоятельность исполнения обязанности налоговыми агентами заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат;

- Налоговым Кодексом не предусмотрена уплата налога за налогоплательщика третьим лицом. (Письмо Минфина России от 14.02.2013 N 03-02-08/6);

- кроме того, Обществом были представлены документы, подтверждающие перечисление указанного налога самим налогоплательщиком, соответственно бюджет не понес никаких убытков и отсутствуют основания для начисления пени;

- исходя из вышеизложенного, к Обществу не должны применяться меры воздействия в виде взимания штрафа и удержания пени на сумму НДФЛ в размере 131 308 руб.;

- 1. пояснение об организации проведения кредитными организациями операций во вчерашнем операционном дне (доп.баланс);

- согласно Правил ведения бухгалтерского учета кредитных организаций (Положение № 302-П от 26.03.2007) (далее - Правила 302-П) для расчетов на организованном рынке ценных бумаг (далее ОРЦБ) до 01.01.2013 открывались лицевые счета на балансовых счетах 30401 и 30402;

- при этом на счете:

- 30401 «Счета участников ОРЦБ» – открывались лицевые счета в расчетных центрах ОРЦБ по каждой кредитной организации;

- 30402 «Счета участников ОРЦБ» - открывались лицевые счета в кредитных организациях по каждому расчетному центру ОРЦБ;

- счета открывались для учета средств участников расчетных центров ОРЦБ, при совершении расчетов между ними по операциям на организованном рынке ценных бумаг в порядке, установленном Банком России;

- остатки и обороты по счетам 30401 (открытым в расчетном центре ОРЦБ для кредитной организации) и по счетам 30402 (открытом в кредитной организации для расчетного центра ОРЦБ) за конкретный операционный день должны совпадать,  так как на основании оборотов и остатков по лицевым (балансовым) счетам кредитная организация и расчетный центр ОРЦБ формируют бухгалтерскую отчетность, предоставляемую в Банк России;

- «Правилами проведения торгов по ценным бумагам в Закрытом акционерном обществе «Фондовая биржа ММВБ», утвержденными Советом директоров ЗАО «ФБ «ММВБ» 22.07.2010, Протоколом № 4. разделом 3 определено расписание предоставления услуг биржи, в соответствии с которым:

- основная торговая сессия ММВБ проводится с 10-00 (по московскому времени) по 19-00 (по московскому времени);

- выписка из реестра сделок, заключенных участниками торгов в течение основной торговой сессии текущего торгового дня формируется и предоставляется в кредитные организации с 19-00 (по московскому времени) до 20-00 (по московскому времени) этого торгового дня;

- выписка по лицевому счету, открытому на балансовом счете 30401 и отчетные документы, за исключением вышеуказанных выписок из реестра сделок и выписок из реестра заявок - до наступления времени начала торгов следующего торгового дня;

- дополнительно Общество запросил в ЗАО ФБ «ММВБ» и ЗАО АКБ «Национальный клиринговый центр» информацию о времени формирования и оправки по системе электронного документооборота отчетов по сделкам за 31.01.2012, от указанных организаций были получены ответы, которые подтвердили время формирования отчетов для ОАО «МБСП» - в 19:35 и 19:37 соответственно;

- в соответствии с п.1.3 Раздела 1 Части III Правил 302-П кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса;

- операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса по головной организации (филиалу) до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводного баланса (вместе с филиалами) до 12 часов местного времени следующего рабочего дня после составления баланса по головной организации (филиалу);

- продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно, исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций;

- в соответствии с трудовым распорядком рабочий день в Обществе установлен с 9:00 до 18:00;

- продолжительность операционного времени в Обществе для проведения операций в прошлом операционном дне с целью формирования сводного баланса установлена с 9:00 текущего рабочего дня до 14:00 следующего рабочего дня (доп.баланс);

- таким образом, на следующий после завершения операционного дня рабочий день работники Департамента бухгалтерского учета и отчетности кредитной организации на основании полученных от расчетного центра ОРЦБ реестров и выписок по счетам проводят операции в прошлом операционном дне (доп.балансе);

- поскольку формирование отчетов биржи происходит после окончания операционного дня в Обществе, соответственно сформированные отчеты из ММВБ по итогам торгов загружаются из системы электронного документооборота ММВБ утром следующего дня, в режиме доп.баланса.   Отчеты по итогам торгов за 31.01.2012 были загружены в 9:40, 01.02.2012;

- в результате обработки загруженных сделок, совершенных 31.01.2012 по поручению ФИО3, денежные средства в размере 132 968,00 руб. были зачислены на его брокерский счет 01.02.2012 в 09:44, далее из зачисленных денежных средств были удержаны все необходимые комиссии, после чего сформировался исходящий остаток в размере 131 308,72 руб.;

- поскольку операции отражены в доп.балансе за 31.01.2012г., то при предоставлении выписки со счета налогоплательщика в остатке отражена полная сумма полученного дохода;

- при просмотре распечатки движения денежных средств видно, что в формировании выписки по счету за 31.01.2012г. участвуют как операции, проводимые 31.01.2012, так и фактически проводимые 01.02.2012 до 14-00, но отраженные в доп.балансе датой 31.01.2012г., таким образом, Общество не могло удержать 31.01.2012 сумму НДФЛ в размере 131 308 руб., поскольку до 24:00 31.01.2012 остаток на брокерском счете ФИО3 фактически отсутствовал;

- Общество могло отразить в дополнительном балансе поступление денежных средств за 31.01.2012 и списание в пользу банка комиссий, т.к. это операция совершается внутри банка. Но Общество не могло в соответствии с требованиями к совершению операций и перечислению налогов провести операцию по перечислению налогов сторонней организации 01.02.2012г. и отразить эту операцию в дополнительном балансе за 31.01.2012г., операции по перечислению налогов идут день в день, соответственно перечисление Обществом налога 01.02.2012г. было бы отражено уже в балансе за 01.02.2012г.;

- 2. пояснение о времени отправки платежных поручений кредитной организации;

- для участия в платежной системе Банка России кредитные организации открывают корреспондентский счет;

- для открытия корреспондентского счета заключается договора корреспондентского счета между кредитной организацией и Банком России;

- между Обществом и Головным расчетно-кассовым центром Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу) заключен договор корреспондентского счета. Реквизиты договора действующего c 25.08.2003 до 19.03.2012г. № 76 от 25.08.2003г.;

- для определения условий осуществления обмена электронными сообщениями и пакетами электронных сообщений при осуществлении Банком России перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России по корреспондентскому счету кредитной организации между ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу и Обществом заключен договор об обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России. Реквизиты договора действующего с 03.10. 2003 до 05.06.2012г. № 26 от 03.10.2003г.;

- согласно, действующих на момент проведения операций договоров, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу устанавливает, что:

- при поступлении от кредитной организации документов на бумажном носителе в Главное управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу в течение операционного времени (установленного внутренним документом ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу), данные документы обрабатываются в тот же день, а поступившие после окончания операционного дня датой следующего дня;

- график приема пакетов электронно-платежных документов от Общества внутрирегиональным документам с 08:00 до 19:00, по внутрирегиональным на полевые учреждения и межрегиональным с 08:00 до 17:00. При этом пакеты документов принятые после установленного времени в обработку не принимаются, удаляются из системы и не возвращаются банку отправителю;

- таким образом, на основании вышеизложенного, а также из предоставленных документов следует, что ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу в рассматриваемом периоде не могло принять от Общества платежные документы на бумажном носителе или в электронном виде для отражения их во вчерашнем операционном дне;

- следовательно, даже если работники Департамента бухгалтерского учета и отчетности Общества на основании полученных документов могут отразить операции в прошлом операционном дне Общества (внутренней автоматизированной банковской системе (АБС) Общества, согласно п.1.3 Раздела 1 Части III Правил 302-П), то они не могут отправить в прошлом операционном дне расчетный документ через платежную систему Банка России;

- соответственно, операция по перечислению налога была бы датирована 01.02.2012г.;

- поскольку налоговый кодекс четко устанавливает предельную дату удержания и перечисления в бюджет налога налоговым агентом – 31 января следующего года, единственным способом удержать налог с проведенной сделки 31.01.2012г. до 18-00 было бы перечислить Обществом свои собственные денежные средства в счет оплаты налога за господина ФИО3 В данном случае будет иметь место уже не исполнение обязанности налогового агента за счет удержанных денежных средств налогоплательщика, а уплата налога третьим лицом;

- Общество считает, что выполнил требование законодательства в части пункта 5 ст. 226 НК РФ – не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода сообщил налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога;

- поэтому привлечение Общества к ответственности за неудержание НДФЛ является незаконным;

- согласно п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

- в силу п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей;

- проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства;

- соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком;

- подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником;

- начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов;

- уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона;

- в соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком;

- прибылью в целях главы 25 НК РФ признается, для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;

- подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 настоящего Кодекса) относятся к внереализационным расходам;

- в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 292 настоящего Кодекса предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам;

- согласно пункту 3 статьи 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам;

- 25 глава НК РФ предусматривает три статьи, регулирующие порядок создания резервов по разным инструментам и хозяйственным ситуациям – ст. 292 по ссудной и приравненной к ней задолженности, 266 – по сомнительным долгам, 300 – под обесценение ценных бумаг;

- в контексте главы 25 НК РФ резерв представляет собой создание запаса расходов в целях: снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль в текущий момент времени, когда в соответствии с методом начисления доходы считаются уже полученными, но оплата в установленные сроки не произведена; использования зарезервированных средств в случае необходимости (и правовой возможности) в качестве источника для списания задолженности при ее переклассификации из сомнительной в безнадежную;

- право выбора создавать или нет резерв является для налогоплательщика законной возможностью регулирования собственной налоговой нагрузки. Решение о создании резерва в целях налогообложения налогоплательщик принимает самостоятельно. Иными словами, формирование резерва является правом налогоплательщика;

- в силу п. 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 п. 2.1. ст. 126 Закона N 127-ФЗ предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора. Указанные проценты не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются;

- с учетом этого, проценты, начисляемые конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, должны рассматриваться для целей налогообложения прибыли как проценты;

- такие проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Уплата этих процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке соответствующей очередности;

- налоговый орган при принятии решения не учел принятые изменения в НК;

- на день вынесения налоговым органом решения был принят и опубликован в Российской газете за № 295 от 30.12.2013г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового НК РФ Российской Федерации»;

- указанным законом внесены изменения в порядок налогообложения процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Так, согласно внесенным в пункт 4 статьи 271 НК РФ изменениям, датой получения дохода в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), является дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011г.;

- 13.01.2014г. Общество на основании указанного закона подал уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2011г., в которой из внереализационных доходов была исключена сумма начисленных процентов в размере 27 786 909 руб., из внереализационных расходов исключена сумма резерва по сомнительным долгам в размере 27 814 357 руб.;

- в результате налоговая база увеличилась на 27 448 руб., а налог на прибыль составил 5 489 руб. к доплате;

- вместе с тем, ФНС России при рассмотрении апелляционной жалобы Общества признала выводы Инспекции в части неправомерного отнесения в состав расходов для целей налогообложения резервов по сомнительным долгам, обоснованными и соответствующими законодательству (стр. 6-7 Решения ФНС России);

- таким образом, налоговый орган после вынесения решения принял уточнение Обществом налоговой базы за 2011г. на основании вступивших в силу изменений, но не признал обоснованным включение в состав расходов налогоплательщика суммы созданного резерва под начисленные и неполученные проценты на требования конкурсного кредитора в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), таким образом, не признал созданные резервы за 2010г., что является незаконным;

- исходя из вышеизложенного, суд полагает, что Общество не допустило занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2010 и 2011г. и обоснованно включило в состав расходов налогоплательщика суммы созданного резерва под начисленные и неполученные проценты на требования конкурсного кредитора в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Вывод налогового органа о неправомерности отнесения в состав расходов для целей налогообложения резервов по сомнительным долгам не соответствует действующему законодательству;

- в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;

- пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

- Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2004 N 41-О отметил, что по правовому смыслу отношений по представительству уплата соответствующих сумм налога должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств;

- установлен порядок и время формирования остатка денежных средств на брокерском счете ФИО3;

- 31.01.2012г. ФИО3 дает поручение Обществу на продажу акций, операции обрабатываются в ЗАО АКБ «НКЦ» с 14:49 до 15:00 31.01.2012. «Правилами проведения торгов по ценным бумагам в Закрытом акционерном обществе «Фондовая биржа ММВБ», утвержденными Советом директоров ЗАО «ФБ «ММВБ» 22.07.2010, Протоколом № 4. разделом 3 определено расписание предоставления услуг биржи, в соответствии с которым:

- основная торговая сессия - с 10-00 (по московскому времени) по 19-00 (по московскому времени);

- выписка из реестра сделок, заключенных участником торгов в течение основной торговой сессии текущего торгового дня - с 19-00 (по московскому времени) до 20-00 (по московскому времени) этого торгового дня;

- дополнительно Общество запросило в ЗАО ФБ «ММВБ» и ЗАО АКБ «Национальный клиринговый центр» информацию о времени формирования и оправки по системе электронного документооборота отчетов по сделкам за 31.01.2012, от указанных организаций были получены ответы, которые подтвердили время формирования отчетов для ОАО «МБСП» - в 19:35 и 19:37 соответственно;

- при этом необходимо учитывать, то что в соответствии с трудовым распорядком рабочий день в ОАО «МБСП» установлен до 18:00, что на следующий день Общество работает в режиме дополнительного баланса по обработке сделок и расчетов за прошлый операционный день. Время дополнительного баланса определено до 14:00 следующего дня;

- порядок работы в дополнительном балансе определен в Регламенте функционирования автоматизированной банковской системы Открытого акционерного общества «Международный банк Санкт-Петербурга», утвержденного Приказом от 26.04.2002 № 85;

- сформированные отчеты из ММВБ по итогам торгов загружаются из системы электронного документооборота ММВБ утром следующего дня, в режиме доп.баланса. Отчеты по итогам торгов за 31.01.2012 были загружены в 9:40, 01.02.2012, в результате обработки загруженных сделок, совершенных 31.01.2012 по поручению ФИО3, денежные средства в размере 132 968,00 руб. были зачислены на его брокерский счет 01.02.2012 в 09:44, далее из зачисленных денежных средств были удержаны все необходимые комиссии, после чего сформировался исходящий остаток в размере 131 308,72 руб.;

- таким образом, Общество не могло удержать 31.01.2012г. сумму НДФЛ в размере 131 308 руб., поскольку до 24:00 31.01.2012 остаток на брокерском счете ФИО3 фактически отсутствовал;

- суд полагает, что Общество выполнило требование законодательства в части пункта 5 ст. 226 НК РФ – не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода сообщило налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога;

- с учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах и подлежит признанию незаконным в оспариваемых частях;

- судом установлено, что Обществом были исполнены все требования налогового органа в полном объеме, а именно: по каналам ТКС Банк получил требование № 15 от 07.04.2014 г. об уплате суммы недоимки в размере 3 511 268 руб., пени в размере 4, 94 руб., штрафа в размере 194 руб.;

- 07.04.2014г. Обществом было получено извещение от 31.03.2014 №10/55 о принятом налоговым органом решении о зачете: № 42 от 31.03.2014 на сумму 819 633 руб. в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); № 43 от 31.03.2014 на сумму 3 865 428 руб., в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ); №142 от 31.03.2014 на сумму 5 290, 19 руб. в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ); №143 от 31.03.2014 на сумму 28 782 руб.;

- 28.04.2014 Обществом было получено извещение №74 от 21.04.2014 о принятом налоговым органом решении от 21.04.2014 года №23 о зачете по налогу на прибыль в сумме 594 301 руб. в счет уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- 19.05.2014 Общество получило требование № 54 от 08.05.2014г. об уплате суммы пени в размере 4 262, 91 руб.;

- 10.06.2014 Обществом было получено извещение №112 от 30.05.2014г. о принятом налоговым органом решении о зачете - № 61 от 30.05.2014 на сумму 4 262, 91 руб.;

- таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах, заявленные Открытым акционерным обществом "Международный банк Санкт-Петербурга" требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 от 31.12.2013 № 03-38/17-42 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Международный банк Санкт-Петербурга» в части:

- п.1 решения - о взыскании (доначислении) налога на прибыль за 2010 год в размере 2 633 458 руб., за 2011 год – 5 562 871 руб., всего – 8 196 329 руб.

- п. 2.2. Решения – о взыскании пени и штрафа с суммы не удержанного и не перечисленного налога на доходы физических лиц в размере 5 287,03 руб. и 26 415 руб. соответственно.

Признать незаконными следующие требования об уплате недоимок, штрафов, пени, решения о зачете:

требование № 15 от 07.04.2014 г. об уплате суммы недоимки в размере 3 511 268 рублей, пени в размере 4, 94 рубля, штрафа в размере 194 рубля.

решения о зачете:

- № 42 от 31.03.2014 на сумму 819 633 рубля в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет)

- № 43 от 31.03.2014 на сумму 3 865 428 рублей, в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ)

- №142 от 31.03.2014 на сумму 5 290, 19 рублей в счет имеющейся переплаты (налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ);

- №143 от 31.03.2014 на сумму 28 782 рубля.

- от 21.04.2014 года №23 о зачете по налогу на прибыль в сумме 594 301 рубль в счет уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

- № 61 от 30.05.2014 на сумму 4 262, 91 рубля

требование № 54 от 08.05.2014 г. об уплате суммы недоимки в размере 594 301 рубль, пени в размере 4 262, 91 рубля.

Взыскать с Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 в пользу Открытого акционерного общества «Международный банк Санкт-Петербурга» возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Семенова И.С.