НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2018 № А56-87760/18

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 сентября 2018 года Дело № А56-87760/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саржевской В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АККАУНТОР РАША"

заинтересованное лицо Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя ФИО1 довер. от 03.07.18, ФИО2 довер. от 03.07.18

от заинтересованного лица ФИО3 довер. от 09.01.18

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Аккаунтор Раша» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга № 202V12180000779 от 28.06.2018 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал, уточнил оспариваемые суммы.

Представитель Пенсионного фонда просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого решения.

Считая дело подготовленным к судебному разбирательству, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в суде первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением Пенсионного фонда в Центральном районе Санкт-Петербурга (орган контроля за уплатой страховых взносов) была проведена выездная проверка правильности, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ООО «Аккаунтор Раша» (страхователь) за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам проверки был составлен Акт №202V10180001307 от 01.06.2018.

Проверкой установлена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1.912.120,97 руб., неуплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 32.750 руб., начислены пени за неуплату страховых взносов в размере 93.323,19 руб. Кроме того, проверяющими предложено привлечь ООО «Аккаунтор Раша» к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных страховых взносов.

ООО «Аккаунтор Раша» были представлены возражения по акту проверки. Управлением было вынесено решение № 202V12180000779 от 28.06.2018 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, которым Общество привлечено к ответственности по п.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 382 424,19 руб., начислены пени и предложено уплатить недоимку.

Указанное решение было обжаловано Обществом в вышестоящий государственный орган – Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Решением от 25.07.2018 № 19 Отделение отказало в удовлетворении жалобы.

Решение УПФ в Центральном районе от 28.06.2018 было оспорено Обществом в судебном порядке.

Общество не согласно с решением в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов на сумму выплат работнику за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом (п.1.2 решения); на сумму выплат и иных вознаграждений, превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов при реорганизации путем присоединения (п.1.7 решения).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).

Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 02.11.2015 № 306-КГ15-13756, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

На основании изложенного суд считает правомерной позицию заявителя о незаконности оспариваемого решения Управления в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 039,41 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 4645,49 руб., начисления соответствующих пени и штрафов (п.1.2 решения).

В части начисления страховых взносов на сумму выплат и иных вознаграждений, превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов при реорганизации плательщика путем присоединения.

ООО «Аккаунтор Раша» 23.05.16 в результате реорганизации (присоединения) стало правопреемником присоединенного к нему юридического лица ООО «Аккаунтор М».

Суд считает, что реорганизация путем изменения организационно-правовой формы юридического лица не прерывает исчисление базы для начисления страховых взносов путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников.

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогов.

Как следует из п.4 ст.57 Гражданского кодекса РФ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Процедура, порядок и последствия реорганизации юридического лица, установлены в статье 58 Гражданского кодекса РФ, где указано, что при реорганизации права и обязанности реорганизованного лица (в том числе обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, страховых взносов) переходят к правопреемнику, который после завершение процедуры реорганизации и прекращения деятельности реорганизованного лица обязан исполнить все его обязанности, в том числе сдать отчетность в Пенсионный фонд за реорганизованное лицо и уплатить страховые взносы (при отсутствии их уплаты реорганизованным лицом).

Реорганизация (независимо от ее формы) не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками (ст. 75 ТК РФ). При этом страховые взносы на каждое физическое лицо рассчитываются нарастающим итогом с начала года (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Поэтому обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации компании сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. Следовательно, страховые взносы на каждое физическое лицо рассчитываются нарастающим итогом с начала года (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Закон № 212-ФЗ не содержит специальных положений об определении облагаемой базы в случае реорганизации страхователя - юридического лица. Отчетность ООО «Аккаунтор М» (правопредшественника) в части начисления оплаты труда работникам и страховых взносов подлежит передаче ООО «Аккаунтор Раша» (правопреемнику), база по исчислению страховых взносов правопредшественника формируется на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника, т.е. ООО «Аккаунтор Раша».

Поэтому при расчете базы для уплаты страховых взносов ООО «Аккаунтор Раша», как правопреемник ООО «Аккаунтор М», вправе учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.

Эти выводы подтверждаются арбитражной практикой, суды исходят из того, что при реорганизации организации, в том числе путем преобразования, без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя и поэтому организация вправе учитывать суммы, выплаченные работникам до изменения организационно-правовой формы организации (Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2016 № 305-КГ16-4870, ВАС РФ от 16.10.2013 № ВАС-14361/13, Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2014 по делу № А64-234/2014, ФАС Московского округа от 28.05.2014 № Ф05-4753/14. ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 № Л43-22087/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 № А75-5144/2012).

При таких обстоятельствах требования заявителя в части признания незаконным оспариваемого решения о начислении страховых взносов в сумме 1 548 292,28 руб. на сумму выплат и иных вознаграждений, превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов при реорганизации путем присоединения (п.1.7 решения), а также начисления соответствующих пени и штрафов обоснованы и правомерны.

На основании вышеизложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления взыскиваются понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга от 28.06.2018 № 202V12180000779 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "АККАУНТОР РАША" к ответственности в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 039,41 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 4645,49 руб. вследствие занижения базы для начисления страховых взносов (п. 1.2 мотивировочной части решения), в части установления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 года в размере 1 548 292,28 руб. (п. 1.7 мотивировочной части решения), а также в части начисления пени и штрафов на указанные суммы.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АККАУНТОР РАША" 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.