Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 апреля 2021 года Дело № А56-86020/2020
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинтяпиной Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру»,
заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару,
о признании незаконным представления №19-06/0015 от 05.08.2020 об устранении нарушений законодательства.
при участии
от заявителя: извещен, представитель не явился,
от заинтересованного лица: извещено, представитель не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» (далее - Общество, заявитель, ООО МКК «Фастмани.ру») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене представления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - налоговый орган, Инспекция, ИФНС по г.Сыктывкару) №19-06/0015 от 05.08.2020 об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 24.11.2020 производство по делу №А56-86020/2020 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А56-74852/2020.
Определением суда от 09.03.2021 рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу отложено на 20.04.2021 на 11.10 час., стороны предупреждены о том, что в случае возобновления производства по делу, дело будет рассмотрено по существу в том же судебном заседании.
Учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены, на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу возобновлено судом.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании поручения от 16.02.2020 №16 Инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки денежных средств в организации, правильности учета наличных денежных средств в отношении ООО МКК «Фастмани.Ру» обособленное подразделение ООО МКК «Фастмани.Ру», расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50; проверка проводилась за период с 01.12.2019 по 12.02.2020.
ООО МКК «Фастмани.Ру» является микрофинансовой организацией и зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций 1803140008707 от 18.01.2018.
По данным налогового органа ООО МКК «Фастмани.ру» не имеет контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) порядке.
В ходе проверки установлено, что по месту нахождения обособленного подразделения ООО МКК «Фастмани.Ру» в г. Сыктывкаре в проверяемый период Обществом выдавались наличные денежные средства заемщикам физическим лицам при предоставлении микрозаймов, принимались наличные денежные средства от физических лиц при погашении займов, а также процентов по займам.
По результатам проверки Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 1.2, пунктов 1, 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ Обществом осуществлялись наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, а именно: наличные денежные расчеты при оплате заемщиками физическими лицами процентов по договорам микрозаймов, всего за проверяемый период 7528,53 руб., в том числе
12.12.2019 по приходному кассовому ордеру № К5000142 на сумму 1365,10 руб.;
12.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000001 на сумму 3201,00 руб.;
21.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000003 на сумму 801,90 руб.;
27.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000005 на сумму 1575,53 руб.;
12.02.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000007 на сумму 585,00 руб.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.03.2020 № 19-17/0015.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции протокола от 08.07.2020 №19-06/0015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 05.08.2020 №19-06/0015 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
05.08.2020 Инспекцией в адрес Общества вынесено представление №19-06/0015 от 05.08.2020 об устранении нарушений законодательства, в котором Инспекция требовала:
1. Незамедлительно рассмотреть его, принять меры к устранению нарушения законодательства, регламентирующего порядок регистрации и применения конрольно-кассовой техники, выявленного при проверке, и недопущению их впредь.
2. Приобрести, зарегистрировать в налоговом органе и установить в организации контрольно-кассовую технику, соответствующую требованиям действующего законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, применять её при осуществлении расчётов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
3. Соблюдать действующие требования к ККТ, порядок и условия её регистрации и применения. Сформировать кассовый чек коррекции на сумму расчётов, осуществлённых без применения ККТ, копию данного документа представить в ИФНС России по г. Сыктывкару в месячный срок со дня получения настоящего предписания.
4. О результатах рассмотрения настоящего предписания и принятых мерах уведомить Инспекцию в письменной форме в месячный срок со дня получения настоящего представления.
Не согласившись с представлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, в обоснование которого ссылалось на нарушение Инспекцией сроков проведения проверки, отсутствие установленной законом обязанности по применению ККТ при выдаче и возврате займов.
Как установлено частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2020 по делу №А56-74852/2020 Обществу отказано в удовлетворении заявления заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 05.08.2020 №19-06/0015, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в связи с осуществлением в период с 01.12.2019 по 12.02.2020 наличных денежных расчетов при оплате заемщиками - физическими лицами процентов по договорам микрозаймов без применения контрольно-кассовой техники.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 решение суда первой инстанции от 18.11.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалобу Общества - без удовлетворения.
Названными судебными актами установлено следующее
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Как определено в статье 1.1 Закона №54-ФЗ, расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Пунктом 2 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, законодатель напрямую связал обязанность применять контрольно-кассовую технику в случаях приема (получения) и выплаты денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора урегулированы положениями Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353-ФЗ).
В статье 3 Закона №353-ФЗ определено, что профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Согласно статье 4 Закона №353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» некредитными финансовыми организациями признаны лица, осуществляющие, в том числе, деятельность микрофинансовых организаций.
Как установлено Инспекцией и заявителем не оспаривается, что ООО МКК «Фастмани.Ру» является микрофинансовой организацией и зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций 1803140008707 от 18.01.2018.
Деятельность микрофинансовых организаций регулируется Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ), согласно части 2.1 статьи 3 которого микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном данным Законом.
Понятие «финансовая услуга» закреплено в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и определяется как банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу части 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Из части 1 статьи 809 ГК РФ следует, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
По смыслу пункта 1 статьи 809 ГК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 37 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», проценты, предусмотренные данной статьей, являются платой за пользование займом.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество в проверяемый период предоставляло физическим лицам услуги по выдаче денежных средств (займы), а платой за пользование данными денежными средствами Общества являются проценты, начисляемые на эти средства.
Соответственно, погашением займов является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.
Учитывая взаимосвязанные положения Закона №151-ФЗ и Закона №54-ФЗ, предоставление и возврат микрозайма микрофинансовой организацией не подпадают под определение «расчеты», сформулированное в Законе № 54-ФЗ, и не требует применения контрольно-кассовой техники независимо от целевой либо нецелевой природы предоставляемых займов.
Вместе с тем, Обществом не учтено, что внесение клиентом в пользу микрофинансовой организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения контрольно-кассовой техники на сумму такой оплаты.
В проверяемый период Обществом получены от заемщиков физических лиц проценты по договорам микрозаймов на сумму 7528,53 руб., в том числе 12.12.2019 по приходному кассовому ордеру № К5000142 на сумму 1365,10 руб.; 12.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000001 на сумму 3201,00 руб.; 21.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000003 на сумму 801,90 руб.; 27.01.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000005 на сумму 1575,53 руб.; 12.02.2020 по приходному кассовому ордеру № К5000007 на сумму 585,00 руб. (в указанных приходных кассовых ордерах в качестве основания указано «получение процентов за пользование микрозаймами»).
Применение контрольно-кассовой техники не требуется в случаях, если по условиям договора между клиентом и микрофинансовой организацией проценты и иные вознаграждения по займам не отделены от непосредственно суммы займа. Вместе с тем, в рассматриваемом случае проценты отделены от непосредственно суммы займа, что подтверждается вышеперечисленными приходными кассовыми ордерами.
С учетом изложенного, внесение заемщиком в кассу ООО МКК «Фастмани.ру» денежных средств в счет погашения процентов за пользование займом является платой за услуги по предоставлению потребительского займа, оказанные ООО МКК «Фастмани.ру», и вопреки доводам Общества требует применения контрольно-кассовой техники на сумму такой оплаты.
Факт неприменения Обществом в нарушение требований Закона №54-ФЗ контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с потребителями (при внесении заемщиками физическими лицами процентов за пользование займами) подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что свидетельствует о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Поскольку оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу решением арбитражного суда установлена вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, оспариваемое представление вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.13 КоАП РФ и направлено на устранение причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в связи с чем основания для признания представления Инспекции незаконным отсутствуют.
Одновременно имеются основания, установленные статьей 104, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ для возврата Обществу из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3000 рублей, уплаченной платежным поручением №24504 от 23.09.2020, в связи с подачей ходатайства о принятии обеспечительных мер, поскольку названное ходатайство, поданное на основании части 3 статьи 199 АПК РФ, государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» в удовлетворении заявления о признании незаконным представления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару №19-06/0015 от 05.08.2020 об устранении нарушений законодательства.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3000 рублей, уплаченной платежным поручением №24504 от 23.09.2020, в связи с подачей ходатайства о принятии обеспечительных мер.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.