НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2017 № А56-72384/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 октября 2017 года                                                                      Дело № А56-72384/2017

Резолютивная часть решения объявлена   октября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен   октября 2017 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Эльбек М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерное общество "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭЛТЕХНИКА",

заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга

об оспаривании решения от 05.09.2017 №202V12170001391

при участии

- от заявителя: Севастьянов А.Ю. по доверенности от 25.02.2015

- от заинтересованного лица: Седова С.В. по доверенности от 10.03.2017

установил:

Акционерное общество «Производственное объединение Элтехника» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании решения от 05.09.2017 №202V12170001391.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Управлением в период с 04.07.2017 по 07.08.2017 проведена выездная проверка АО «Производственное объединение Элтехника» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонда РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 года.

В ходе проверки Управлением выявлены нарушения Обществом законодательства о страховых взносах в связи с занижением  базы для начисления страховых взносов, а именно:

1) АО "ПО Элтехника" оплачивало своим работникам суточные по однодневным командировкам в размере 300 руб. в сутки, а также производило компенсационные выплаты в размере 700 руб. в сутки. По мнению ГУ - УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга указанные выплаты не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. В связи с чем облагаемая база по выплаченным суточным за однодневные командировки занижена на 6 300 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 1 370 руб., пени - 312, 88 руб., недоимка в ФФОМС - 229,50 руб., пени - 54,19 руб. По выплаченным компенсационным выплатам, которые не подтверждены документально, занижение облагаемой базы составило 14 700 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 2 730 руб., пени - 616,77 руб.;

2) занижена облагаемая база за 2014 год на суммы оплаченных дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет на сумму 68 618,34 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 15 096,05 руб., пени - 4 078, 79 руб., недоимка в ФФОМС - 3 499,54 руб., пени - 944,35 руб.;

3) не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) - электрогазосварщикам, работавшим в 2014-2016 годах. База начисления страховых взносов по дополнительному тарифу занижена на 5 128 788,88 руб. Недоимка по страховым взносам по дополнительному тарифу - 276 843,80 руб., пени - 41 203,75 руб.

В результате проверки Управление 05.09.2017 вынесло решение №202V12170001391 о привлечении Акционерного общества «Производственное объединение Элтехника» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 59 848,98 руб., пени в размере 47 067,91 руб., недоимки в сумме 299 244,7 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу статьи 8 Кодекса работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

На основании статьи 5 Кодекса локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.

Суточные выплаты представляют собой компенсацию расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы в целях обеспечения выполнения заданий организации (не в личных интересах сотрудника).

Согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объект любого налога определяется законодателем как операции по реализации товаров, работ, услуг; имущество, прибыль, доход либо иной другой объект (имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики), наличие которого обязывает уплачивать с него в бюджет тот или иной налог.

В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной формах.

При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы.

При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах (статья 166 Кодекса), поэтому и расходы, произведенные работником с разрешения работодателя, осуществляются именно в интересах работодателя.

Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено страхователем в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Согласно статье 166 Кодекса служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В силу статьи 167 Кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В статье 168 Кодекса закреплено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Вместе с тем, в силу статей 167 и 168 Кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

Компенсационные выплаты работникам АО "ПО Элтехника", призванные возместить их иные расходы, связанные со служебной командировкой (в размере 1 000 рублей в день) установлены Инструкцией о служебных командировках, утвержденной генеральным директора АО "ПО Элтехника" 10.10.2013 Указанный локальный нормативный акт общества принят в соответствии со статьей 168 Кодекса, определяет размер компенсации работникам расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе предусмотрена обязанность работодателя выплачивать работникам компенсацию в размере 1 000 руб. в сутки.

С учетом указанных обстоятельств, выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.

Следовательно, денежные средства, выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, поэтому они не подлежат обложению страховыми взносами.

Данная позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2015 N 301-КГ15-2791, от 16.02.2015 N 301-КГ15-2791 и от 25.08.2016 N 304-КГ16-10760 по делу N А67-6401/2015.

По эпизоду, связанному с занижением облагаемой базы на суммы оплаченных дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет судом установлено следующее.

В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определено, что с 01 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии с частью первой статьи 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Принимая во внимание указанную правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд считает, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.

По эпизоду, связанному с неуплатой страховых взносов по дополнительным тарифам, судом установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, оказанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2%.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 2 данной статьи с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 2320000019756).

В соответствии с п. 5 Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды (Определение ВС РФ от 13.02.2017 №304-КГ16-20142, от 09.12.2016 №310-КГ16-16567).

В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Между тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").

С учетом изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, проведенной до 01.01.2014, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными, т. е. присвоен 1-й или 2-й класс условий труда.

Согласно Договору № С131105-АРМ на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в АО "ПО Элтехника" от 13.03.2013 в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 24.12.2013 (далее - Договор аттестации), АО "ПО Элтехника" привлекло для проведения аттестации   рабочих   мест   Общество   с   ограниченной   ответственностью   "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения". Согласно Актам сдачи-приемки работ по Договору аттестации от 02.08.2013 и от 09.07.2014 АО "ПО Элтехника" приняло, а ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" передало результат работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с картами аттестации рабочих мест вышеуказанных профессий, в том числе электрогазосварщика, фактическое время воздействия вредных и опасных веществ не превышает в целом 80%, кроме того уровень воздействия вредных веществ находится в пределах допустимых. На основании чего специалисты по аттестации установили класс условий труда профессий из Списка №2 как "допустимый".

Кроме того в картах аттестации рабочих мест по условиям труда по строке 040 указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.

На основании вышеизложенного и руководствуясь сложившейся судебной практикой по аналогичным делам: определение Верховного Суда РФ №301-КГ15-17887 от 24.12.2015 года, определение Верховного Суда РФ №307-КГ15-18130 от 22.01.2016 года, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2017 №А56-6876/2016, от 12.10.2015 года по делу № А44-1480/2015, суд считает, что основания для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу по профессии электрогазосварщик отсутствуют.

На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга от 05.09.2017 №202V12170001391.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества «Производственное объединение Элтехника» 3 000  рублей расходов на оплату  государственной  пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                                                    Синицына Е.В.