3779/2023-399919(1)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2023 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «ТАЛАТУ»
заинтересованные лица –
1. Выборгская таможня,
2. Санкт-Петербургская таможня
третье лицо – Северо-Западное таможенное управление
о признании незаконными решений, уведомлений, об обязании устранить нарушения
при участии
от заявителя: Ситников А.С., по доверенности от 28.06.2023;
от заинтересованных лиц:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТАЛАТУ» (ИНН 7718571300, далее – заявитель, Общество, ООО «ТАЛАТУ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными решения Выборгской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, вынесенные на основании Акта камеральной таможенной проверки № 10206000/210/030423/А000047/000 (список Решений представлен в приложении № 1 к заявлению),
- признать незаконными уведомления Санкт-Петербургской таможни о неуплаченных суммах таможенных платежей, вынесенных на основании Акта камеральной таможенной проверки № 10206000/210/030423/А000047/000 (список Уведомлений представлен в приложении № 2 к заявлению),
- обязать Санкт-Петербургскую таможню возвратить ООО "ТАЛАТУ" излишне уплаченные таможенные платежи и пени на общую сумму 6 865 452 руб. 12 коп.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представители таможенных органов возражали против заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 03.04.2023 Выборгской таможней по результатам камеральной таможенной проверки, проведенной в отношении ООО «ТАЛАТУ», составлен Акт № 10206000/210/030423/А000047/000 (далее - Акт).
По результатам камеральной таможенной проверки вынесены Решения о внесении изменений в декларации на товары (далее – КДТ). В связи со значительным количеством список КДТ, а также их копии представлены в приложении № 1 к заявлению.
На основании указанных Решений Санкт-Петербургской таможней в адрес ООО «ТАЛАТУ» выставлены Уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей (далее - Уведомления), в соответствии с которыми Обществу надлежит уплатить доначисленные таможенные пошлины. В связи со значительным количеством, список Уведомлений, а также их копии, представлены в приложении № 2 к заявлению.
Согласно выводам, изложенным в Акте: по результатам проведения камеральной таможенной проверки выявлены факты нарушения требований, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании в части не включения в структуру таможенной стоимости товаров лицензионных платежей в соответствии с лицензионным договором о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 и лицензионных платежей, НДС в размере 21 941,67 Евро (ДТ № 10131010/150122/3019195), в соответствии с лицензионным договором на товарные знаки от 09.01.2020.
Общество, считая Решения и Уведомления таможенных органов незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В ходе таможенного контроля (Акт камеральной таможенной проверки от 03.04.2023 № 10206000/210/030423/А000047/000) в отношении ООО «ТЕКНОС» (в настоящий момент ООО «ТАЛАТУ») Выборгской таможней установлено, что у Общества имелась обязанность по уплате платежей перед TEKNOS GROUP OY (Финляндия) во исполнение следующих договоров:
- Лицензионного договора на товарный знак от 15.03.2011 (действовал до 18.06.2019);
- Лицензионного договора на товарные знаки от 09.01.2020 (действует с 09.01.2020);
- Лицензионного договора о представлении права использования секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 (срок действия до 31.12.2025).
Согласно письму Общества от 16.02.2022 № 20 обязанность по уплате лицензионных платежей относится к использованию интеллектуальной собственности:
на товарные знаки:
- «TEKNOS краска, которой гордятся» (рег.номер 408479), «TEKNOS» (комб) (рег.номер 201662), зарегистрированные в Роспатенте и по которым прекращено действие 17.06.2020 и 20.06.2022, соответственно. Обязанность по уплате роялти возникала на основании Лицензионного договора от 15.03.2011, прекратившего действие в июне 2019 года;
- «TEKNOS» (рег.номер 1080517), «TEKNOS –We make the world last longer» (рег.номер 1382744), не зарегистрированные в Роспатенте, но сведения о которых размещены в Глобальной базе данных по брендам на сайте wipo.int; обязанность по уплате роялти имеется на основании Лицензионного договора на товарные знаки от 09.01.2020;
на использование секрета производства (ноу-хау): в рамках Лицензионного договора от 30.12.2014 предоставлено право использования секрета производства (ноу- хау) при производстве продукции под брендом TEKNOS на собственном заводе в г.Санкт-Петербурге, в т.ч. предоставление рецептуры, технической документации, образцов продукции и/или материалов. Основой для начисления лицензионных платежей является объём выручки от продажи продукции, произведенной с использованием секрета производства (ноу-хау), а также фиксированная стоимость за каждый переданный комплект рецептуры. Учёт ведётся внесистемно в комплексной системе управления предприятием IFS.
Лицензионные договора на товарные знаки от 15.03.2011 и от 09.01.2020.
Таможенным органом в ходе камеральной таможенной проверки проведен анализ таможенного декларирования Обществом, установлено включение в структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ №№ 10228010/170121/0012302, 10131010/150122/3019195, лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
По ДТ № 10210200/120119/0001829 задекларированы товары, ввезенные во исполнение условий контракта от 04.01.2016 № ТМ16/001, заключенного с компанией «TEKNOS Oy» (Финляндия), по ДТ №№ 10228010/170121/0012302, 10131010/150122/3019195 задекларированы товары, ввезенные во исполнение условий контракта от 21.12.2018 № ТМ18/001, заключенного с компанией «TEKNOS Oy» (Финляндия). В графе 31_12 данных ДТ указан товарный знак TEKNOS.
Лицензионный договор на товарные знаки от 09.01.2020 заключен между TEKNOS GROUP OY (Финляндия, Лицензиар) и ООО «ТЕКНОС» (Лицензиат), согласно которому TEKNOS GROUP OY является владельцем товарных знаков, ООО «ТЕКНОС» является аффилированной компанией Лицензиара, осуществляющей деятельность в России. Цель Лицензионного договора на товарные знаки от 09.01.2020 – изготовление, продажа, предложение к продаже и сбыт товаров и услуг, подпадающих под классы товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки. Товарные знаки определены приложением к договору – TEKNOS (регистрационный знак 1080517, классы 02, 07, 37), TEKNOS – We make the world last longer (регистрационный знак 1382744, классы 02, 07, 37, 42).
Лицензия, предоставленная Лицензиаром согласно разделу 2 Лицензионного договора на товарные знаки от 09.01.2020, является неисключительным, непередаваемым правом на использование товарных знаков в указанной цели на территории России в течение срока действия договора. Лицензиат признает, что товарные знаки имеют ценную репутацию, которая принадлежит исключительно Лицензиару. Для защиты товарных знаков, а также репутации, которой они наделены, Лицензиат обязуется обеспечить использование товарных знаков исключительно в соответствии с положениями и условиями, изложенными в договоре, и в порядке, обеспечивающем защиту от любого отрицательного воздействия на товарные знаки или репутацию, которой они наделены. Лицензиат обязуется действовать добросовестно и в соответствии с наилучшими интересами Лицензиара.
Согласно разделу 3 Лицензионного договора на товарные знаки от 09.01.2020 ООО «ТЕКНОС» (Лицензиат) выплачивает TEKNOS GROUP OY (Лицензиару) роялти в размере 0,6 % от суммы продаж (без НДС) импортируемых товаров с товарным знаком. Счета выставляются Лицензиаром на основании подтвержденных объёмов продаж импортируемых товаров, Лицензиат обязуется вести точный учет своих продаж
товаров под товарными знаками, информация о сумме продаж направляется Лицензиару до конца декабря каждого года в течение срока действия договора.
Письмом от 22.11.2022 № Исх-204-ПО Обществом представлена информация:
об использовании товарных знаков «TEKNOS» (рег.номер 1080517), «TEKNOS – We make the world last longer» (рег.номер 1382744), размещенных на ввезенных товарах, для перепродажи товаров, образцов для сертификации и рекламных материалов на территории РФ;
о ввезенной готовой продукции в период с 01.01.2019 по 22.06.2022 (счёт бухгалтерского учёта 41.01 «Товары на складах») с указанием артикулов и наименования, а также внешнеэкономических контрактов, контрагентов:
от 16.06.2017 № ТМ17/001 с Teknos D.O.O. (Словения);
от 01.07.2017 № ТМ17/002 с Teknos Deutschland GMBH (Германия); от 01.06.2020 № ТМ20/001 с Teknos Deutschland GMBH (Германия); от 06.12.2018 № ТМ18/002 с Teknos FEYCO AG (Швейцария);
от 04.01.2016 № ТМ16/001 с Teknos OY (Финляндия);
от 21.12.2018 № ТМ18/001 с Teknos OY (Финляндия);
от 09.07.2021 № ТМ21/001 с Teknos Sp.Z.o.o. Gdynia (Польша).
Информация о внешнеэкономических контрактах, контрагентах подтверждается анализом счёта 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» за период с 01.09.2019 по 20.06.2022.
В рамках вышеперечисленных контрактов осуществлены поставки товаров: лакокрасочные материалы, растворители, колерующие пасты, оборудование и расходные материалы для колеровки краски, рекламные и маркетинговые материалы и другие товары.
Письмом от 25.08.2022 № 6-03 Обществом представлены карточка бухгалтерского счета по расчетам по Лицензионному договору на товарные знаки от 09.01.2020, инвойсы от 31.12.2020 № II2200706 и от 31.12.2021 № II2200837, ДТ №№ 10228010/170121/0012302, 10131010/150122/3019195, а также информация, что акты на роялти не оформлялись.
Лицензионный договор на товарные знаки от 09.01.2020 принят на учёт АО «СЭБ Банк», УНК от 13.01.2021 № 21010003/3235/0000/4/1.
Письмом от 21.09.2022 № 0937 уполномоченным банком АО «СЭБ Банк» представлена, в т.ч. ведомость банковского контроля (далее – ВБК) по данному лицензионному договору.
Дата завершения исполнения обязательств – 05.10.2027.
Раздел V содержит информацию о сальдо расчетов «0».
Раздел III ВБК по состоянию на 19.09.2022 содержит информацию о подтверждающих документах от 31.12.2021 № II2200837 на сумму 131 650,00 евро (код вида подтверждающего документа – 04_4), от 11.07.2022 БН на сумму 131 650,00 евро (код вида подтверждающего документа – 13_4).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Обществом оплаченные лицензионные платежи включены в структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных в январе календарного года (2021 год), следующего за календарным годом, в котором они сформированы (2020 год) согласно договорам, предусматривающим оплату лицензионных платежей. Распределение дополнительных начислений осуществлено в соответствии с положениями Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров».
Согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) за основу определения таможенной
стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС при выполнении определенных условий, в частности
- отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;
- продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи39 ТК ЕАЭС (факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
В ходе камеральной таможенной проверки в отношении проверяемых товаров установлено наличие оснований для включения в таможенную стоимость товаров доначислений, предусмотренных положениями статьи 40 ТК ЕАЭС: лицензионные платежи по лицензионному договору на товарные знаки от 09.01.2020.
Лицензионные платежи по лицензионному договору на товарные знаки от 09.01.2020 включены Обществом в структуру таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ № 10210200/120119/0001829 в размере 74 540,49 евро, по ДТ № 10228010/170121/0012302 в размере 104 730,24 евро, по ДТ № 10131010/150122/3019195 в размере 109 708,33 евро, без учета НДС 20 % - 21 941,67 евро.
В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при отсутствии в актах таможенного
регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации (далее – ВТамО), принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Вопрос, касающийся включения в состав дополнительных начислений к цене фактически уплаченной (ЦФУ) в виде роялти сумм налогов, подлежащих удержанию декларантом при выполнении им обязанностей налогового агента, дважды рассматривался Техническим комитетом по таможенной оценке ВТамО (Рекомендуемое мнение 4.16 и Рекомендуемое мнение 4.18).
В указанных рекомендуемых мнениях Техническим комитетом по таможенной оценке ВТО сделан вывод о необходимости включения в состав дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти полной суммы роялти, начисленной в пользу правообладателя, то есть с учетом сумм налогов, подлежащих удержанию налоговым агентом в стране ввоза товаров.
Если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя (налогоплательщик) лицензионных платежей импортером (налоговый агент) подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8.1(c) Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя лицензионных платежей, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.
При подготовке Рекомендуемого мнения 4.16 и Рекомендуемого мнения 4.18 Технический комитет по таможенной оценке ВТамО не принимал во внимание конкретные виды налогов, в отношении которых законодательством страны ввоза товаров предусмотрены обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию и уплате соответствующих сумм налогов.
Таким образом, положения указанных рекомендуемых мнений распространяются, в том числе на НДС, удержанный налоговым агентом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» на Министерство финансов Российской Федерации возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере определения таможенной стоимости товаров. Соответствующие разъяснения о необходимости включения в таможенную стоимость роялти с учетом НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицензиатом, выполняющим в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности налогового агента, даны Министерством финансов Российской Федерации (письма от 19 ноября 2015 г. № 03-10- 08/66933, от 4 августа 2016 г. № 03-10-11/45719).
Учитывая вышеизложенное и тот факт, что по ДТ № 10131010/150122/3019195 включены лицензионные платежи без учета исчисленного НДС в размере 21 941,67 евро, имеются основания для добавления их размера в лицензионный платеж за использование товарных знаков, которые относятся к ввозимым товарам и которые произвел покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров, в размере, не включенном в ЦФУ (подпункт 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС и пунктами 7, 8, 9 Положения о добавлении лицензионных платежей), а также сумм НДС, уплаченного декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента.
Данный вывод подтверждается условием Договора уступки права требования от 11.07.2022: у должника (ООО «ТЕКНОС») сохранилась обязанность по уплате задолженности перед ООО «ИНВАСТА КАПИТАЛ» по лицензионному договору на
товарные знаки от 09.01.2020 в размере 131 650 евро, в т.ч. НДС в размере 21 941,67 евро.
Лицензионный договор о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау).
В ходе анализа полученных объяснений и представленных к ним документов установлено наличие Лицензионного договора о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 (далее – Лицензионный договор) со сроком действия до 31.12.2025 (дополнительное соглашение от 18.11.2019 № 2).
Предметом договора является передача компанией TEKNOS GROUP OY (Лицензиар), в адрес ООО «ТЕКНОС» (Лицензиат) исключительного права на секреты производства (ноу-хау) в целях производства, использования и продажи лакокрасочных материалов.
Описание ноу-хау содержится в Приложениях № 1-3 к договору (Приложения представлены в таможенный орган письмом от 25.01.2023 № 68 в ответ на Требование при КТП от 12.01.2023 № 12-13/00439).
Лицензионный договор по ноу-хау включает в себя понятия:
- «Продукция по лицензии» - лакокрасочные материалы, независимо от вида цвета или веса, изготовленные Лицензиатом с использованием ноу-хау;
- «Продажная цена» - цена реализации Лицензиатом Продукции по лицензии, на базе которой исчисляется размер роялти;
- «Техническая документация» - перечисленные в Приложении № 1 к договору материалы, включая схемы, чертежи, требования к аппаратному оформлению технологических процессов, содержащие ноу-хау и необходимые для производства Продукции по лицензии.
Лицензиат вправе использовать ноу-хау исключительно в пределах прав, предусмотренных договором. Лицензиату предоставляются следующие права:
при производстве продукции по лицензии (лакокрасочных материалов);
при подготовке к производству продукции по лицензии (при строительстве завода, подготовке помещений и оборудования к производству продукции);
при реализации (продаже) произведенной продукции по лицензии;
при реализации экономических и организационных решений в предпринимательской деятельности лицензиата.
Лицензиар не вправе в течение срока действия Лицензионного договора о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 самостоятельно осуществлять переданные лицензиату права на использование ноу-хау на территории Российской Федерации, а также передавать указанные права третьим лицам для использования на территории Российской Федерации.
Лицензиат не вправе осуществлять предоставленные права вне территории Российской Федерации, за исключением письменного согласия лицензиара.
Лицензиар передаёт лицензиату ООО «ТЕКНОС» техническую документацию, содержащую ноу-хау, осуществляет оказание технической помощи и при необходимости поставку продукции и материалов.
В разделе 2 Лицензионного договора Лицензиар гарантирует:
качественное изготовление технической документации и других материалов, передаваемых Лицензиату,
техническую осуществимость продукции по лицензии и возможность достижения технических показателей при условии соблюдения технических условий и инструкций Лицензиара (механические, технологические, технико-экономические и другие показатели приведены в Приложении 2 к Лицензионному договору).
Лицензиат гарантирует качественное изготовление продукции по лицензии.
Согласно разделу 3 Лицензионного договора «Порядок передачи ноу-хау» техническая документация передаётся Лицензиаром Лицензиату на английском или русском языках, в 1 экземпляре на бумажных носителях, а также на магнитных носителях. Техническая документация изготавливается применительно к техническим нормам и стандартам, принятым в соответствующей отрасли промышленности страны Лицензиара, может быть приспособлена к условиям Лицензиата.
На техническую документацию, содержащую ноу-хау (магнитные носители, содержащие техническую документацию), должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием её обладателя.
При передаче технической документации, содержащей ноу-хау, сторонами оформляется и подписывается Акт приёма-передачи (пункт 3.4 Лицензионного договора).
Датой передачи Технической документации и ноу-хау Лицензиату (ООО «ТЕКНОС»), а также моментом перехода к Лицензиату права использования ноу-хау, будет являться дата подписания обеими сторонами указанного Акта (пункт 3.5 Лицензионного договора).
Лицензиат может размножить Техническую документацию для своих нужд, но при соблюдении обязательств по обеспечению конфиденциальности.
Согласно разделу 6 Лицензионного договора «Платежи» (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2019 № 2) за предоставленные права на использование ноу-хау (Приложение №№ 2, 3 и 4) и за техническую документацию, указанную в Приложении № 1 к Лицензионному договору, Лицензиат уплачивает Лицензиару вознаграждение, состоящее из первоначального платежа, текущих платежей (роялти) и стоимости права на использование ноу-хау на полученный комплект технической документации для производства продукции:
- первоначальный платёж в размере 348 755,11 евро;
- с 01.01.2020 текущие отчисления (роялти) уплачиваются Лицензиару в размере 1,6 % от продажной цены продукции по лицензии, изготовленной Лицензиатом с использованием ноу-хау;
- стоимость каждого вновь переданного комплекта технической документации, включающей в себя: проект технических условий, рецептуру и загрузочные листы, контроль качества, технические спецификации и паспорта безопасности лакокрасочных материалов, необходимых для производства продукции по лицензии, в сумме 8 000 евро за комплект.
Все сборы, налоги и другие расходы, связанные с заключением и исполнением Лицензионного договора, взимаемые на территории РФ, несет Лицензиат (пункт 7.1). Лицензиат в течение 10 рабочих дней, следующих за отчетным периодом, представляет Лицензиару (TEKNOS GROUP OY) сводные бухгалтерские данные по произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии в течение отчетного периода, а также сведения о продажных ценах, номерах серий продукции по лицензии и наименованиях покупателей. Лицензиар имеет право производить проверку данных, относящихся к объекту производства и сбыту продукции по лицензии Лицензиата по сводным бухгалтерским данным. Лицензиат обязан обеспечить возможность такой проверки.
Согласно пункту 14.4 Лицензионного договора, если договор потеряет силу до истечения срока его действия (до 31.12.2025) вследствие нарушения договора Лицензиатом, то Лицензиат лишается права производить, использовать и продавать продукцию по лицензии, равно как и использовать ноу-хау в любой иной форме, и обязан возвратить Лицензиару всю Техническую документацию.
Согласно письму Общества от 16.02.2022 № 20 секрет производства (ноу-хау) использован Обществом при производстве продукции с товарным знаком TEKNOS на собственном заводе в г.Санкт-Петербург в соответствии с предоставленными
рецептурой, технической документацией, образцами продукции и/или материалами. Основой для начисления лицензионных платежей является объём выручки от продажи продукции, произведенной с использованием секрета производства (ноу-хау), а также фиксированная стоимость за каждый переданный комплект рецептуры. Учет ведется внесистемно в комплексной системе управления предприятием IFS.
Обществом представлены расчеты текущих отчислений (роялти), уплаченных Лицензиару в размере 1,3 % (2019 год) и в размере 1,6 % (2020-2021 года) от продажной цены продукции по лицензии, изготовленной Лицензиатом с использованием ноу-хау.
Расчет роялти произведен от реализации продукции следующих марок:
- GI – краски для промышленности, окраска металла с защитой от коррозии и окраска бетонных покрытий, чаще всего двухкомпонентные, в основном на растворителях. Крупная фасовка – 10-20-200 литров, «Краски по металлу»;
- IW – краски для столярной промышленности, окраска деревянных поверхностей, фанеры, ДСП и т.д., в основном водорастворимые. Крупная фасовка – 10-20-200 литров, «Краски для столярной промышленности»;
- PC – порошковые краски, в виде сухого порошка. Применяются для окраски изделий в металлообрабатывающей промышленности, эксплуатирующихся как на открытом воздухе, так и для изделий, эксплуатирующихся внутри помещений, а также для изделий с повышенными требованиями стойкости к агрессивным средам (кислоты, щёлочи, жиры и др.). Для окраски не требуется специализированное оборудование или производственные линии, фасовка всегда по 20 кг, «Порошковые краски».
Согласно письму Общества от 22.11.2022 № Исх-204-ПО:
- группа готовой продукции «АС» под брендом TEKNOS не производилась на заводе в г.Санкт-Петербурге, поэтому она не включена в расчет лицензионных платежей за пользование ноу-хау. Архитектурно-строительная краска под брендом TEKNOS импортировалась из Финляндии, объём проданной краски данной группы включен в лицензионные платежи за пользование товарным знаком;
- товары, используемые исключительно для производства готовой продукции, в том числе включенной в расчет лицензионного платежа за право пользования секрета производства (ноу-хау), учитываются на счете бухгалтерского учета 10.01 как сырьё и на счете 10.04 как тара. На счете бухгалтерского учета 10.02 учитываются запасные части и комплектующие к оборудованию, на счете 10.09 учитываются малоценные товарно-материальные ценности (ТМЦ), инструмент и хозяйственный инвентарь, счет 10.06 используется для учета рекламных, маркетинговых и прочих ТМЦ.
Также письмом от 22.11.2022 № Исх-204-ПО Обществом представлена информация о производимой в период с 01.01.2019 по 22.06.2022 готовой продукции (счёт бухгалтерского учёта 43 «Готовая продукция») с указанием артикулов и наименования.
Пояснительным письмом Общества от 28.08.2022 № 6-03 представлены:
- анализ счёта 20 «Основное производство» по годам в разрезе номенклатур по сырью и таре;
- перечень готовой продукции под торговыми марками TEKNOS, MASSCO, KOMANDOR, ОХТЭК, изготовленной, в т.ч. из импортного сырья, задекларированного по проверяемым ДТ;
- технологические карты;
- информация о себестоимости готовой продукции с указанием статей калькуляции в разрезе продукции;
- информация, что лицензионные платежи по Лицензионному договору о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 связаны с производством товаров в России, согласно полученным рецептурам.
Калькуляции готовой продукции за 2020, 2021 года и за период с 01.01.2022 по 22.02.2022 содержат статью затрат «Право использования секрета производства (ноу- хау), услуги связанные с его использованием, торговой марки».
Таким образом, Обществом осуществлена уплата лицензионных платежей за использование ноу-хау при производстве продукции и реализации (продаже) произведенной по лицензии продукции, а также осуществлены платежи за техническую документацию, содержащую ноу-хау во исполнение Лицензионного договора о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014, при этом лицензионный платёж не включён в структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных Обществом.
Обществом направлено письмо от 16.02.2022 № 20, согласно которому лицензионные платежи за использование секрета производства (ноу-хау), по мнению Общества, не относятся к товарам, перемещаемым через таможенную территорию ЕАЭС, а относятся к товарам, производимым на территории РФ, они не включаются в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров.
В целях выработки единых подходов к решению вопроса о включении лицензионных платежей (роялти) в таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, Коллегией Евразийской экономической комиссии на основании главы 5 ТК ЕАЭС, Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, включая Пояснительные примечания к нему, а также комментария 25.1 и Консультативных заключений Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации разработаны Рекомендации от 15.11.2016 № 20 «Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» (далее - Положение).
В соответствии с указанным Положением, в качестве лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности рассматриваются любые платежи (в том числе роялти, вознаграждения) за использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, к которым в соответствии с международными договорами, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов относятся произведения науки, литературы и искусства, фонограммы, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, прочие объекты интеллектуальной собственности (далее - лицензионные платежи).
Согласно Положению обязанность по уплате лицензионных платежей является частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем (лицензиаром), которые могут быть оформлены лицензионным договором (соглашением), сублицензионным договором (соглашением), договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором коммерческой субконцессии (субфранчайзинга) либо иным видом договора (далее - лицензионный договор).
При заключении лицензионного договора правообладатель предоставляет лицензиату определенные права на использование объектов интеллектуальной собственности. В международной торговле лицензионные платежи могут уплачиваться как продавцу товаров, так и третьему лицу, не являющемуся продавцом товаров.
При принятии решения о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров не важно, является правообладатель лицом государства-члена либо иностранным лицом.
В целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса, и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, в ходе таможенного контроля проанализированы условия
лицензионного договора и внешнеэкономических договоров (контрактов), в соответствии с которыми осуществлялась продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
Как установлено материалами таможенной проверки секрет производства (ноу- хау) используется в целях производства, использования и продажи лакокрасочных материалов с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов) на таможенной территории Союза.
Согласно пункту 19 Положения, если секрет производства (ноу-хау) связан с производством продукции на таможенной территории Союза, с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается с учетом требования о приобретении и использовании ввозимых товаров в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг.
Согласно письму Общества от 22.11.2022 № Исх-204-ПО товары, используемые исключительно для производства готовой продукции, в том числе включенной в расчет лицензионного платежа за право пользования секрета производства (ноу-хау), учитываются на счете бухгалтерского учета 10.01 как сырьё и на счете 10.04 как тара.
Обществом представлен Анализ счета 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» за период с 01.09.2019 по 20.06.2022 (детализация по субсчетам, субконто: Контрагенты, Договоры, кор.субсчетам и субконто), согласно которому для производства готовой продукции, в том числе включенной в расчет лицензионного платежа за право пользования секрета производства (ноу-хау), использованы товары, ввезенные от следующих поставщиков:
«D&R Dispersion and Resins Sp.z o.o.» (Польша);
«Embalator METAL GROUP» (Финляндия);
«Nanoral Kimya San, Tic.Ltd.Sti» (Литва);
«INOPOL CO., LTD.» (Южная Корея);
«TEKNOS Oy» (Финляндия);
«GRUPA AZOTY ZAKLADY CHEMICZNE «POLICE» S.A.» (Польша);
«Kukdo Chemical Co. Ltd» (Корея);
«Teknos Deutschland GmbH» (Германия);
«RUTGERS Germany GmbH» (переименована «Rain Carbon Germany GmbH»), (Германия).
С учетом сведений, заявленных в графе 31 ДТ как «сырье для производства красок на производстве ООО «ТЕКНОС», «не для розничной продажи» определен перечень ДТ, по которым осуществлен ввоз товаров, использованных для производства продукции – Приложение № 4 к Акту.
В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции компания TEKNOS GROUP OY и ООО «ТЕКНОС» являются аффилированными лицами и в проверяемый период компания TEKNOS GROUP OY являлась единственным учредителем ООО «ТЕКНОС».
Таким образом, в проверяемый период компания TEKNOS GROUP OY оказывала влияние на деятельность ООО «ТЕКНОС» в процессе реализации им хозяйственной деятельности, тем самым осуществляла контроль, выходящий за рамки контроля качества товаров, что в соответствии с пунктом 9 Положения является фактором, сопутствующим продаже и ввозу товаров (ингредиентов, компонентов), является условием продажи ввозимых товаров.
Кроме того, в проверяемый период аффилированными лицами являлись поставщики товаров (сырья, материалов) в адрес ООО «ТЕКНОС», входящие в группу компаний TEKNOS (компании TEKNOS OY (Финляндия); Teknos Deutschland GMBH (Германия)).
В рамках Лицензионного договора о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 Лицензиар (TEKNOS GROUP OY) оказывал прямое воздействие на Общество, в т.ч., как указано в разделе 2 Акта, при построении цепочки от закупки до производства продукции, при оценке и отслеживании показателей устойчивости поставщиков сырья (EcoVadis).
Секрет производства (ноу-хау) по Лицензионному договору о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014 связан с производством продукции по лицензии на таможенной территории Союза в соответствии с полученной документацией и инструкциями Лицензиара (пункт 2.2 Лицензионного договора о предоставлении права на использование секрета производства (ноу-хау) от 30.12.2014). Разделом 5 договора предусмотрена техническая помощь в освоении производства продукции по лицензии.
Ввезенное сырьё (материалы):
- используются исключительно для производства готовой продукции, в том числе включенной в расчет лицензионного платежа за право пользования секрета производства (ноу-хау),
- учитываются на счете бухгалтерского учета 10.01 как сырьё и на счете 10.04 как тара (письмо Общества от 22.11.2022 № Исх-204-ПО).
Таким образом, ввезенное сырьё (материалы) используется для изготовления готовой продукции по лицензии, данное обстоятельство подтверждается информацией, представленной в ходе таможенного контроля письмом Общества от 25.01.2023 № Исх68.
Готовая продукция производится с использованием секрета производства (ноу- хау), роялти уплачивается от чистой продажной цены продукции по лицензии, изготовленной Лицензиатом с использованием ноу-хау.
Следовательно, уплата роялти является условием продажи товаров, ввозимых Обществом для производства красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий.
Лицензионные платежи (роялти) за использование секрета производства (ноу-хау) связаны с ввозимыми товарами, предназначенными для производства продукции по лицензии, ввезенными по проверяемым ДТ, т.к. ввезенные товары входят в технологический процесс и без них невозможно производство готовой продукции.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ (Приложение № 4 к Акту) с заявлением в графе 31 «сырье для производства», «не для розничной продажи», определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) без отражения информации в строке 15 ДТС-1 «Лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности».
В графе 9(а) ДТС проставлена отметка «НЕТ» по параметру «Предусмотрены ли лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС».
В графе 7(а) ДТС проставлена отметка «ДА» по параметру «Имеется ли взаимозависимость между продавцом и покупателем в значении, указанном в статье 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
Статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются
дополнительные начисления, в том числе лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
Заявленный на этапе таможенного декларирования по проверяемым товарам метод по стоимости сделки принят должностными лицами таможен, осуществлявших выпуск проверяемых товаров обоснованно, на основании документов, представленных при декларировании.
В тоже время, в нарушение требований международных договоров, актов в сфере таможенного дела и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в структуру таможенной стоимости проверяемых товаров не включены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, - лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.
Общество, вопреки условиям, установленным Лицензионным договором от 30.12.2014 о выплате вознаграждения за право использования секрета производства (ноу-хау) Компании «TEKNOS GROUP OY», предоставляемое Лицензиату в установленных договором пределах, и наличия фактов выплат лицензионных платежей (роялти), не обращалось в таможенные органы для осуществления внесения изменений в ДТ, оформленные в проверяемый период, в части структуры таможенной стоимости ввезенных товаров.
Перечень данных товаров, по которым возникает обязанность по увеличению размера таможенной стоимости, определен при проведении таможенной проверки на основании анализа документов и сведений, полученных при проведении таможенного контроля.
В соответствии с положением подпункта 3.1 пункта 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт) в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.
Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров.
По результатам таможенной проверки установлено отсутствие основания в неприменении на этапе таможенного декларирования проверяемых товаров основного метода определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки
свозимыми товарами, который базируется на стоимости сделки, определенной внешнеторговым контрактом, которая в свою очередь в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС должна быть дополнена, в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС, добавлениями к цене сделки платежей за право использования секрета производства (ноу-хау) TEKNOS GROUP OY, предоставляемое Лицензиату в установленных договором пределах (часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров).
Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года разъясняется, что основой таможенной стоимости является стоимость сделки, которая предусматривает, в том числе, корректировку, фактически уплаченной или подлежащей уплате цены, в тех случаях, когда некоторые специфические элементы, которые считаются формирующими часть цены используемой для таможенных целей, приходятся на покупателя, но не включаются в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары.
Понятие стоимости сделки не равнозначно понятию цены, используемой для таможенных целей (таможенной стоимости), а именно стоимость сделки является основной составной частью таможенной стоимости при применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, которая должна быть дополнена в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
На дату декларирования проверяемых товаров у декларанта, ООО «ТАЛАТУ» (ранее ООО «ТЕКНОС»), имелись сведения о Лицензионном договоре от 30.12.2014, условиями которого предусмотрена выплата вознаграждения за право использования секрета производства (ноу-хау).
На основании вышеизложенного, оспариваемые Решения Выборгской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные Обществом в ДТ, являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы Общества.
Санкт-Петербургская таможня пояснила следующее.
Основанием и предметом заявления Общества являются решения Выборгской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, в части включения в таможенную стоимость товаров лицензионных платежей.
Выборгской таможней проведена камеральная таможенная проверка после выпуска товаров, результаты которой отражены в акте от 3 апреля 2023 г. № 10206000/210/030423/А000047.
По результатам проведенной проверки Выборгской таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Должностными лицами Центральной электронной таможни, Северо-Западной электронной таможни, Выборгской таможни были сформированы электронные паспорта задолженности, в связи с установлением факта представления Обществом недостоверных (неточных) документов и сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
На основании статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) и в соответствии с приказом ФТС России от 30 октября 2018 г. № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» Санкт-Петербургской таможней в адрес ООО «ТАЛАТУ» были направлены Уведомления от 18.05.2023-31.05.2023, в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57-61 ТК ЕАЭС, в размерах
сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Частью 2 статьи 73 Федерального закона № 289 установлены сведения, которые должны быть указаны в уведомлении (уточнении к уведомлению).
Частью 15 статьи 73 Федерального закона № 289 установлено, что уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
О нарушении требований, установленных взаимосвязанными положениями пункта 3 статьи 55 ТК ЕАЭС и статьи 73 Федерального закона № 289 при формировании и направлении Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей Общество, не заявляет.
В заявлении отсутствует указание на отступление Санкт-Петербургской таможни от требований к форме, содержанию и процедуре направления оспоренных Уведомлений.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (далее - Приказ ФТС России № 2095) с 25.02.2019 Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров в случае, если плательщик таможенных пошлин, налогов находится в Санкт-Петербурге.
В связи с тем, что Общество зарегистрировано и находится в Санкт-Петербурге, в рассматриваемом случае Санкт-Петербургская таможня является таможней, уполномоченной на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с Общества.
Санкт-Петербургская таможня в силу положений вышеуказанного Приказа ФТС России № 2095 выполняет только реализацию функции по взысканию денежных средств на основании решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в том числе, принятых другими таможенными органами.
Санкт-Петербургская таможня совершает действия технического характера, в дальнейшем позволяющие применить меры принудительного взыскания. Указанное обусловлено территориальным принципом налогового учета плательщика, то есть территориальности, так как к мерам принудительного взыскания относятся, в том числе, взыскание таможенных и иных платежей за счет имущества плательщика, которое, как полагает законодатель, чаще всего по месту расположения юридического лица.
Задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у Общества выявлена должностными лицами Выборгской таможни.
В связи с чем, Санкт-Петербургская таможня не располагает документами, послужившими основаниями для принятия Выборгской таможней решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в оспариваемые декларации на товары.
Арбитражные суды в соответствии с главой 24 АПК РФ наделены компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов (решений), а также действий (бездействия) органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц.
Под решениями (ненормативными правовыми актами) понимаются акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Основываясь на этой правовой позиции, Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не считается самостоятельным предметом судебного разбирательства, оно не фиксирует какое-либо событие и не влечет самостоятельных правовых последствий.
Так как Санкт-Петербургская таможня не проводила таможенный контроль, не принимала решений в отношении товаров и не издавала ненормативных правовых актов, полагаем, что заявитель не доказал нарушений его прав и интересов со стороны Санкт-Петербургской таможни.
Действия Санкт-Петербургской таможни связаны исключительно с процедурой взыскания задолженности. Санкт-Петербургская таможня не обладает полномочиями по проверке обоснованности и законности фактов начисления таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин по паспортам задолженности, сформированным таможнями декларирования.
Направление Санкт-Петербургской таможней Уведомлений последовало после принятия решений Выборгской таможней о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ путем принятия КДТ. Поэтому в форме Уведомления, направленного Санкт-Петербургской таможней, как основание для направления Уведомлений, указаны номера и даты КДТ. Также в Уведомлении указывается на возможность добровольной оплаты доначисленных сумм таможенных платежей, процентов и пеней.
Таким образом, Уведомления Санкт-Петербургской таможни оформлены уполномоченным органом (таможней взыскания) и соответствуют требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Уведомления Санкт-Петербургской таможни соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Общества.
Положенные в основу заявления доводы проверены судом в полном объеме, но не могут быть учтены, так как не опровергают обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения дела и собранных по делу доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.
Обществом при подаче заявления по платежному поручению № 2661 от 04.07.2023 уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований государственная пошлина в размере 3000 руб. относится на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ТАЛАТУ» из
федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000
руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.