НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2019 № А56-162784/18

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 марта 2019 года                                                            Дело № А56-162784/2018

Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Н.А. Мильгевской,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-13» (199155, г. Санкт-Петербург,                        ул. Железноводская, д.17/5, лит. Д, оф. 2Г, ОГРН: 1027800556112, ИНН: 7801087976)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга(199406, г. Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 27, лит. А,  ОГРН: 1027800542440, ИНН: 7801202570)

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Санкт-Петербургу (199178, г. Санкт-Петербург, В.О. Большой пр., д. 55 литер Б,                                     ОГРН 1047802000300, ИНН 7801045990)

о признании недействительным решения от 23.10.2018 № 088 001 18 РВ 0000066, в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – Лазарев А.А. по доверенности от 17.12.2018, Оленев Р.Н. по доверенности                   от 17.12.2018,

от заинтересованного лица – Булак А.А. по доверенности от 09.01.2019,

от третьего лица – не явились, извещены

установил:

Акционерное общество «СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-13» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление) от 23.10.2018 № 088 001 18 РВ 0000066, в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам.

Определением суда от 28.12.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция).

Определением суда от 28.12.2018 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

Представитель Общество в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Административный орган в судебном заседании и в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Инспекция в судебное заседание представителя не направила, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 23 октября 2018 года Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга вынесено Решение о привлечении плательщика страховых взносов                                   к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации                                о страховых взносах № 088 001 18 РВ 0000066, основанное на результатах выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов Общества за период с 01.01.2015  по 31.12.2016, изложенных в Акте выездной проверки № 088 001 18 АВ 0000076 от 21.09.2018, представленных письменных Возражениях Общества от 16.10.2018 № 18 (вх. № 09-65/6377  от 19.10.2018) на Акт проверки.

В соответствии с положениями Решения в рассматриваемый период Обществу вменяется в вину нарушение законодательства Российской Федерации в виде занижения базы для начисления страховых взносов (статьи 8, 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года                   № 212-ФЗ) по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона                    от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, повлекшие за собой, в частности, доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона                       от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Общества полагает, что решение УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга                   от 23.10.2018 года № 088 001 18 РВ 0000066 не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений                   в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль                   за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дни вступлении в силу Закона № 250-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 250-ФЗ предусмотрена передача органами ПФР налоговым органам сведений о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 Закона № 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие                  до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении                                   к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений                   о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов              и сборов.

Таким образом, начиная с 01.01.2017, за территориальными органами ПФР сохранены полномочия по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в соответствии со статьями 46, 47, 48 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ                 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в части вынесения решений о привлечении                                      к ответственности за совершение правонарушения по результатам контрольных мероприятий, проведенных за периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов                         в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации                    от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Заявитель является страхователем                          по обязательному пенсионному страхованию, а также согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ - плательщиком страховых взносов.

В целях обеспечения прав работников на получение трудовой пенсии, страхователи обязанына основании части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно статье 33 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов                     в целях контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды вправе проводить проверки - камеральную проверку плательщика страховых взносов и выездную.

В соответствии с частями 6, 9 статьи 35 Закона № 212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

В соответствии с вышеуказанной нормой Управлением было принято решение                           о проведении выездной проверки от 11.07.2018.

В ходе проведения выездной проверки была выявлена неполная уплата сумм страховых взносов по причине занижения базы для начисления страховых взносов: не были начисленыстраховые взносы по дополнительному тарифу выплаты работникам, занимающих места                    с тяжелыми условиями труда.

Согласно статье 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Выявленные нарушения заявителя были отражены в акте выездной проверки                              от 21.09.2018 № 088 001 18 АВ 0000076.

Обществом были представлены письменные возражения от 16.10.2018 № 18, согласно которым Заявитель не согласен с начислением страховых взносов по дополнительному тарифу, так как работники были заняты на работах с тяжелыми условиями менее 80% рабочего времени, в связи с чем не могут претендовать на назначение досрочной пенсии.

На основании статьи 39 Закона № 212-ФЗ Управлением вынесено оспариваемое Решение от 23.10.2018 № 088 001 18 РВ 0000066 о взыскании с Заявителя недоимки, пеней, штрафов.

Как следует из части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного                         по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных                    в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации                   в зависимости от подклассов вредных условий труда (3.4 - 7 %, 3.3 - 6%, 3.2 - 4%, 3.1 - 2%).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ                «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи               с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест                  по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации,                 в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, плательщики страховых взносов-организаций в отношении выплат                   и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда (имеющих право на досрочную пенсию согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Закона                 № 173-ФЗ и пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) при условии проведения аттестации либо в дальнейшем СОУТ обязаны уплачивать страховые взносы но дополнительному тарифу в зависимости от класса условий труда.

Как следует из системного толкования статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, статьи 27 Закона                       № 173-ФЗ и статьи 30 Закона № 400-ФЗ обязанность уплачивать дополнительные тарифы связана с работой в таких должностях и в таких условиях, в силу которых работник (застрахованное лицо) в дальнейшем сможет претендовать на досрочноеназначение пенсии.

Согласно пункту а части 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015) в страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, № 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе (Определение ВС РФ от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562).

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2016 №. Ф07-10479/2016 по делу № А26-11031/2015, исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, обеспечиваются права работников на получение досрочной пенсии.

Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных                     в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Как указал Верховный суд РФ в Определении от 25.09.2018                                                 № 307-КГ18-13952, обязанность страхователя начислять страховые взносы                                       по дополнительным тарифам возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными и тяжелыми условиями труда и не поставлена в зависимость                    от выводов аттестационной комиссии в отношении наличия или отсутствия у работников права на назначение пенсии по льготным основаниям. Условием исчисления работодателем дополнительных тарифов является занятость его работников на видах работ, указанных                    в подпунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Фактически работники, перечисленные в обжалуемом решении, заняты на работах                    с вредными условиями труда, поскольку согласно картам аттестации они заняты в должностях включенных в соответствующий Список производств, работ, профессий, должностей                          с вредными и тяжелыми условиями труда. Класс условий  труда - вредный (3.2).

По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в Обществе                             в соответствии с законодательством в сентябре-октябре 2015 года, в частности, для лиц, работающих на должности «машинист буровой установки» установлен итоговый подкласс условий труда «3.1», без возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии. При этом по основным факторам производственной среды и трудового процесса для указанной должности класс условий туда определен как «допустимый», подкласс условий труда - «2» (для которого дополнительный тариф страховых взносов установлен 0,0 процентов).

Как указал Верховный суд РФ в определении от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562, согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.

Ввиду изложенного суд не находит оснований для признания оспариваемого решения недействительным.

В удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд             в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                        Н.А. Мильгевская