Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 ноября 2019 года Дело № А56-25831/2019
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2019 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Торакс»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, 2) общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Магистраль»
о признании недействительным решения и предписания от 08.02.2019 №44-947/19
при участии
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 16.05.2019
от третьих лиц – 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Торакс» (далее – Общество) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 08.02.2019 №44-949/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация), 2) общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Магистраль» (далее – ООО «ОП «Магистраль»).
Определением Арбитражного суда от 21.05.2019 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-25728/2019.
Протокольным определением от 18.11.2019 производство по делу возобновлено.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, заказчиком (Администрацией) 27.12.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в общеобразовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга в 2019 году (организатор совместной закупки: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга), номер извещения 0172200004618000223. Начальная (максимальная) цена контракта – 37 837 465,00 руб.
ООО «ОП «Магистраль» была подана заявка под номером 1 на участие в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.01.2019 № ПРО1 для закупки №0172200004618000223 ООО «ОП «Магистраль» по показателю «Качество услуг» присвоено 0 (ноль) баллов, со следующим пояснением:
«Баллы, присужденные по показателю – 0*
* В соответствии с разделом 11.2 части II конкурсной документации под предметом оценки по показателю «качество услуг» понимается: качество услуг, выраженное в представленных участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по улучшению контроля качества за услугами (далее – предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества), предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению безопасности и охраны труда при оказании услуг (далее - предложение по мероприятиям по повышению безопасности), направленных на обеспечение полного и эффективного оказания услуг, являющихся предметом конкурса, и обеспечение высокого качества результата оказания услуг.
Под предложением по проведению мероприятий по повышению безопасности услуг для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по повышению безопасности услуг: по повышению пожарной безопасности; по повышению безопасности при использовании огнестрельного оружия и специальных средств; по повышению безопасности при организации охраны и защиты охраняемых объектов; по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов.
Описание мероприятий по повышению безопасности услуг считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению безопасности, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее – описание мероприятий по повышению безопасности услуг в полном объеме).
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается «предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме», если данное предложение участника не содержит описание мероприятий по улучшению контроля качества и (или) описание мероприятий по повышению безопасности услуг и (или) не представлено описание мероприятий по улучшению контроля качества в полном объеме и (или) не представлено описание мероприятий по повышению безопасности услуг в полном объеме.
Участником в составе заявки не представлены мероприятий по повышению безопасности услуг: по повышению пожарной безопасности; по повышению безопасности при использовании огнестрельного оружия и специальных средств; по повышению безопасности при организации охраны и защиты охраняемых объектов; по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов. Руководствуясь положениями пункта 11.2 части II конкурсной документации Предложение о качественных характеристиках объекта закупки участника признается «предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме» и соответствии с Порядком определения баллов (пропорциональная шкала оценки) по показателю «Качество услуг» (таблица 1) пункта 11.2 части II конкурсной документации оценивается в 0 балов.».
Победителем конкурса признано ООО «Охранное предприятие «Торакс».
ООО «ОП «Магистраль» обратилось в УФАС по СПб с жалобой на неправомерные действия Заказчика. Заявитель в жалобе указал на субъективность Заказчика в части оценки заявки Заявителя.
Комиссия УФАС по СПб посчитала данный довод о субъективности оценки комиссии Заказчика заявки участника необоснованным.
В то же время Комиссия УФАС по СПб в результате проверки установила, что заказчиком установлены недостаточные для выявления лучшего предложения критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В связи с этим УФАС по СПб вынесло решение от 08.02.2019 №44-949/19, которым признало в действиях Администрации нарушение п.9 ч.1 ст.50 и ч.8 ст.32 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе), а поскольку на момент рассмотрения жалобы контракт заказчиком не заключен, решило выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
В предписании от 08.02.2019 №44-949/19 Заказчику предписано:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0172200004618000223;
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0172200004618000223 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчику предписано также провести процедуры закупки с номером извещения 0172200004618000223 в соответствии с законодательством о контрактной системе и в срок до 29.02.2019 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
ООО «Охранное предприятие «Торакс» оспорило решение Управления от 08.02.2019 №44-949/19 в части вынесения предписания и предписание Управления от 08.02.2019 №44-949/19. Общество считает, что спорные положения конкурсной документации, исключают неконкурентные преимущества при оценке заявок, поскольку в целом содержат необходимые характеристики и позволяют оспорить применение указанных критериев при оценке конкретных заявок. Общество полагает, что выявленные Комиссией УФАС нарушения не оказывали существенное влияние на порядок определения победителя в конкурсе. По мнению Общества, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе соответствует требованиям действующего законодательства.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 1085).
При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона
о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В разделе 11.2 «Оценка заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» части II конкурсной документации определено следующее.
предмет оценки по показателю «качество услуг»: качество услуг, выраженное в представленных участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по улучшению контроля качества за услугами (далее – предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества), предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению безопасности и охраны труда при оказании услуг (далее - предложение по мероприятиям по повышению безопасности), направленных на обеспечение полного и эффективного оказания услуг, являющихся предметом конкурса, и обеспечение высокого качества результата оказания услуг.
Под предложением по проведению мероприятий по повышению безопасности услуг для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по повышению безопасности услуг: по повышению пожарной безопасности; по повышению безопасности при использовании огнестрельного оружия и специальных средств; по повышению безопасности при организации охраны и защиты охраняемых объектов; по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов. Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны с указанием должностного лица (работника, работников) участника конкурса, ответственного за пожарную безопасность при оказании услуг, назначенного приказом (распоряжением) участника конкурса (по должности); порядка и форм проведения противопожарного инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа; порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении услуг. Мероприятия по повышению безопасности при использовании огнестрельного оружия и специальных средств должны быть описаны с указанием мероприятий по обеспечению безопасности конкретных видов огнестрельного оружия и специальных средств, необходимых для оказания услуг; мер по обеспечению безопасности сотрудников, привлекаемых к охране объектов. Мероприятия по повышению безопасности при организации охраны и защиты охраняемых объектов должны быть описаны с указанием порядка и форм проведения инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, об использовании кнопки тревожной сигнализации, вызове мобильной вооруженной группы, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение такого инструктажа, порядка и форм проведения инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, о действиях в случае обнаружения подозрительных и бесхозно брошенных предметов на объекте, о порядке принятия мер по оповещению и организации эвакуации, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение такого инструктажа, порядка и форм проведения инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, о действиях в случае выявлении фактов хищения имущества, иных случаев правонарушений и порядка обеспечения охраны места происшествия, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение такого инструктажа, порядка и форм проведения обучения и (или) инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, об использовании технических средств пожарно-охранной сигнализации, тревожной сигнализацией и системой видеонаблюдения, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение такого инструктажа, порядка и форм проведения обучения сотрудников, привлекаемых к охране объектов, о действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций (захват заложников и др.), и взаимодействии с правоохранительными органами, органами МЧС по вопросам предупреждения хищений и нарушений общественного порядка, пресечения посягательств на охраняемую собственность, а также при задержании правонарушителей. Мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов должны быть описаны, в том числе с указанием объектов производственного контроля путем организации производственного контроля участника конкурса за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; перечня должностных лиц участника конкурса (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля участника конкурса за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; профилактических мер по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье сотрудников, привлекаемых к охране объектов, вводного инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, по охране труда (с указанием целей и круга лиц, для которых проводится инструктаж, сроков и периодичности проведения, порядка проверки знаний и регистрации проведения инструктажа) и должностного лица работника конкурса, на которое возложены функции по проведению такого инструктажа, первичного инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, по охране труда (с указанием целей и круга лиц, для которых проводится инструктаж, сроков и периодичности проведения, порядка проверки знаний и регистрации проведения инструктажа) и должностного лица работника конкурса, на которое возложены функции по проведению такого инструктажа, повторного инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, по охране труда (с указанием целей и круга лиц, для которых проводится инструктаж, сроков и периодичности проведения, порядка проверки знаний и регистрации проведения инструктажа) и должностного лица работника конкурса, на которое возложены функции по проведению такого инструктажа, внепланового инструктажа сотрудников, привлекаемых к охране объектов, по охране труда (с указанием целей и круга лиц, для которых проводится инструктаж, сроков и периодичности проведения, порядка проверки знаний и регистрации проведения инструктажа) и должностного лица работника конкурса, на которое возложены функции по проведению такого инструктажа, описание порядка обучения сотрудников, привлекаемых к охране объектов, оказанию первой помощи пострадавшим, порядка обучения по охране труда руководителей и специалистов по соответствующим программам по охране труда непосредственно самим участником конкурса при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, информации о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда, мер по созданию кабинета и (или) уголка охраны труда [1] , мер по охране труда сотрудников, привлекаемых к охране объектов.
Описание мероприятий по повышению безопасности услуг считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению безопасности, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее – описание мероприятий по повышению безопасности услуг в полном объеме).
Изучив приведенные положения конкурсной документации, Комиссия УФАС по СПб пришла к правильному выводу о том, что заказчиком установлены недостаточные для выявления лучшего предложения критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, а именно: участникам конкурса не представляется возможным должным образом заполнить свои предложения «по повышению безопасности услуг: по повышению пожарной безопасности; по повышению безопасности при использовании огнестрельного оружия и специальных средств; по повышению безопасности при организации охраны и защиты охраняемых объектов; по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов».
Суд полагает, что в разделе 11.2 части II конкурсной документации не приведены четкие критерии, шкалы оценки заявок по перечисленным в нем мероприятиям по повышению безопасности услуг. Такая неопределенность недопустима.
При этом суд учитывает, что среди критериев, перечисленных в разделе 11 части II конкурсной документации, критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» имеет высокую значимость, которая составляет 30%.
Следовательно, Комиссией УФАС правомерно установлено в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 и ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
При этом Комиссией УФАС установлено, что на момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Поскольку выявленные нарушения оказывают существенное влияние на порядок определения победителя в конкурсе, то Комиссия УФАС, на основании п. 3.35 приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, правомерно приняла решение выдать обязательное для исполнения предписание Заказчику.
В связи с этим предписание Управления от 08.02.2019 №44-949/19 является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.
[1]Включаетописаниенаименованийконкретныхтехническихсредств, наименованийучебныхпособийиобразцов, тренажеров, манекенов, макетов, наименованийиллюстративныхиинформационныхматериаловпоохранетруд (длякабинетаиуголкаохранытруда), описаниемплощади, выделеннойдляуголкаохранытруда (количествоиплощадьпомещений), описаниемформыуголкаохранытруда (ввидестендаиливитрины, илиэкрана, иликомпьютернойпрограммыдляуголкаохранытруда), информациионаличиипередвижногокабинетаохранытрудаи (или) уголкаохранытруда, указаниеспециалистовучастникаконкурса, накоторыхвозложеныфункциипообеспечениюработыкабинетаохранытрудаиуголкаохранытруда (подолжностям), указаниедолжностныхлицучастникаконкурса, накоторыхвозложеныфункциипоруководствуработойкабинетаохранытрудаиуголкаохранытруда (подолжностям), функциикабинетаи (или) уголкаохранытруда, переченьинформации, которойобеспечиваетспециалистовкабинетохранытрудаилиуголокохранытруда, описаниемтематическойструктурыкабинетаохранытрудаиуголкаохранытруда, процессаорганизацииработыкабинетаохранытрудаиуголкаохранытруда.