НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2020 № А56-36506/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 августа 2020 года Дело № А56-36506/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2020 года. Полный текст решения изготовлен 25 августа 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Ортус Малгрейн» в лице конкурсного управляющего Харитонова Константина Николаевича

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Санкт-Петербургу

третье лицо - Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании незаконным решения (сообщения) от 13.02.2020 № 23627

при участии

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Гудкова Е.В., по доверенности от 09.09.2019;

от третьего лица: Кацупий А.О., по доверенности от 18.03.2020;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ортус Малгрейн» в лице конкурсного управляющего Харитонова Константина Николаевича (далее - заявитель, Общество, ООО «Ортус Малгрейн», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган), выраженное в сообщении от 13.02.2020 № 23627, об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) страховых взносов «страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017» в сумме 315 136,12 руб. (по заявлению от 22.01.2020 №6),

- обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата переплаты по страховым взносам в размере 315 136,12 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании представитель Инспекции возражал против заявленных требований.

Представитель Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) заявил ходатайство о приобщении отзыва. Ходатайство судом удовлетворено, отзыв приобщен к материалам дела.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. От заявителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы Инспекции и ФСС, суд установил следующее.

Конкурсный управляющий ООО «Ортус Малгрейн» Харитонов К.Н. обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием к Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения налогового органа от 13.02.2020 № 23627 об отказе в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязании осуществить возврат денежной суммы в размере 315 136 руб. 12 коп.

Конкурсный управляющий ООО «Ортус Малгрейн» Харитонов К.Н. первоначально обратился в Инспекцию с заявлением от 22.01.2020 о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Рассмотрев данное заявление, Инспекция приняла решение от 13.02.2020 № 23627 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

В своем заявлении основанием для возврата переплаты заявителем указывается Акт сверки по налогам, сборам, пеням, взносам № 2020-10777 от 13.03.2020 по состоянию на 13.01.2020 (далее – Акт сверки) в отношении организации ООО «Ортус Малгрейн», в котором заявителем была обнаружена вышеназванная переплата.

Однако акт сверки расчетов с бюджетом или справка о состоянии расчетов, выдаваемые налоговыми органами в силу требований публичного законодательства, не могут являться действиями по признанию долга, порождающими правовые последствия, не устанавливают безусловное право общества на предъявление заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике (определением Верховного Суда РФ от 08.02.2019 №307-КГ18-25947 по делу №А56-38240/2018).

Более того, в Акте сверки указывается не размер переплаты, а сальдо положительное или отрицательное.

Право на возврат излишне уплаченных сумм непосредственно связано с наличием переплаты и отсутствием задолженности. Это должно подтверждаться определенными доказательствами, в том числе, документами, свидетельствующими о начислении и уплате в бюджет налога. Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период с платежными документами, свидетельствующими о начислении и уплате в бюджет налога. Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период с платежными документами, относящимися к тому периоду. Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.02.2006 № 11074/05.

Порядок возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа определен ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Исходя из совокупности норм, а именно п. 6 ст. 78 НК РФ и п. 2 ст. 88 НК РФ, срок на возврат излишне уплаченного налога, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом должен быть установлен факт излишней уплаты суммы налога.

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Согласно материалам дела Общество 22.01.2020 обратилось с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Данное заявление содержит следующую информацию:

- переплата образовалась в результате излишней уплаты (указан код 1),

- сумма переплаты 315 136,12 руб.,

- налоговый период 13.01.2020,

- код по ОКТМО 40385000,

- код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202090071010160.

Как ранее было отмечено, основанием к возврату переплаты заявитель указывает Акт сверки.

Согласно данному Акту у Общества имеется положительное сальдо в размере 315 136,12 руб. по КБК 18210202090070000160, при этом информации по налоговом обязательствам в рамках КБК указанному налогоплательщику в Акте сверки отсутствуют, есть по КБК 18210202090070010160, однако сумма положительного сальдо составляет 311 400,64 руб.

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В силу ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

При этом в заявлении налогоплательщика в качестве налогового периода указана дата 13.01.2020, что не соответствует ни отчетному, ни расчетному периоду по страховым взносам и лишает налоговый орган возможности выяснить намерения заявители по возврату переплаты в части периода.

Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" регламентировано, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

Коду бюджетной классификации с № 18210202090070000160 соответствовал учет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 1 января 2017 года.

Коду бюджетной классификации с № 18210202090070010160 соответствует учет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начиная с 1 января 2017 года.

Возврат переплаты имеет заявительный характер, а согласно сведениям, отраженным в заявлении, не представляется возможным точно идентифицировать волеизъявление Общества ни по предмету налоговых обязательств, ни по периоду возникновения переплаты, ни по сумме.

В тоже время данное заявление было принято Инспекцией и по результатам его рассмотрения вынесено решение № 23627 от 13.01.2020 об отказе в возврате переплаты.

Как ранее было указано, по КБК 18210202090070000160, т.е. страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 1 января 2017 года у Общества имеется положительное сальдо в размере 315 136,12 руб.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" предусмотрено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ч. 3 ст.21 Федерального закона № 250-ФЗ).

Следовательно, налоговый орган производит возврат переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при наличии направленного в Инспекцию соответствующего решения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Более того, размер положительного сальдо налогоплательщика по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начиная с 1 января 2017 года, по КБК 18210202090070000160 по состоянию на 03 июля 2020 года составляет 3701,34 руб. в связи с учетом доначислений, произведенных 27 марта 2020 года Фондом социального страхования Российской Федерации.

В тоже время, согласно данному решению, Обществу отказано в возврате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшихся после 01.01.2017 в размере 315 136,12 (сумма согласно заявлению).

В отношении имеющегося у Общества положительного сальдо по КБК 18210202090070010160 страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 года – 311 400,64 руб. судом установлено:

Как ранее было указано, Акт сверки не содержит сведения о размере переплаты, а предоставляет лишь информацию о сальдо (остатке, положительном или отрицательном) по всем налоговым обязательствам.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

При этом законодателем в данной норме дополнительно регламентировано, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Толкование данных положений свидетельствуют, что возврат излишне уплаченного налога это не безусловное право налогоплательщика, а процедура, направленная на установления фактического размера излишней оплаты подлежащей возврату, путем анализа наличия/отсутствия задолженности, проведение мероприятий по ее погашения. По итогу проведения данных мероприятий, при которых из излишней оплаты производится погашения задолженности, на выходе остается установленный размер переплаты. Следовательно, данные положения регламентируют не произведение возврата определенного остатка, а право на возврат установленной переплаты.

Более того, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 11 Информационного письма Президиума от 22.12.2005 № 98, статья 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

По смыслу пункта 9 статьи 78 НК РФ (пункт 6 новой редакции), предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 (пункт 6 новой редакции) статьи 78 Кодекса).

Вместе с тем, судом указано, что факты излишней уплаты налога могут быть осуществлены по средствам проведения камеральной налоговой проверки, при этом срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 (пункт 6 новой редакции), статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Согласно п. 2 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.9 ст. 431 НК РФ если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения.

Таким образом, при исчислении страховых взносов за соответствующий календарный месяц в течение расчетного периода плательщики уменьшают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленную с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, на сумму расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Согласно представленной налогоплательщиком отчетности по страховым взносам за 2017-2019 гг. сумма начислений по расчетам за 2017-2019 гг. составила 29 139,90 руб., уменьшение по расчетам составило 186 947,51 руб. по причине превышения суммы произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над общей суммой исчисленных страховых взносов страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно данным налоговых обязательств Общества, перечислено в бюджетную систему РФ страховых взносов за 2017-2019 гг. в сумме 153 593,03 руб.

В соответствии с приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ в графе 1 строки 080 приложения № 2 раздела 1 «Расчет сумм на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» отражаются суммы возмещенных территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017, нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Обществом в строке 080 приложения № 2 раздела 1 расчета по страховым взносам за 1 квартал 2019 года не отражена сумма возмещения расходов плательщика на выплату страхового обеспечения в размере 177 203,54 руб. Сведения о размере возмещения расходов плательщикам на выплату страхового обеспечения Инспекцией получаются путем приема соответствующих файлов из Фонда социального страхования Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Обществу следует представить уточненные расчеты по страховым взносам за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, 2019 года с учетом произведенного Фондом социального страхования Российской Федерации возмещения расходов плательщика на выплату страхового обеспечения в сумме 177 203,54 руб., а также проверить на какую сумму представлено заявление о возмещении в Фонд социального страхования Российской Федерации, так как уменьшение в расчетах по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством заявителем в отечности указано в размере 186 947, 51 руб.

Однако, по информации, имеющейся у налогового органа, в Фонд социального страхования Российской Федерации Обществом было подано заявление к возмещению за период с 01.01.2017 по 31.03.2018 в размере 183 559, 62 руб., из которых 177 203,54 руб. было возмещено решением Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении от 05.02.2019 №21, а в части 6 356,08 руб. Фонд социального страхования Российской Федерации принял решение о непринятии расходов от 05.02.2019 № 10. В части оставшейся суммы в размере 3 387,87 руб. за 4 квартал 2018 года стоит отметить, что в Инспекции отсутствует информация об обращении Общества в Фонд социального страхования Российской Федерации с заявлением о возмещении.

Наличие переплаты по страховым взносам выявляется путем сравнения сумм страховых взносов, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

В связи с чем, только после представления уточненных расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет установлена сумма переплаты, которую по письменному заявлению Общества будет возможно вернуть на расчетный счет организации.

При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.

Излишне уплаченная Обществом госпошлина в размере 9303 руб. подлежит возврату заявителю. Госпошлина в размере 3000 руб. остается на заявителе.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Ортус Малгрейн» излишне уплаченную госпошлину в размере 9 303 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Лебедева И.В.