Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 июля 2023 года Дело № А56-49393/2023
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2023 года. Полный текст решения изготовлен 26 июля 2023 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель – Акционерное общество "Конус"
заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №25 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения от 10.02.2023 №09-897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 28.10.2022,
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 20.03.2023,
установил:
Акционерное общество "Конус" (ИНН <***>, далее - заявитель, Общество, АО "Конус", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 10.02.2023 № 09-897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Инспекции возражал против заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2022 года АО «Конус» от Инспекции был получен Акт налоговой проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год.
Согласно указанному акту, в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом были установлены нарушения, выразившиеся в занижении налоговой базы по налогу на имущество и, соответственно, указано о занижении налога к уплате, в связи с тем, что налогоплательщиком исчислен налог на имущество, исходя из остаточной стоимости такого имущества, а не исходя из кадастровой стоимости имущества.
При этом, по мнению налогового органа, имущество, принадлежащее налогоплательщику, отвечает критериям, по которым налоговая база должна определяться, исходя их кадастровой стоимости такого имущества.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество организации за 2021 год Инспекцией в отношении АО «Конус» было вынесено решение № 09-897 от 10.02.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение).
Указанным Решением Обществу предложено уплатить недоимку, пени и штраф.
Решение обжаловано в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу.
Однако апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
АО «Конус» не согласно с вынесенным Решением, считает, что налоговым органом ошибочно применены положения действующего законодательства, а также не принята во внимание позиция налогоплательщика, со ссылками на подтверждающие документы, в том числе, письма ФНС, в связи с чем, вынесенное Решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению АО «Конус», Инспекцией неправомерно доначислен налог на имущество организаций за 2021 год в отношении помещений с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254 (адрес: <...>, литер А, пом. 3-Н, 1-Н, 17-Н, 18-Н, 2-Н), расположенных в здании с кадастровым номером 78:07:0003137:2020.
Общество считает, что перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости, утвержден Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 №128-п.
Здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год под № 2348, помимо здания в строках 2348, 2349, 2350 в перечень включены три объекта недвижимого имущества - помещение 15-Н, 16-Н, 1-Н, расположенные в указанном здании, которые не принадлежат АО «Конус».
При этом, принадлежащие Обществу обособленные помещения по указанному адресу, имеющие отдельный кадастровый номер, в перечне отсутствуют.
Кроме того, помещения принадлежащие Обществу и расположенные по данному адресу, по площади не превышают 1 000 кв.м.
Именно из-за отсутствия соответствия данному необходимому условию, уполномоченный орган не включил в перечень объектов недвижимости помещения, принадлежащие Обществу, и иные помещения в здании.
В связи с указанными обстоятельствами, у Общества отсутствует обязанность рассчитывать и уплачивать налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему помещений.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
АО «КОНУС» 14.09.2022 представило в Инспекцию уточнённую (корректировка № 2) налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2021 год, регистрационный номер 1563992583, с суммой налога к уплате 38 091,00 руб.
В силу п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) налоговые декларации, представленные налогоплательщиками в налоговые органы, подлежат камеральной налоговой проверке.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета).
В результате проведенной камеральной налоговой проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» АО «Конус» занижена на 679 873,00 руб. сумма налога на имущество за 2021 год, подлежащая уплате в бюджет, в результате исчисления налога по остаточной, а не по кадастровой стоимости.
Данный вывод Инспекцией сделан на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, если объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 НК РФ, поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого имущества, определяемом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
К объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
К объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон №684-96).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона №684-96налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Формирование Перечня, а также порядок его применения, внесение изменений находятся в компетенции уполномоченных органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» уполномоченным органом по составлению, определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Санкт-Петербурге является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, под № 2348 (Приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 № 128-П).
Согласно сведениям, представленным в соответствии со статьей 85 НК РФ, в налоговые органы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, АО "Конус" в 2021 году являлось собственником объектов с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254 (расположенных по адресу: <...>, литер А, пом. 3-Н, 1-Н, 17-Н, 18-Н, 2-Н).
Указанные помещения входят в здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003137:4 и видом разрешенного использования «Для размещения объектов торговли».
Объекты с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254 отдельно в Перечне не поименованы.
Однако, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих помещений.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Позиция о применении положений статьи 378.2 НК РФ в отношении помещений, входящих в здание, включенное в Перечень, закреплена в письмах Минфина России от 13.03.2017 № 03-05-04-01/13780 и от 22.09.2021 № 03-05-04-01/76922. Вышеназванные письма в соответствии с приказом ФНС России от 23.02.2022 № ЕД-7-3/233@ размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами».
Аналогичная позиция также изложена в письме Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 04-16-5094/22-0-1 «О налогообложении налогом на имущество организаций нежилых помещений, расположенных в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». По мнению Комитета финансов Санкт-Петербурга, если здание (строение, сооружение) является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в соответствующий Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения или отсутствия этих помещений в Перечне.
Позиция налогового органа также подтверждается судебной практикой, согласно которой режим налогообложения, установленный в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, распространяется как на здание в целом, так и на все помещения в нем вне зависимости от включения таких помещений в указанный Перечень (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2018 №309-КГ18-11719 по делу №А60-40481/2017, Постановление АС Московского округа от 09.03.2022 по делу №А40-15633/2021, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2022 №Ф06-22921/2022 по делу №А55-36281/2021, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 №17АП-14138/2021-АК по делу №А60-29989/2021, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу №А56-45799/2022).
Таким образом, налог на имущество организаций за 2021 год по всем помещениям, входящим в здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020, подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости объекта, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, независимо от их площади.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.