НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2013 № А56-64960/12

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 февраля 2013 года Дело № А56-64960/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенков А.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Брюкиной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ФГКУ УВО ГУ МВД России по г.СПб и ЛО

заинтересованное лицо - Межрайонная ИФНС России №8 по Ленинградской области

третье лицо – ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя: Малков К.В., по доверенности от 27.12.2012 №18/240(д);

от заинтересованного лица: Чехун В.В., по доверенности от 17.12.2012; Занько Ю.М., по доверенности от 18.12.2012 №05-06/17036;

от третьего лица: никто не явился, извещен,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (далее - ФГКУ УВО ГУ МВД России по г.СПб и ЛО, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №8 по Ленинградской области (далее – Инспекция) от 16.07.2012 №03-01/182 о привлечении ОВО ОМВД России по г.Сосновый Бор Ленинградской области к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно наложения на ОВО обязательств по уплате сумм недоимки по уплате налога на прибыль организации за 2009, 2010, 2011 гг. в размере 10 435 035 руб., пени в размере 1 337 863 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 2 087 007 руб.

Решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 29.01.13 № 16-21-26/01133 заявителю снижен размер штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ до 100 тысяч рублей от доначисленного Инспекцией налога на прибыль организаций за 2009-20011 г.г.

В судебном заседании, состоявшемся 18.02.2013, представители учреждения исключили из числа своих доводов доводы о наличии смягчающих обстоятельств и заявили ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит принять изменения первоначальных требований по обжалованию решения инспекции в части наложения штрафа, учитывая то, что вышестоящим налоговым органом штраф уже уменьшен в соответствии с правилами статьей 114, 112 НК РФ до 100 000 руб.

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и письменных объяснениях по делу.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, ссылаясь на то, что средства, получаемые заявителем по договорам об охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны являются выручкой от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому до перечисления вышеуказанных средств в федеральный бюджет заявитель обязан уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи в установленном законом порядке.

Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с правилами части 2 статьи 200 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Сосновый Бор Ленинградской области по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (НДС), транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011, единого социального налога (ЕСН) за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Результат проверки изложен в Акте выездной налоговой проверки от 14.06.2012 № 03-01/2.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и представленных налогоплательщиком возражений Инспекцией вынесено решение от 16.07.2012 № 03-01/182 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 2 087 007.00 руб., также доначислен налог на прибыль организаций в сумме 10 435 035.00 руб. и соответствующие пени в сумме 1 337 863.00 руб.

Основанием для доначисления налога на прибыль организаций за 2009-2011 года послужил тот факт, что учреждение в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ, пункта 4 статьи 250 НК РФ неправомерно не учитывало в целях налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, полученные от оказания услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества, а также от компенсации затрат по оплате коммунальных услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение) организациями, расположенными в здании ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор.

Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по уплате налога на прибыль в связи с тем, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны от услуг по охране являются неналоговыми доходами федерального бюджета, нельзя признать обоснованными учитывая нижеследующее.

Вышеуказанные выводы заявителя соответствуют выводам, которые содержались в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.201 N 12385/01 и от 21.10.2003 N 5953/03 и были основаны на нормах статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и Положении о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, согласно которым финансирование милиции осуществляется как за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, так и средств, поступающих от организаций на основе заключенных договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

Исходя из названных актов законодательства было признано существование особого способа целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные платные услуги, что позволило квалифицировать соответствующие поступления в качестве доходов, не учитываемых на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако, в дальнейшем Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, которыми из статьи 35 исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 года N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 года N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации внесены изменения, которыми из пункта 10 исключены положения о содержании вневедомственной охраны за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников; также утратил силу пункт 11 данного Положения.

В настоящее время согласно Положению о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации вневедомственная охрана в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы финансово-хозяйственной и договорной деятельности. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, подлежат перечислению в федеральный бюджет после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров (часть 3 статьи 6).

Таким образом, до перечисления указанных средств в федеральный бюджет подразделения вневедомственной охраны уплачивают налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном главой 25 Кодекса.

Согласно Положению об ОВО по г. Сосновый Бор (Приказ от 19.04.2007г. №199) и Положению об ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор ЛО (Приказ от 19.08.2011г. №391), утвержденным Управлением вневедомственной охраны при ГУВД по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Отдел являлся юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвовал в форме государственного учреждения федеральной формы собственности.

Федеральным законом от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон №83-Ф3), вступившем в действие с 1 января 2011 года, создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.

В соответствии с пунктом 13 статьи 33 Закона №83-ФЗ установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, т.е. в течение полутора лет предусмотрен переход к новой системе финансирования и выбора статуса бюджетных учреждений.

Вместо статьи 321.1 НК РФ (утратила силу с 1 января 2011 года) для урегулирования особенностей ведения налогового учета бюджетными учреждениями на период с 1 января 2011 года по 01 июля 2012 года введена статья 331.1 НК РФ (Федеральный закон от 18.07.2011 №239-Ф3).

Из системного толкования частей 3, 8, 10 статьи 31, пункта 13 статьи 33 Закона №83-ФЗ следует, что не у всех бюджетных учреждений изменится тип, а только у тех, в отношении которых будет принято соответствующее решение о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений Правительством Российской Федерации. При этом у казенного учреждения будет конкретная дата его создания в установленный переходный период, а не с 01.01.2011 - дата вступления в силу Закона №83-ФЗ.

По состоянию на 16.07.2012г. (дату вынесения решения Инспекции) в учредительные документы ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор Ленинградской области соответствующие изменения не внесены, оно не было преобразовано в казенное учреждение.

В соответствии со статьей 247 НК РФ (во взаимосвязи со статьей 248 НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями НК РФ. Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вневедомственная охрана при органах внутренних дел в соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса РФ является бюджетным учреждением.

Согласно пункту 3 статьи 249 НК РФ особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, установлены положениями главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

Так, особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в статье 321.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения налога на прибыль организаций обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при оказании ими платных услуг по охране имущества граждан и юридических лиц, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников. Бюджетный кодекс РФ, квалифицируя средства, получаемые в виде платы за оказание услуг, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац 3 статьи 41 БК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).

С учетом вышеизложенного, из норм действующего законодательства следует, что бюджетное учреждение обязано произвести уплату налога на прибыль организаций с соответствующих доходов.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор ЛО в спорный период оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества на возмездной основе. Доходы, полученные от указанной деятельности, налогоплательщик не включал в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций и представлял «нулевые» декларации по налогу на прибыль организаций за 2009-2011гг.

Исчерпывающий перечень доходов и целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ. В указанный перечень не входят доходы от оказания услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.

Следовательно, полученные ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор ЛО средства по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставление иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке определенном главы 25 НК РФ. Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения налога на прибыль организаций обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (пункт 1 статьи 321.1 НК РФ).

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что ОВО ОМВД России по г. Сосновый Бор ЛО в спорный период в соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ вел раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и полученных (произведенных) в результате коммерческой деятельности. Данный факт подтверждается бухгалтерскими документами, представленными Учреждением в ходе выездной налоговой проверки.

Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями указанного Кодекса.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ

Согласно Сметам доходов и расходов, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности на 2009-2011гг., средства, поступающие от коммерческой деятельности, расходовались на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно- хозяйственных услуг.

Материалами дела подтверждено, что сумма доходов от коммерческой деятельности за 2009- 2011г. составили в 2009г. - 17 553 515 руб., в 2010г. – 17646 850 руб., в 2011г. – 17 025 802 руб.

Расходы, осуществленные Заявителем за счет средств от иной приносящей доход деятельности (расходы на поставку электроэнергии, теплоэнергии и пр.), на основании пункта 1 статьи 321.1 НК РФ в полном объеме приняты налоговым органом в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с нормами главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила, что сумма документально подтвержденных расходов, по данным бухгалтерского учета связанных с ведением Заявителем коммерческой деятельности за 2009-2011гг. составила 131 722,73 руб., в том числе:

2009 год в сумме 25 905,70 руб. (оплата за электроэнергию ОАО «Петербургская сбытовая компания» по счету-фактуре 42111548 от 30.11.2009г. на сумму 25905,70 руб.

2010 год в сумме 76 471,40 руб. (оплата за электроэнергию ОАО «Петербургская сбытовая компания» по счету-фактуре 42111631 от 30.08.2010г. на сумму 17127,81 руб., по счету-фактуре 42111639 от 30.09.2010г. на сумму 29114,19 руб.; за обучение на курсах повышения квалификации ООО «Финэк Аудит» по счету 06/10 от 17.06.10г. на сумму 4000руб., по счету б/н от 15.09.10г. на сумму 2000 руб.; оплата ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс» за подписку на издания по счету РД-73 от 12.02.10г. на сумму 2684 руб.; оплата СЗА «Прессинформ» за подписку по счету №3517/61 от 06.12.2010г. на сумму 11648,40 руб., оплата за подписку по счету №29497/61 от 17.05.11г. на сумму 9897 руб.

2011 год в сумме 29 345,63 руб. (оплата за электроэнергию ОАО «Петербургская сбытовая компания» по счету-фактуре 42113034 от 30.11.2011г. на сумму 26415,47 руб.; оплата за поставку теплоэнергии и горячего водоснабжения СМУП «ТСП» по счету №1590 от 20.12.2011г., акт №4358 от 20.12.2011г. на сумму 2930,16 руб.

Указанная сумма расходов была учтена налоговым органом при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2009-2011 года.

Таким образом, Инспекцией правильно определила налоговую базу по налогу на прибыль организаций за 2009-2011 года как разницу между полученной Заявителем суммой дохода от реализации услуг и суммой фактически осуществленных, документально подтвержденных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета доходов, полученных в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, и расходов, произведенных за счет этих средств

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Заявителя с учетом тех уточнений, которые им были заявлены в судебном заседании, состоявшемся 18.02.2013.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Однако наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения подразделения вневедомственной охраны от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (ст. 120 ГК РФ).

Указанная позиция соответствует Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10 по делу N ВА73-13725/2009.

Заявитель не уплатил государственную пошлину при подаче заявления в суд, следовательно, она подлежит взысканию с заявителя, в соответствии с правилами статей 102, 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 102, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с ФГКУ УВО ГУ МВД России по г.СПб и ЛО в доход федерального бюджета 2000 руб. в уплату госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Терешенков А.Г.