НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2022 № А56-1592/2022

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 февраля 2022 года Дело № А56-1592/2022

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2022 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Григорьевой Ю.Э.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница"

Заинтересованное лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области

об оспаривании акта плановой комплексной проверки по использованию средств сферы обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» от 29.09.2021 в части нарушений, указанных в пункте 7 Акта (пунктах 2-7 таблицы).

при участии

от заявителя Русаков А.С., доверенность от 14.12.2021

от заинтересованного лица – Жаренкова Е.О., доверенность от 14.02.2022, Павлова О.Г., доверенность от 14.02.2022, Рябова Л.В., доверенность от 11.01.2022

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Фонд, ТФОМС ЛО) об оспаривании акта плановой комплексной проверки по использованию средств сферы обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» от 29.09.2021 в части нарушений, указанных в пункте 7 Акта (пунктах 2-7 таблицы).

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

В период с 01.03.2019 по 30.06.2021, на основании приказа от 26.08.2021 № 361а, ТФОМС ЛО проведена плановая комплексная проверка использования средств сферы обязательного медицинского страхования в БУЗ ЛО «Гатчинская КМБ» в соответствии с программой проверки в форме документарной (камеральной) проверки.

В ходе проверки установлены факты нецелевого использования средств сферы обязательного медицинского страхования, о чем 29.09.2021 составлен Акт плановой комплексной проверки по использованию средств сферы ОМС (далее - Акт проверки).

Частично не согласившись с вышеуказанным актом, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

1. По пункту 2 таблицы нарушений.

В ходе проверки (Акт от 29.09.2021, письмо ТФОМС ЛО от 24.01.2022 № 01-14/347) выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 45 917,84 руб. (расходы по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах), из них:

-в сумме 26 799,84 руб. - оплата расходов при отсутствии договора за период с 01.01.2017 по 30.04.2017;

- в сумме 19 118,0 руб. - оплата расходов за жилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, п.Суйда, ул.Центральная, д. 14, кв.48.

Оплата расходов при отсутствии договора за период с 01.01.2017 по 30.04.2017.

Расчет взносов на капитальный ремонт за имущество, находящееся в собственности ГБУЗ Л О «Гатчинская КМБ», оплаченных из средств сферы ОМС за период январь-апрель 2017.

Кол-во, кв. м

Цена, руб.

Сумма, руб.

Период

Кассовый расход на оплату взносов на кап. ремонт №, дата п/п, сумма

В том числе кассовый расход за январь-апрель 2020

Договор № 19.101 от 01.04.2020

счет № 19.101.01-12.2017 от 22.04.2020 на сумму 41518,44 руб.

623,40

5,55

41518,44

январь-декабрь 2017

№ 838679 от 26.05.2020 41518,44 руб.

13839,48 руб., (623,40 *5,55) *4 мес. в том числе за жилое помещение 1221,00 руб. (55,00 *5,55) *4

счет № 19.101.06/2 от 25.06.2020 в сумме 61248,96 руб.

236,30

7,92

9357,48

январь-май 2020

№ 353793 от 29.10.2020 61248,96 руб.

X

236,30

7,20

20416,32

январь-декабрь 2019

X

236,30

5,55

31475,16

январь 2017 -декабрь 2018

5245,86 руб. (236,30 *5,55) *4мес.

счет № 19.101.11/2 от 25.11.2020 на сумму 120243,24 руб.

402,5

5,55

26806,50

январь-декабрь 2017

№ 418486 от 30.12.2020 120243,24 руб.

8935,50 руб. (402,5 *5,55) *4 мес.

402,50

5,55

26806,50

январь-декабрь 2018

402,50

7,20

34776,00

январь-декабрь 2019

402,20

7,92

31854,24

январь-октябрь 2020

ИТОГО

X

223010,64

X

223010,64 руб.

28 020,84 руб., в том числе за жилое помещение 1 221,00 руб.

В ходе комплексной проверки установлено, что Заявитель произвел кассовый расход из средств сферы ОМС ЛО на оплату взносов на капитальный ремонт Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» на основании счетов № 19.101.01-12.2017 от 22.04.2020, № 19.101.06/2 от 25.06.2020, № 19.101.11/2 от 25.11.2020 за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 на сумму 28 020,84 руб., в том числе за жилое помещение по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Суйда ул. Центральная д. 14 кв. 48 в сумме 1 221,00 руб. при отсутствии договора с указанной организацией на указанный период.

Без учета взносов на капитальный ремонт жилого помещения (квартиры по адресу: Ленинградская область, п.Суйда, ул.Центральная, д. 14, кв.48), расходы при отсутствии договора за период с 01.01.2017 по 30.04.2017, составили 26 799,84 руб.

Между Заявителем и Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» заключены договоры о формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта № 19.101 от 01.04.2020 и № 19.101 от 11.01.2021.

Пунктом 1.1. договоров предусмотрено перечисление Заявителем взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственника в отношении регионального оператора и организации проведения капитального ремонта общества многоквартирных домов. Перечень имущества, за которое должны перечисляться взносы на капитальный ремонт, определен Приложением 1 к Договору (п.1.2Договора).

В соответствии с п.5.1. Договора № 19.101 от 01.04.2020 он действует с 01.05.2017 по 31.12.2020. Таким образом, перечень имущества, за которое следует перечислять взносы на капитальный ремонт за период январь-апрель 2017, не был определен.

Дополнительное соглашение от 01.12.2020 № 3 к договору от 01.04.2020 № 19.101, указанное в Заявлении о признании недействительным ненормативного правового акта, меняющее срок, с которого распространяется действие договора на отношения сторон, в ходе проведения проверки и в возражениях на Акт проверки не представлялось.

Кроме того, счета за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 выставлялись до подписания Дополнительного соглашения от 01.12.2020, а именно 22.04.2020, 25.06.2020 и 25.11.2020. Оплата счета от 22.04.2020 произведена 26.05.2020 п/п №838679, счета от 25.06.2020 произведена 29.10.2020 п/п №353793 - до даты подписания Дополнительного соглашения №3.

Таким образом, сумма перечисленных взносов на капитальный ремонт в размере 26 799,84 руб. является использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

Оплата расходов за жилое помещение.

В Перечень имущества Заявителя, за которое должны перечисляться взносы на капитальный ремонт, включено жилое помещение, расположенное по адресу: п. Суйда, ул. Центральная, д. 14, кв. 48. Указанное помещение предоставлено сотруднику Заявителя по договор найма служебного жилого помещения от 18.08.2018 б/н. Согласно п.20 договора наниматель вносит плату за жилое помещение в порядке и размере, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В нарушение пункта 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н ( далее -Правила ОМС), устанавливающего, что в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе включаются затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора арены или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Заявителем за проверяемый период перечислены взносы на капитальный ремонт указанного служебного жилого помещения в сумме 19 118,00 руб. Расходы подтверждены платежными поручениями, выписками из лицевого счета Заявителя.

Расчет взносов за жилое помещение по адресу: п. Суйда ул. Центральная д. 14 кв.48.

Количество, кв. м

Цена, руб.

Сумма, руб.

Кассовый расход на оплату взносов на кап. ремонт

№, дата п/п, сумма

В том числе кассовый расход за жилое помещение по адресу п. Суй да ул. Центральная д. 14 кв. 48

Договор № 19.101 от 01.04.2020

счет№ 19.10

.01-12.2018 от 22.04.2020 (за период с января по декабрь 2018)

623,40

5,55

41518,44

№ 838677 от 26.05.2020 41518,44 руб.

3663,00 руб.

(55,0 кв.м*5,55)*12мес.

счет№ 19.10

.01-12.2019 от 22.04.2020 (за период с января по декабрь 2019)

623,40

7,20

53861,76

№ 838678 от 26.05.2020 53861,76 руб.

4752,00 руб.

(55,0 кв.м *7,20) *12мес.

счет№ 19.10

.01-12.2017 от 22.04.2020 (за период с января по декабрь 2017)

623,40

5,55

41518,44

№ 838679 от 26.05.2020 41518,44 руб.

3663,00 руб.

(55,00 кв.м*5,55)*12мес.

счет № 19.101.01 от 24.01.2020 за январь 2020

№ 344955 от 16.07.2020 14811,99 руб.

X

623,40

7,92

4937,33

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет № 19.К февраль 2020

)1.02 от 25.02.2020 за

X

623,40

7,92

4937,33

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет № 19.101.03 от 25.03.2020 за март 2020

X

623,40

7,92

4937,33

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.04 от 24.04.2020 за апрель 2020

623,40

7,92

4937,33

№ 423768 от 24.07.2020 4937,33 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.05 от 25.05.2020 за май

2020

623,40

7,92

4937,33

№ 614413 от 18.08.2020 4937,33 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

1.06 от 25.06.2020 за июнь 2020

623,40

7,92

4937,33

№ 880685 от 18.09.2020 4937,33 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

1.07 от 31.07.2020 за июль 2020

859,70

7,92

6808,82

№ 880682 от 18.09.2020 6808,82 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.08 от 31.08.2020 за август 2020

859,70

7,92

6808,83

№ 69495 от 29.09.2020 6808,83 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.09 от 30.09.2020 за сентябрь 2020

859,70

7,92

6808,83

№ 597136 от 19.11.2020 6808,83 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.10от31.1С

.2020 за октябрь 2020

859,70

7,92

6808,83

№ 418482 от 30.12.2020 6808,83 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

1.11 от 25.11.2020 за ноябрь 2020

1262,20

7,92

9996,62

№ 418484 от 30.12.2020 9996,62 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

счет№ 19.10

.12 от 25.12.2020 за декабрь 2020

1262,20

7,92

9996,62

№ 591776 от 26.01.2021 9996,62 руб.

435,60 руб. (55,00 кв. м *7,92)

Итого по договору

X

213751,17

213751,17 руб.

17305,20 руб.

договор № 19.101 от 11.01.2021

счет№ 19.10

1.01 от 31.01.2021 за январь 2021

1262,20

8,24

10400,52

№ 81414 от 29.04.2021 10400,52 руб.

453,20 руб.

(55,0 кв. м * 8,24 руб.)

счет№ 19.10

1.02 от 28.02.2021 за февраль 2021

1262,20

8,24

10400,52

№ 81413 от 29.04.2021 10400,53 руб.

453,20 руб.

(55,0 кв. м * 8,24 руб.)

счет № 19.10

1.03 от 31.03.201 за март 2021

1262,20

8,24

10400,52

№ 665769 от 17.06.2021 10400,53 руб.

453,20 руб.

(55,0 кв. м * 8,24 руб.)

счет № 19.104.04 от 30.04.2021 за апрель 2021

1262,20

8,24

10400,52

№ 665811 от 17.06.2021 10400,53 руб.

453,20 руб.

(55,0 кв. м * 8,24 руб.)

Итого по договору

X

41602,08

X

1812,80 руб.

итого

X

255353,25

255353,25 руб.

19 118,00 руб.

Неправомерность действий Заявителя подтверждается и письмом ФФОМС от 11.09.2019 г. № 10335/21-2/5087, в котором указано, что расходы медицинских организаций на содержание объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

Ссылка Заявителя на Дополнительное соглашение от 24.09.2021 № 4 к договору от 11.01.2021 № 19.101, согласно которому из перечня имущества исключено жилое помещение, расположенное по адресу: п. Суйда, ул. Центральная, д. 14, кв. 48 за период с 01.01.2017 по 31.08.2021 года, необоснованна, т.к. срок действия договора с 01.01.2021.

Ссылки Заявителя на письмо в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ЛО» от 22.09.2021, дополнительное соглашение от 24.09.2021 к договору от 11.01.2021 № 19.101 об уменьшении сумм по договору, счет за сентябрь от 30.09.2021, учитывающий перерасчет по платежам за жилое помещение с приведением сумм перерасчета- не обоснованы, т.к. они не были представлены при осуществлении проверки (Акт подписан 29.09.2021) и выходят за рамки проверяемого периода (с 01.03.2019 по 30.06.2021). Перечисленные доводы Заявителя не отменяют факта нецелевого использования средств, осуществленного в проверяемом периоде, выявленного в ходе проверки, и могут быть расценены лишь как меры по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, сумма перечисленных взносов на капитальный ремонт за жилое помещение, расположенное по адресу: п. Суйда, ул. Центральная, д. 14, кв. 48 в размере 19 118,00 руб. является использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

2.По пункту 3 таблицы нарушений.

При проведении проверки выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 4 166 634,07 руб. (расходы по приобретению туберкулина, вакцин, в т.ч. вакцины антирабической для профилактики бешенства), из которых:

- возвращено в бюджет ТФОМС ЛО 597 144,02 руб. (расходы по приобретению вакцин в целях проведения профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок) по п/п от 29.10.2021 №644560;

- не произведен возврат в бюджет ТФОМС ЛО средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 569 490,05 руб., при этом Заявителем оспаривается только факт нецелевого использования средств в сумме 3 270 363,26руб.(приобретение туберкулина и вакцины антирабической для профилактики бешенства).

Туберкулин

Возражения Заявителя основаны на том, что туберкулин (аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении):

- является диагностическим препаратом и используется в целях раннего выявления туберкулеза у детей до 18 лет при профилактическом осмотре;

- не является вакциной и не включен в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

- упомянут в Приложении 6 к Территориальной программе обязательного медицинского страхования Ленинградской области «Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания (по желанию пациента)» в разделе «Лекарственное обеспечение при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях».

Фондом не оспариваются перечисленные доводы о порядке применения туберкулина и ссылки на положения приведенных нормативных правовых актов.

Однако, ни одно из приведенных Заявителем положений нормативных правовых актов не содержит указаний об источнике финансирования расходов на приобретение туберкулина.

В соответствии с разделом IV Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2018 N 542), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2019 N 642), на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2020 № 893, (далее - Территориальная программа) территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Территориальной программы и соответствует базовой программе обязательного медицинского страхования, в рамках которой:

гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

В разделе V Территориальных программ определено финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области в разрезе источников финансирования.

Согласно указанному разделу за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения».

Территориальные программы разрабатываются на основании Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемых Постановлениями Правительства РФ, согласно которым финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации: с учетом рекомендаций Минздрава России (письма от 21.12.2018 №11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», от 24.12.2019 №11-7/И/2-12330 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», от 31.12.2020 №11-7/И/2-20700 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи»), согласно которым за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется обеспечение туберкулином в целях проведения туберкулинодиагностики.

Туберкулез относится к социально значимым заболеваниям (постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

Согласно Инструкции по применению туберкулиновых проб, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 №109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» туберкулинодиагностика - диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микобактериям туберкулеза (МБТ). Как специфический тест применяется при массовых обследованиях населения на туберкулез (массовая туберкулинодиагностика) и для индивидуальных обследований (индивидуальная туберкулинодиагностика).

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ) финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней осуществляется за счет средств Российской Федерации.

В целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий по закупке диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N° 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»).

Приказом Министерства здравоохранения от 25.03.2019 № 157н утвержден «Перечень закупаемых за счет субсидий из федерального бюджета диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в субъектах Российской Федерации» в который включен аллерген туберкулезный рекомбинированный в стандартном разведении.

Вакцина антирабическая для профилактики бешенства.

Возражения Заявителя основаны на том, что вакцина антирабическая для профилактики бешенства используется для оказания экстренной помощи лицам, подвергшимся риску заражения бешенством после укусов животных, по жизненным показаниям в соответствии с СанПиН 3.3686-21.

В соответствии п. 1772 Раздела XXII «Профилактика бешенства» санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 оказание квалифицированной медицинской (антирабической) помощи лицам, подвергшимся риску заражения, служит основной мерой для предупреждения заболеваний людей бешенством. Постэкспозиционная профилактика бешенства (лечебно-профилактические прививки) оказывается по жизненным показаниям. Помощь должна быть оказана немедленно после обращения больного, в кратчайшие сроки после контакта с подозрительным на бешенство животным и независимо от места жительства пострадавшего. Постэкспозиционная профилактика бешенства включает в себя местную обработку раны и проведение курса иммунизации с использованием антирабического иммуноглобулина и антирабической вакцины, согласно инструкциям по их применению.

В соответствии с ч.1 статьи 6 Федерального закона N 157-ФЗ финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Пункт 2.3. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008 N 34, и действовавших до 01.09.2021, также предусматривает, что финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

Таким образом, сумма 3 270 363,26 руб., использованная на приобретение туберкулина, вакцин, в т.ч. вакцины антирабической для профилактики бешенства, является использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

3.По пункту 4 таблицы нарушений.

При проведении проверки выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 42 500,00 руб. (расходы за техническое обслуживание систем охранного телевидения, отсутствующих на балансе медицинской организации), из которых:

- в сумме 17 500 руб. за техническое обслуживание отсутствующей на балансе системы охранного телевидения (системы видеонаблюдения) в стоматологической поликлинике по адресу: г. Гатчина, Госпитальный пер., по договору от 11.06.2019 № 2991542 с ООО «Монитор-С»;

- в сумме 25 000,0 рублей за техническое обслуживание отсутствующей на балансе системы охранного телевидения в хирургическом приемном отделении по адресу: г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 15 А, корп.1 по договору с ООО «Монитор - С» от 01.01.2020 №2091542.

По договору ТО № 2991542 обслуживания СОТ от 11.06.2019 с ООО «Монитор-С» осуществлен кассовый расход из средств сферы ОМС в сумме 17 500,00 руб. за техническое обслуживание системы охранного телевидения в здании стоматологической поликлиники, расположенной по адресу: г. Гатчина, Госпитальный пер., д.4, отсутствующей на балансе медицинской организации в 2019 году.

Заявитель утверждает, что система охранного телевидения включена в инвентарную карточку учета нефинансовых активов, и в подтверждении данного факта представляет инвентарную карточку учета нефинансовых

активов №11 по объекту: одноэтажное нежилое строение (Стоматологическая поликлиника) в разделе 4. «Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта» которой отражена сумма затрат по акту от 20.05.2019 на сумму 296 810,26 руб. (Инвентарная карточка учета нефинансовых активов № 11).

Однако, в соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» ( далее - приказ Минфина России № 52н) перечень составляющих предметов объекта учета и его основные качественные и количественные показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности должны отражаться в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Согласно разделу 5. «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (здание стоматологической поликлиники) №11. сведения о наличии в составе здания системы видеонаблюдения отсутствуют.

Так же факт отсутствия СОТ в составе здания подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов (система видеонаблюдения) от 02.08.2021 № 21013400002, направленной Заявителем в ТФОМС ЛО по электронной почте 23.09.2021.

Таким образом, доводы Заявителя о включении системы охранного телевидения в инвентарную карточку учета нефинансовых активов № 11 по объекту: одноэтажное нежилое строение (Стоматологическая поликлиника) противоречат документам, представленным в ходе проверки.

По договору ТО № 2091542 обслуживания СОТ от 01.01.2020 с ООО «Монитор-С» осуществлен кассовый расход из средств сферы ОМС в сумме 25 000 руб. за техническое обслуживание системы охранного телевидения в хирургическом приемном отделении по адресу: г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 15 А, корп.1, отсутствующей на балансе медицинской организации в 2020 году.

В 2020 году система охранного телевидения по адресу: г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 15 А, корп.1 отсутствовала на балансе Заявителя, что подтверждается данными бухгалтерского учета за 2020 год (Отбор: НФА В списке «Системы видеонаблюдения; Система видеонаблюдения; Система видеонаблюдения») в составе приложения № 19 к Акту проверки от 29.09.2021. В ходе проверки представлена инвентарная карточка учета нефинансовых активов № 21 по объекту: трех-пятиэтажное нежилое строение (Главный лечебный корпус) по адресу: Ленинградская обл., г.Гатчина,ул.Рощинская, д. 15а, к.1, в которой также отсутствуют сведения о наличии (или учете) системы охранного телевидения в составе здания.

Заявитель утверждает, что система охранного телевидения включена в инвентарную карточку учета нефинансовых активов и в подтверждение данного факта представляет ту же инвентарную карточку учета нефинансовых активов № 21 по объекту: трех-пятиэтажное нежилое строение (Главный лечебный корпус) по адресу: Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Рощинская, д.15а, к.1 в разделе 4. «Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта» которой уже отражена сумма затрат по акту (монтаж системы видеонаблюдения) от 22.11.2019 № 22 на сумму 256 000 руб.

При этом, инвентарная карточка учета нефинансовых активов № 21 по объекту: трех-пятиэтажное нежилое строение (Главный лечебный корпус) по адресу: Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Рощинская, д. 15а, к.1 противоречит инвентарной карточке учета нефинансовых активов № 21 по объекту: трех-пятиэтажное нежилое строение (Главный лечебный корпус) по адресу: Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Рощинская, д. 15а, к.1, представленной в ходе проверки.

В соответствии с приказом Минфина России № 52н перечень составляющих предметов объекта учета и его основные качественные и количественные показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности должны отражаться в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовьгх активов (ф. 0504031).

Согласно разделу 5. «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (трех-пятиэтажное нежилое строение (Главный лечебный корпус) по адресу: Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Рощинская, д. 15а, к.1) № 21, представленной в возражениях на Акт проверки и Заявлении, сведения о наличии в составе здания системы видеонаблюдения отсутствуют.

Кассовые расходы из средств сферы ОМС по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» за техническое обслуживание систем охранного телевидения по договору ТО № 2991542 обслуживания СОТ от 11.06.2019 в сумме 17 500 рублей, по договору ТО № 2091542 обслуживания СОТ от 01.01.2020 в сумме 25 000,0 рублей, отсутствующих на балансе медицинской организации, являются несоблюдением Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2018 № 542 и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2019 № 642.

В соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н «На подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования».

Таким образом, расходы за техническое обслуживание систем охранного телевидения, отсутствующих на балансе медицинской организации в сумме 42 500,00 руб., являются использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

4. По пункту 5 таблицы нарушений

При проведении проверки выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 871 196,53 руб. (расходы на оплату услуг по проверке проектно-сметной документации на капитальный ремонт), из которых:

- возвращено в бюджет ТФОМС ЛО 361 076,53 руб. по п/п от 29.10.2021 №617667;

- не произведен возврат в бюджет ТФОМС ЛО средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 510 120,00 руб.

Заявитель не оспаривает факт использования средств сферы ОМС в указанной сумме не по целевому назначению. В Заявлении он указывает на факт восстановления средств, использованных не по целевому назначению, на счет по учету средств ОМС, что не соответствует нормам ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС).

В соответствии с ч.9 ст.39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Аналогичные положения содержатся в п. 160 Правил ОМС.

Таким образом, средства сферы ОМС, использованные не по целевому назначению (оплата услуг по проверке проектно-сметной документации на капитальный ремонт) в сумме 510 120 руб., подлежат возврату в бюджет территориального фонда.

5.По пункту 6 таблицы нарушений.

При проведении проверки выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 2 009 513,75 руб. (средства, полученные Заявителем в соответствии с Соглашением от 29.04.2019 №32/2019-к о предоставлении медицинским организациям, указанным в ч. 6.6. ст. 26 Закона об ОМС, средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинской организации на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала использовались медицинской организацией, в том числе на выплату заработной платы медицинским работникам, принятым в штат в пределах фактической численности медицинских работников по состоянию на 1 число текущего года).

Заявитель, оспаривая факт нецелевого использования средств ОМС, ссылается на нормы Закона об ОМС, касающиеся средств ОМС, предоставляемых медицинской организации в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за оказание медицинской помощи застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (ст.39 Закона об ОМС). По данному договору страховая медицинская организация осуществляет оплату выставленных медицинской организацией счетов и реестров счетов по утвержденным тарифам, структура которых включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату и начисления на оплату труда (ст.ст.39, 35 Закона об ОМС)

Средства же нормированного страхового запаса для софинансирования заработной платы выделяются медицинским организациям дополнительно (сверх тарифов на оплату медицинской помощи).

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 26 Закона об ОМС в составе бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий, в том числе, средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Указанные средства предоставляются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования на основании соглашения. Типовая форма соглашения, порядок его заключения, а также порядок использования средств нормированного страхового запаса утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6.6. ст. 26 Закона об ОМС).

Порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утвержден приказом Министерства здравоохранение РФ от 22.02.2019 № 85н (далее - Порядок использования средств НСЗ). Согласно п. 2 Порядка использования средств НСЗ средства для софинансирования используются медицинской организацией на оплату труда медицинских работников, осуществляющих оказание медицинской помощи и принятых на работу в медицинскую организацию в текущем финансовом году сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года. Средства для софинансирования. использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда (п.6 Порядка использования средств НСЗ).

Типовая форма соглашения о предоставлении медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утверждена приказом Министерства здравоохранение РФ от 22.02.2019 № 86н (далее - Типовая форма соглашения). Согласно пп. б) п. 10 Типовой формы соглашения медицинская организация «использует средства, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, для финансового обеспечения расходов по выплате заработной платы с начислениями медицинским работникам, принятым в штат сверх фактической численности медицинских работников по состоянию на 1 января текущего года.» Полученные в соответствии с Соглашением средства, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда.»(пп. е) п.10).

В 2019 году предоставление средств для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала Заявителя осуществлялось в соответствии с Соглащением от 29.04.2019 № 32/2019-к.

В нарушение пп. «б» п. 10 данного Соглашения полученные по Соглашению средства использовались Заявителем, в том числе, на выплату заработной платы медицинским работникам, принятым в штат в пределах фактической численности медицинских работников по состоянию на 1 число текущего года, что не отрицается Заявителем.

Таким образом, расходование средств, полученных в соответствии с Соглашением от 29.04.2019 № 32/2019-к, в том числе, на выплату заработной платы медицинским работникам, принятым в штат в пределах фактической численности медицинских работников по состоянию на 1 число текущего года, в сумме 2 009 513,75 руб. является использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

7. По пункту 7 таблицы нарушений.

При проведении проверки выявлено использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 2 462 841,26 руб. (сотрудникам СПИД лаборатории производились выплаты повышения оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда в размере 64% должностного оклада за счет средств ОМС).

Заявитель, оспаривая нецелевой характер средств сферы обязательного медицинского страхования, ссылался на следующее:

- выполнение исследований на ВИЧ инфекцию широкому кругу населения, в том числе и беременным женщинам;

- в состав иммуноферментных тест-систем, используемых для диагностики ВИЧ инфекции, входят положительные контрольные сыворотки, содержащие вирус иммунодефицита человека;

- данный вид расходов (доплата за вредность работникам СПИД лаборатории) в рамках государственного задания ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ», за счет средств бюджета Ленинградской области не предусмотрен.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В разделе V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2018 № 542, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2019 N 642, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2020 № 893, определен источник финансового обеспечения первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита - средства бюджета Ленинградской области.

Согласно главе IV «Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей» Федерального закона от 30.03.1995 №38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» надбавки работникам организаций здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств указанных бюджетов.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Ленинградской области приняты соответствующие нормативные правовые акты, определяющие размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

В проверяемом периоде действовали следующие нормативные правовые акты Ленинградской области:

- с 01.03.2019 по 31.10.2020 -постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности» (далее - Постановление №173);

- с 01.11.2020 по 30.06.2021 -постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» (далее - Постановление №262).

Постановлением №173, приложение №7, определен перечень учреждений здравоохранения, подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышение оплаты труда в связи с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, согласно разделу 7 которого: Учреждения, подразделения и должности, работа в которых связана с непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и т.д. больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных и дает право на применение доплаты к должностному окладу в размере 64 процентов.

Пунктом 3. 4 Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности, утвержденного Постановлением № 262, повышение оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 64% должностного оклада установлено медицинским работникам, осуществляющим обследование, диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных; лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Таким образом, выплаты повышения оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда в размере 64% должностного оклада сотрудникам СПИД лаборатории за счет средств ОМС, является использованием средств сферы ОМС не по целевому назначению.

На основании вышеизложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Синицына Е.В.