Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 сентября 2021 года Дело № А56-38865/2021
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Шелемы З.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ВОЛХОВ-ЭКО" (адрес: Россия 187401, г. Волхов, Ленинградская область, Волховский район, ул. Шумская, д. 1, пом. 34, ОГРН: 11847040199444)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Топливные технологии" (адрес: Россия 194044, г. Санкт-Петербург, Финляндский пр., д. 4, лит. А пом., 14-Н-1409, ОГРН:1027809249082 )
о взыскании 29.517.018 руб. 00 коп.
при участии
- от истца: ФИО1 по доверенности от 29.03.2021;
- от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.06.2021
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВОЛХОВ-ЭКО» (далее – Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Топливные технологии» (далее – Ответчик, Компания) с требованием о взыскании задолженности по уплате акциза в размере 29 517 018 рублей по Договору №01\НПЗ от 03.09.2020 на переработку углеводородного сырья.
Истец в судебном заседании 16.09.2021 исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Между ООО «Компания «Топливные технологии» (Давалец) и ООО «ВОЛХОВ-ЭКО» (Переработчик) заключен Договор №01/НПЗ от 03.09.2020 на переработку углеводородного сырья (далее – Договор), согласно которому Исполнитель (ООО «ВОЛХОВ-ЭКО»), являясь Переработчиком, обязуется на основании Спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, выполнять переработку углеводородного сырья/нефть/газовый конденсат и их смеси на установке переработки углеводородного сырья, расположенной по адресу: Россия, <...>, с целью получения переработанного продукта и сдать результат переработки готовые нефтепродукты Давальцу (ООО «Компания «Топливные технологии») или иному третьему лицу по указанию Давальца, а Давалец обязуется принять результат и оплатить выполненные работы в размере и в сроки, указанные в Договоре.
Приложение (Спецификация) согласовывается сторонами на каждый календарный месяц (п.1.2 Договора №01/НПЗ).
Обязательства сторон изложены в разделе 2 Договора №01/НПЗ от 03.09.2020.
Пунктом 3.2.3 Договора установлено, что Давалец обязан выплачивать Переработчику вознаграждение в размере, указанном в соответствующей Спецификации.
Пунктом 2.4 Договора установлено, что Переработчик обязуется произвести отгрузку нефтепродуктов Давальцу или указанному им лицу и оформить соответствующий акт сдачи-приемки партии готовой продукции (нефтепродуктов), в котором указывается фактическое количество полученных нефтепродуктов и движение сырья, а также технологические потери.
В соответствии с п.7.1 Договора передача нефтепродуктов, полученных в результате переработки от Истца, осуществляется по акту приема-передачи готовой продукции.
Согласно представленному в материалы дела акту сдачи-приемки готовой продукции от 01.02.2021, товар передается без акциза, а основанием является п.п.4 п.1 ст.183 НК РФ (реализация на экспорт).
Как указывает Истец, во исполнение Договора Переработчик, на основе давальческого сырья Давальца, произвел переработку товара с начислением суммы акциза в размере 29 517 018 руб. В связи с производством подакцизного товара Переработчиком сдана налоговая декларация за февраль 2021 года.
В соответствии с п.2.1 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации правом на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных пп.4 п.1 ст.183 Налогового кодекса Российской Федерации (реализация на экспорт) обладают налогоплательщики, обязанность которых обеспечена банковской гарантией или договором поручительства, или, налогоплательщики без предоставления банковской гарантии, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее в миллиардов рублей.
Ввиду отсутствия возможности представления банковской гарантии либо поручительства Переработчик обязан уплатить сумму акциза в заявленном размере.
Направленное в адрес Ответчика требование о возмещении акциза оставлено последним без рассмотрения, что послужило основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, представил в материалы дела Контракт №HIT-04 от 15.01.2020 c приложениями; Инвойсы 76 от 05.02.21; 78А от 13.02.21, 82 А от 21.02.21; Декларации на товары 10006060/050221/0010629, 10006060/150221/0013495, 10006060/050321/0020760, 10006060/050321/0020766; Договор на переработку углеводородного сырья 01_НПЗ от 03.09.2020, Спецификации; Счет-фактуру 0325/01/акц от 25.03.2021; доказательства направления комплекта документов по экспорту Истцу.
Согласно статьям 702, 703,713 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу, в частности переработку материалов заказчика в готовый продукт, подлежащий передаче заказчику.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акцизов признаются лица, совершающие операции, подлежащие налогообложению акцизами, в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 и подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, а также передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) признается объектом налогообложения акцизами.
Таким образом, налогоплательщиками акциза признаются непосредственные производители подакцизных товаров - нефтепродуктов. При производстве подакцизных товаров - нефтепродуктов по договору подряда из давальческого сырья объект налогообложения акцизами, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, формируется у переработчика такого сырья. В этом случае у заказчика - собственника данного сырья при реализации указанных товаров объекта налогообложения акцизами по подпункту 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации не возникает.
Согласно пункту 1 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом налогообложения акцизом, за исключением перечисленных в данном пункте операций, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза.
В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой (п.2 ст.198 НК РФ).
При реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза не выделяется (подп.1 п.2 ст.198 НК РФ).
При совершении операций с подакцизными товарами, которые в соответствии со статьей 183 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза" (п.3 ст.198 НК РФ).
Статья 183 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Таким образом, указанным подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены как операции по реализации подакцизных товаров на экспорт, так и операции по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам для реализации указанных товаров на экспорт.
Освобождение операций, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения акцизом производится в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представленные Ответчиком документы подтверждают фактическую реализацию готовой продукции, переданной Переработчиком Давальцу, на экспорт.
Поскольку подакцизные товары, передаваемые переработчиком Ответчику, вывозились за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и, соответственно, операции по передаче подакцизных товаров Ответчику не подлежат налогообложению акцизом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 данной статьи. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 Налогового кодекса Российской Федерации возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 Налогового кодекса Российской Федерации. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии банковской гарантии сумма акциза не уплачивается согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
При уплате акциза вследствие отсутствия банковской гарантии уплаченные суммы акциза, согласно пункту 3 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или реэкспорта.
Таким образом, согласно вышеизложенным положениям статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации предоставленное Истцу подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации право на освобождение от налогообложения операций по реализации на экспорт подакцизных товаров на экспорт может быть реализовано:
- либо путем прямого освобождения этих операций от уплаты акциза - при представлении поручительства банка или банковской гарантии;
- либо путем получения возмещения суммы акциза, уплаченной по этим операциям в связи с отсутствием поручительства банка или банковской гарантии.
Поскольку в рассматриваемом случае банковская гарантия Истцом не была представлена, налогоплательщик (ООО ««ВОЛХОВ-ЭКО») сумму акциза, начисленную по операции передачи нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья (и в дальнейшем помещенных под таможенный режим экспорта), собственнику этого сырья (ООО «Компания «Топливные технологии»), должен был уплатить в бюджет в установленные налоговым законодательством сроки.
Уплаченная сумма акциза согласно пункту 3 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возмещению после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Указанное возмещение производится в порядке, предусмотренном статьей 203 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации суммы акциза, уплаченные по операциям реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации, и уплаченные налогоплательщиком вследствие отсутствия банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных пунктами 2 и 2.2. статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возмещению в порядке, установленном статьей 201 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе, суммы акциза, подлежащие вычету при исчислении акциза по подакцизным товарам, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения акцизами в соответствии с пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации), путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров на экспорт. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом;
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Таким образом, налогоплательщик, уплативший (вследствие отсутствия у него поручительства банка или банковской гарантии) акциз по вывозимым на экспорт подакцизным товарам, при предоставлении в налоговый орган документов, подтверждающих факт этого экспорта, получает возмещение уплаченной суммы в течение указанного в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
В данном случае пункт 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет освобождение от уплаты НДС не какой-то отдельной категории налогоплательщиков, а абсолютно всем налогоплательщикам (в данном случае переработчику) при вывозе подакцизных товаров (нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, предусмотренных пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому это освобождение не является льготой и налогоплательщик не вправе отказаться от нее на основании пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием освобождения от налогообложения НДС является сам факт вывоза подакцизных товаров (нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах предъявление Истцом суммы акциза Ответчику по нефтепродуктам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, противоречат приведенной норме налогового законодательства.
Из представленных документов следует, что ООО «ВОЛХОВ-ЭКО» в соответствии с договором № 01/НПЗ от 03.09.2020 осуществляло переработку нефти на давальческой основе и согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляло операции по передаче произведённых им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья. Из Акта сдачи-приемки готовой продукции от 01.02.2021, следует, что готовая продукция (нефтепродукты) передается без акциза в силу пп.4 п.1 ст.183 Налогового кодекса Российской Федерации (реализация на экспорт). Контракт №HIT-04 от 15.01.2020 c приложениями, УНК 20010016/1326/0002/1/1, таможенные декларации 10006060/050221/0010629, 10006060/150221/0013495, 10006060/050321/0020760, 10006060/050321/0020766; подтверждают, что Бензин прямой перегонки экспортный в количестве 1900,278 тонн был вывезен Давальцем за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта. В счете-фактуре 0325/01/акц от 25.03.2021 указаны регистрационные номера таможенных деклараций.
Ответчиком в адрес Истца по электронной почте направлен комплект документов, подтверждающий вывоз готовой продукции (нефтепродуктов), полученной от Переработчика, за пределы территории Российской Федерации (экспорт).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Определения от 15.05.2007 № 372-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации" налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Таким образом, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога - применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика.
Из изложенного следует, что применение установленной Налоговым кодексом Российской Федерации пониженной налоговой ставки, хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле статей 17 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае необходимо учитывать, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки по акцизам на нефтепродукты прямо свидетельствует об отличиях между налоговой ставки от налоговой льготы, в связи с чем, она носит не заявительный, а обязательный характер применения.
Доказательств того, что Истец обращался в налоговый орган в соответствии с положениями пункта 4 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Шелема З.А.