НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2020 № А56-112069/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 июня 2020 года                                                                Дело № А56-112069/2019

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   июня 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой К.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 87»

заинтересованное лицо: Государственное учреждение – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

об оспаривании решений

при участии

от заявителя  - Чирцова Л.А., доверенность от 01.04.2020.

от заинтересованного лица – Сергеева Е.К., доверенность от 20.12.2019.

установил:

Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 87» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решений Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 30 (далее – Фонд):

 - от 03.10.2019 № 73с/с в части обязании Учреждения доплатить суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету, в размере 684 973 руб. 54 коп.,

- от 03.10.2019 № 887 с/в  в части уплатить 19 864 руб. 23 коп. недоимки, 27 193 руб. 98 коп. пеней и 916 руб. 71 коп. штрафа,

- от 03.10.2019 № 887 н/с в части уплатить недоимку по страховым взносам по обязательному социального страхования от несчетных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1369 руб. 95 коп., пени в размере 340 руб. 92 коп. и 273 руб. 99 коп. штрафа.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд).

Распоряжением Заместителя председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2020 дело передано для рассмотрения в производство судье Петровой Т.Ю.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ и перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы заявления, а представитель Фонда возражал против его удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка правильности произведенных Учреждением расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой составлены акты от 21.08.2019 № 801 с/с, 801н/с, 801 с/в  и с учетом представленных Учреждением возражений приняты решения от 03.10.2019:

- № 73 с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- № 887 с/в о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

- 887 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основанием для вынесения оспариваемых решений послужило то, что Учреждение не представило к проверке оригиналы листков нетрудоспособности, справок о рождении ребенка, справок о постановке на учет в ранние сроки беременности сотрудников.

Не согласившись с данными решениями в части, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.

Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения, являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Статьей 8 указанного Закона установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, которыми, в том числе признаются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон N 255-ФЗ).

Как указано в части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона                 № 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).

Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).

Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

С учетом изложенного, условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; документальное подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.

В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), указано, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В рассматриваемом случае основанием для непринятия к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения послужило непредставление страхователем к проверке оригиналов листков нетрудоспособности для назначения и выплаты пособий по беременности и родам на сотрудников Жадовскую Н.М., Клементьеву К.Л., Майорову Н.Н., Гончарову Т.Н., Мельник В.А., справок о рождении ребенка, выданные органами записи актов гражданского состояния для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка на сотрудников Майорову Н.Н., Клементьеву К.Л., Гончарову Т.Н., справок о постановке на учет в ранние сроки беременности на сотрудников Гончарову Т.Н., Макаридзе Е.А.

Как следует из материалов дела, Учреждение обращалось в медицинские учреждения (СПб ГБУЗ «Родильный дом № 6 им. Проф. В.Ф. Снегирева», СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 100», СПб ГБУЗ «Родильный дом № 18»)  с просьбой подтвердить выдачу листков нетрудоспособности своим работникам, а также выдать их дубликаты.

Так, в обоснование факта нетрудоспособностей работников и произведенных расходов  Учреждением были представлены: письмо СПб ГБУЗ «Родильный дом № 6 им. проф. В.Ф. Снегирева», исходя из содержания которого дополнительный отпуск по беременности и родам Майоровой Н.Н. (листок нетрудоспособности                                    № 206894967924) был оформлен 06.12.2015 на 16 дней с 22.02.2016 по 08.03.2016; Жадовской Н.М. (листок нетрудоспособности № 216938355565) был оформлен 18.03.2016 на 16 дней с 30.05.2016 по 14.06.2016; письмо СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 100», исходя из содержания которого листок нетрудоспособности                  № 206936801860 выдан женской консультацией № 37 Жадовской Н.М. с 11.01.2016 по 30.05.2016 на 140 дней  (отпуск по беременности и родам), пациентке выдана справка о поставке на учет на ранних сроках беременности, листок нетрудоспособности 423888945192 выдан  Мельник В.А. с 11.11.2016 по 30.03.2017 на 140 дней (отпуск по беременности и родам), пациентке выдана справка о постановке на учет на ранних сроках беременности; письмо СПб ГБУЗ «Родильный дом № 18», в котором указано на невозможность выдачи дубликатов листков нетрудоспособности, подтверждено, что пациентке Клементьевой К.Л. выдавались листки нетрудоспособности по беременности и родам № 216858215114 с 04.01.2016 по 22.05.2016 на 140 дней, № 229375396736 с 23.05.2016 по 07.06.2016 на 16 дней и предоставлен дубликат справки о ранних сроках постановки на учет по беременности

Данные ответы медицинских учреждений Учреждение предоставило Фонду в ходе проверки.

Кроме того, Учреждением были представлены копии корешков листов нетрудоспособности, справок из медицинских учреждений, реестры больничных листков, платежные ведомости, табели рабочего времени.

Оценивая представленные заявителем доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что содержащаяся в них информация позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц и несение страхователем соответствующих расходов.

При указанных обстоятельствах не обеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности и справок само по себе не могло являться достаточным основанием для принятия Фондом оспариваемых решений.

Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных.

В случае утраты таких листков правомерность произведенных расходов может быть подтверждена иными документами, включая письма лечебных учреждений, которые в совокупности содержащихся в них сведений подтверждают, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались застрахованным лицам и предъявлялись к оплате страхователю.

При наличии такой информации, подтвержденной представленными Учреждением документами и позволяющей проверить обоснованность произведенных заявителем расходов на выплату пособий работникам, у Фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету расходов Учреждения, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленном размере.

В ходе проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии страхового случая, отсутствии трудовых отношений между страхователем и его работниками или неверном расчете выплаченных сумм.

С учетом изложенного решения в оспариваемых частях являются недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительными решения Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 30 от 03.10.2019 № 73с/с в части обязании доплатить суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету, в размере 684 973 руб. 54 коп., от 03.10.2019 № 887 с/в  в части уплатить 19 864 руб. 23 коп. недоимки, 27 193 руб. 98 коп. пеней и 916 руб. 71 коп. штрафа, от 03.10.2019 № 887 н/с в части уплатить недоимку по страховым взносам по обязательному социального страхования от несчетных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1369 руб. 95 коп., пени в размере 340 руб. 92 коп. и 273 руб. 99 коп. штрафа.

Взыскать с Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 87» 9000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Санкт-Петербургскому государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 87» 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 14.10.2019 № 3782687.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Петрова Т.Ю.