НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 № А56-68517/2022

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 сентября 2022 года                                                                         Дело № А56-68517/2022

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2022 года .

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Петрова Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкоевым М.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 194214, г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.73; ИНН: 7802114044)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению Фтизиоофтальмологический санаторий «Красный вал» Министерства здравоохранения Российской Федерации (адрес: 188278, Ленинградская обл., Лужский р-он, м. санаторий Красный вал; ИНН: 4710005610)

о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии, в размере 974 582,09 руб.,

при участии:

от истца - представитель не явился, извещен,

от ответчика - представителя Бамановой О.В. (по доверенности от 27.12.2021),

установил:

05.07.2022 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – истец, отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – арбитражный суд) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению Фтизиоофтальмологический санаторий «Красный вал» Министерства здравоохранения Российской Федерации  (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании 974 582,09 руб. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсий.

Определением арбитражного суда от 07.07.2022 исковое заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу; на 14.09.2022 назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное. Указанным определением суд предложил  ответчику представить письменный документально обоснованный отзыв (возражения) на исковое заявление.

07.09.2022 ответчик направил в арбитражный суд отзыв (возражения) на исковое заявление. Иные документы, ходатайства и заявления  от сторон до судебного заседания в материалы дела не поступали.

14.09.2022 присутствующий в судебном заседании представитель ответчика поддержал ранее заявленные возражения по мотивам, изложенным в отзыве.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечил явку своего представителя в судебные заседания, возражения на отзыв ответчика не представил. На момент проведения судебного заседания заявлений и ходатайств от истца не поступило.

Заслушав пояснения представителя ответчика, рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд счел, что подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству.

Арбитражный суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 156 АПК  РФ спор рассмотрен судом в отсутствие представителей истца.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

На основании представленных ответчиком 22.09.2021 сведений персонифицированного учета за март 2021 года Отделением ПФР был выявлен факт излишне выплаченной пенсии Амбаровой Е.М. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 42 364,64 руб.), Безрукавой Т.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 57 950,41 руб.), Беляевой Н.П. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 54 540,97 руб.), Бикитеевой Ф.Ш. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 28 434,38 руб.), Евлаховой Н.И. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 30 060,52 руб.), Капинусу В.П. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 17 119,22 руб.), Караваевой Н.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 48 338,33 руб.), Королевой Т.е. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 31 125,15 руб.), Котыревой А.А. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 33 456,97 руб.), Кочкиной СВ. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 35 383,29 руб.), Лукиной В.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 52 203,77 руб.), Лярской Т.М. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 33 541,85 руб.), Максимовой И.И. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 13 796,50 руб.), Марининой Н.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 47 607,93 руб.), Мекшонковой А.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 42 900,09 руб.), Мельченко Л.И. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 28 248,05 руб.), Миролюбову О.Г. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 37 09,62 руб.), Митякову В.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 19 626,20 руб.), Мозговой О.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 40 852,81 руб.), Музычко В.А. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 29 380,73 руб.), Напыловой Н.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 23 674,86 руб.), Никифоровой Е.М. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 35 024,49), Пименовой В.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 35 823,21 руб.), Подольскому В.А. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 19 438,09 руб.), Пылаевой Т.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 37 448,41 руб.), Рахматуллиной Ф.Ш. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 19 224,25 руб.), Сергеенковой Н.Д. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 38 263,31 руб.), Ставничук Т.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 17 064,52 руб.), Сычуговой Н.Н. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 6 616,95 руб.), Узьма О.В. (за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 в сумме 17 980,57 руб.).

Истец, посчитав, что в связи с нарушением сроков представления отчетов по форме СЗВ-М за март 2021 года, Учреждением причинен ущерб в виде излишне выплаченных сумм пенсий за период с 01.03.2021 по 31.10.2021, направило в адрес учреждения претензии (от 25.10.2021 и от 08.12.2021), неудовлетворение которых послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В обоснование  исковых требований  истец сослался на несвоевременное представлением ответчиком отчетности по форме СЗВ-М (исходная) о своих сотрудниках за март 2021 года, в связи с чем Отделением ПФР была произведена индексация размера страховой пенсии сотрудникам-пенсионерам ответчика в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

В отзыве на исковое заявление ответчик заявил о несогласии с исковыми требованиями, поскольку сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) были представлены им 01.04.2021, то есть своевременно. Остальная информация об отчетности носила корректирующий характер. Таким образом, по мнению ответчика, представленные им сведения не являлись основанием для начисления повышенной пенсии в отношении сотрудников ответчика. По мнению ответчика, права истца не нарушались. Кроме того, Учреждением не направлялась в отделение ПФР информация (формы СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ) об увольнении указанных в иске сотрудников ответчика в феврале - марте 2021 года, что также свидетельствует о продолжении ими трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, ответчик является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно представленным в материалы дела распоряжениям от 28.06.2021, Отделением ПФР выполнен перерасчет размера пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) 30 сотрудникам ответчика - Амбаровой Е.М.,Безрукавой Т.Н. ,Беляевой Н.П., Бикитеевой Ф.Ш., Евлаховой Н.И., Капинусу В.П., Караваевой Н.Н., Королевой Т.С., Котыревой А.А., Кочкиной СВ., Лукиной В.В., Лярской Т.М., Максимовой И.И., Марининой Н.В., Мекшонковой А.Н., Мельченко Л.И., Миролюбову О.Г., Митякову В.Н., Мозговой О.В., Музычко В.А., Напыловой Н.Н., Никифоровой Е.М., Пименовой В.В., Подольскому В.А., Пьшаевой Т.В., Рахматуллиной Ф.Ш., Сергеенковой Н.Д., Ставничук Т.Н., Сычуговой Н.Н., Узьма О.В. (далее – сотрудники-пенсионеры)

01.04.2021 ответчиком по телекоммуникационным каналам связи в адрес истца была представлена форма СЗВ-М с типом «исходная» за март 2021 года в отношении 106 застрахованных лиц, в том числе и о сотрудниках-пенсионерах.

Согласно протоколу проверки отчетности данный документ был принят органом Пенсионного фонда с указанием одной ошибки в части ФИО одного из застрахованных лиц. Данный протокол был направлен в адрес ответчика по электронным каналам связи 01.04.2021.

Поскольку за один отчетный период может быть представлена только одна форма СЗВ-М с типом «исходная» (все остальные формы за этот же период имеют тип «дополняющая» либо «отменяющая»), 02.04.2021 по телекоммуникационным каналам связи ответчиком в адрес истца представлена форма СЗВ-М с типом «отменяющая» в отношении тех же 106 застрахованных лиц, которая согласно протоколу проверки отчетности была принята отделением ПФР. Сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за март 2021 года были представлены страхователем 22.09.2021 по результатам проведения анализа представленной в органы ПФР отчетности за 2021 год.

Распоряжения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении сотрудников-пенсионеров Учреждения были вынесены истцом только 28.06.2021.

14.10.2021 истцом были вынесены новые решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) о выплате 30 сотрудникам-пенсионерам Учреждения страховых пенсий без учета индексации, как работающим пенсионерам.

В части 1 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее –  Закон №167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии, с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ корреспондируют с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователя представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Так, согласно пункту 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные, в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Применительно к настоящему делу, из вышеизложенного следует, что Отделение ПФР, получив в марте 2021 года сведения о застрахованных лицах, если его сотрудники добросовестно заблуждались, обязано было вынести решение о выплате сумм страховых пенсий сотрудникам-пенсионерам Учреждения  не позже середины мая 2021 года. Однако, данное решение было принято только в конце июня (28.06.2021), когда Учреждение уже предоставило (за прель и май 2021 года) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, в том числе и на сотрудников-пенсионеров.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом из материалов дела, сведения в отношении 106 застрахованных лиц, среди которых 30 пенсионеров-сотрудников Учреждения, по форме СЗВ-М за март 2021 года Учреждение представило в установленный законом срок - 01.04.2021. Согласно протоколу проверки отчетности данная форма принята органом пенсионного фонда с указанием на одну ошибку в ФИО одного застрахованного лица. Данный протокол был направлен в адрес ответчика по электронным каналам связи 01.04.2021.

02.04.2021 по телекоммуникационным каналам связи страхователем (ответчиком) в адрес истца представлена форма СЗВ-М «отменяющая» в отношении тех же 106 застрахованных лиц, которая принята органом Пенсионного фонда согласно протоколу проверки отчетности.

Сведения за апрель 2021 года в отношении 105 застрахованных лиц (в том числе сотрудников-пенсионеров) по форме СЗВ-М «исходная» Учреждение представило в установленный срок - 12.05.2021. Согласно протоколу проверки отчетности данные сведения были приняты Отделением ПФР 14.05.2021 без замечаний и предупреждений.

Представление ответчиком отменяющей формы СЗВ-М за март 2021 года, была расценена Отделением ПФР как непредставление сведений за март 2021 года. В результате отсутствия сведений в отношении Амбаровой Е.М.,Безрукавой Т.И. ,Беляевой Н.П., Бикитеевой Ф.Ш., Евлаховой Н.И., Капинусу В.П., Караваевой Н.Н., Королевой Т.С., Котыревой А.А., Кочкиной СВ., Лукиной В.В., Лярской Т.М., Максимовой И.И., Марининой Н.В., Мекшонковой А.Н., Мельченко Л.И., Миролюбову О.Г., Митякову В.Н., Мозговой О.В., Музычко В.А., Напыловой Н.Н., Никифоровой Е.М., Пименовой В.В., Подольскому В.А., Пылаевой Т.В., Рахматуллиной Ф.Ш., Сергеенковой Н.Д., Ставничук Т.Н., Сычуговой Н.Н., Узьма О.В., Отделением ПФР был зафиксирован факт прекращения работы указанными лицами с марта 2021 года и в отношении данных лиц приняты решения о выплате пенсий с учетоминдексации.

Однако Учреждение не направляло в отделение ПФР информацию (формы СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ) об увольнении указанных в иске сотрудников (сведений о прекращении трудовых отношений) ни в феврале/марте 2021 года, ни в иной период до 30.06.2021. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии вины ответчика, а также причинно-следственной связи между его действиями и перерасходом средств Отделением ПФР на выплату страховой пенсии, по следующим основаниям.

Согласно статье 15 Федерального закона № 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователем в Фонд, осуществляется органами Фонда (пункт 1 статьи 8 данного Федерального закона). Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16 Закона № 27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года № 211н (далее - Инструкция № 211н), территориальный орган ПФР проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФР сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. 

На основании пункта 38 Инструкции № 211н  представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у органов ПФР, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган уточненные индивидуальные сведения. Представление «отменяющих» и «дополняющих» форм указанной Инструкцией не предусмотрено.

Как установлено судом из материалов дела, отчет по форме СЗВ-М (исходная) за март 2021 года направлен Учреждением в Отделение ПФР 01.04.2021 по коммуникационным каналам связи, то есть в установленные законом сроки. Представление уточняющих отчетов, поименованных как «исходная» и «отменяющая», обусловлено исправлением информации, содержащейся в первоначально представленных сведениях в отношении только одного лица (не являющегося сотрудником-пенсионером).

В рассматриваемом случае ошибочное наименование уточняющих отчетов по типу формы «отменяющая» явилось следствием добросовестного заблуждения страхователя по порядку оформления исправлений неточностей (одной ошибки в ФИО сотрудника), содержащихся в представленных первоначальных сведениях.

При этом истец, ввиду очевидности допущенной ошибки в наименовании типа формы, имел возможность устранить их при проведении своевременной проверки содержания представленной отчетности. Получив сведения по форме «отменяющая», на основании которой, по мнению Отделения ПФР, была внесена информация о полном отсутствии работников в Учреждении, территориальный орган ПФР должен был проверить данные сведения на предмет их правильности (полноты либо достоверности) и, в том числе, направить в адрес Учреждения соответствующее требование о предоставлении пояснений и устранении имеющихся расхождений, поскольку Учреждение являлось действующим и в спорный период регулярно перечисляло страховые взносы и представляло в отделение ПФР иные формы отчетностей. Однако таких требований или уведомлений страхователю (ответчику) направлено не было. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Отсутствие сведений персонифицированного учета за март 2021 года в отношении всех своих работников был выявлен Учреждением только в сентябре 2021 года, в связи с чем были представлены сведения СЗВ-М  за март 2021 года «дополняющие».

Представление в марте 2021 года в Отделение ПФР сведений СЗВ-М по форме «исходная» и «отменяющая» в отношении всех застрахованных лиц, очевидно свидетельствовало о том, что данные лица не прекращали работу, поскольку сведения обо всех поименованных ранее сотрудниках были представлены Учреждением в сведениях СЗВ-М за апреля 2021 года.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик добросовестно исполнял свои обязанности по предоставлению сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в отношении застрахованных лиц и узнал об отсутствии данных сведений у истца после анализа сданной отчетности по форме СЗВ-М за 2021 год, который послужил основанием для направления Учреждением дополняющих форм СЗВ-М.

В   свою   очередь,   истец   обладал   объективной   возможностью,   получив   явно противоречивые сведения о работающих застрахованных лицах и об одномоментном увольнении всех сотрудников Учреждения в марте 2021 года, проанализировать приведенные обстоятельства, обнаружить ошибку и направить страхователю (ответчику) уведомление, предусмотренное пунктом 38 Инструкции № 211н. Однако указанные действия Отделением ПФР  не были осуществлены.

Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что первоначально представленные 01.04.2021 ответчиком сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за март 2021 года  были приняты истцом и содержали сведения о 106 застрахованных лицах, в том числе на 30 сотрудников-пенсионеров Учреждения.

Принятая истцом форма СЗВ-М «исходная» за март 2021 года содержала все сведения, позволяющие истцу установить факт осуществления трудовой деятельности пенсионеров-сотрудников ответчика в марте 2021 года.

Суд согласен с доводами ответчика, что ошибки в наименовании типа формы не могут быть  признаны существенным нарушением, и могли быть устранены при проведении своевременной проверки содержания представленной отчетности сотрудниками отделения ПФР.

Надлежащее исполнение истцом возложенных на него законодательством контрольных функций исключило бы перерасход средств на выплату трудовой пенсии, поскольку выплаты работающим пенсионерам продолжали осуществляться с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии даже после предоставления ответчиком в установленный Законом срок сведений (в том числе на 30 сотрудников-пенсионеров) по форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2021 года и последующие периоды.

В виду вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что истцом не доказана вина Учреждения и причинно-следственная связь между действиями последнего и понесенными истцом убытками.

В пункте 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014  №885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила).

Согласно пункту 88 Правил, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержаний за прошлое время  (пункт 90 Правил).

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты  к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),   подлежащих   выплате,   в   связи   с   непредставлением   страхователем   в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Отделение ПФР  не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года (принятых органом 14.05.2021), в июне 2021 года не принимать решений об индексации пенсий, а при получении сведений по форме СЗВ-М в последующие периоды, принять решение о прекращении выплаты индексаций пенсий, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26, 1 Закона № 400 и пунктов 86, 88, 90 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии».

Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Законом не предусмотрена обязанность ПФР сверять осуществление пенсионерами оплачиваемой работы по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД. При этом закон не запрещает органам ПФР осуществлять сравнение сведений индивидуального (персонифицированного) учета и сведений, полученных в рамках Закона № 27-ФЗ, в том числе по форме СЗВ-ТД, позволяющих органам ПФР заблаговременно предотвратить ущерб, связанный с выплатой излишних сумм страховых пенсий.

Судом установлено, что выплаты в повышенном размере осуществлялись истцом с июня по октябрь 2021 года, то есть когда истцу было достоверно известно о факте работы сотрудников-пенсионеров, поскольку сведения по форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2021 года и за последующие периоды представлялись ответчиком своевременно и принимались истцом.

При изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Отказать Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в удовлетворении исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                            Ж.А. Петрова