НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2020 № А56-129025/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 мая 2020 года                                                                   Дело № А56-129025/2019

Резолютивная часть решения объявлена   мая 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   мая 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Григорьевой Ю.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Главстрой-СПб специализированный застройщик»,

заинтересованное лицо – Комитет по строительству Санкт-Петербурга,

третье лицо – Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Управление строительными проектами»,

об оспаривании отказов от 19.04.2019 № 30/2019, от 21.08.2019 № 42/2019 и устранении допущенных нарушений прав заявителя,

при участии:

от заявителя – Жажина О.В. по доверенности от 17.09.2019, Моргунов А.Б. по доверенности от 20.02.2020,

от заинтересованного лица – Касьянова Д.В. по доверенности от 27.12.2019 № 01-36-6023/19-0-0,

от третьего лица – Глушаков Е.В. по доверенности от 19.02.2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Главстрой-СПб специализированный застройщик» (далее – Общество, Застройщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по строительству (далее - Комитет) об оспаривании отказов от 19.04.2019 № 30/2019, от 21.08.2019 № 42/2019 в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - № 214-ФЗ) и устранении допущенных нарушений прав заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, представитель третьего лица поддержал позицию заинтересованного лица, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Общество 29.03.2019 через Единую информационную систему жилищного строительства обратилось в Комитет для выдачи заключения о соответствии застройщика и проектной декларации от 29.03.2019 № 78-001389 по объекту: жилой комплекс с объектами обслуживания населения. Район «Юнтолово». Квартал 4. Этап 1. Жилые дома – корп. 7, 12. Жилые дома со встроенными помещениями – корп. 8, 9, 10, 11. Этап 2. Жилые дома – корп. 1, 3, 5 по адресу:  Санкт-Петербург, 3-я Конная Лахта, участок 6 (северо-восточнее дома 45, литера Д по 3-й Конной Лахте) , строящегося на основании разрешения на строительство от 11.01.2019 № 78-015-0646-2019 (далее – Объект), требованиям Закона № 214-ФЗ.

По результатам проведенной проверки Комитет, руководствуясь частью 2.1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ, выдал Обществу мотивированный отказ от 19.04.2019 № 30/2019 в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации от 29.03.2019 № 78-001389 Объекта требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действующей на момент отказа от 19.04.2019 № 30/2019).

Основанием для отказа в выдаче заключения послужило несоответствие проектной декларации Объекта от 29.03.2019 № 78-001389 требованиям части 1 статьи 21 Закона № 214-ФЗ, а также нарушение Обществом требований части 2.2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент отказа от 19.04.2019 № 30/2019).

В Комитет 28.06.2019 поступил протест прокурора от 31.05.2019 № 07-13/53-2019 на решение об отказе в выдаче заключения от 19.04.2019 № 30/2019.

Протест рассмотрен Комитетом с участием представителя прокуратуры Санкт-Петербурга и с учетом позиции прокуратуры из оснований отказа № 30/2019 от 19.04.2019 исключено нарушение застройщиком сроков ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства, указанных в проектной декларации, представленной для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства таких объектов недвижимости, на три и более месяца. В остальном текст отказа и основания не менялись.

В Комитет 22.07.2019 через Единую информационную систему жилищного строительства поступила проектная декларация Застройщика № 78-001447 в отношении Объекта, строящегося на основании разрешения на строительство от 05.04.2019 № 78-015-0646.1-2019, для выдачи заключения о соответствии требованиям, установленным частями 1.1. и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действующей на момент отказа от 21.08.2019 № 42/2019).

Застройщиком продекларирован в проектной декларации способ привлечения денежных средств граждан-участников строительства – счет эскроу.

По результатам проведенной проверки Комитетом выдан отказ от 21.08.2019 № 42/2019 в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации от 22.07.2019 № 78-001447 требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ.

Основанием для вынесения Комитетом отказа от 21.08.2019 № 42/2019 в выдаче заключения послужило несоответствие Застройщика требованиям частей 1.1 и 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ, а также несоответствие проектной декларации от 22.07.2019 № 78-001447 требованиям, установленным частями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ.

Не согласившись с вынесенными отказами, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Статья 115 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Из заявления следует, что Общество оспаривает отказ в выдаче заключения от 19.04.2019 № 30/2019. Заявление об оспаривании отказа в выдаче заключения подано в арбитражный суд 09.12.2019 (спустя 8 месяцев после получения отказа), то есть с пропуском установленного трехмесячного срока на обжалование.

Обществом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на ненормативным правовой акт, не указано каких-либо уважительных причин пропуска данного срока.

Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, в связи с чем иные доводы о неправомерности отказа от 19.04.2019, изложенные в заявлении, судом не рассматриваются.

Таким образом, требование заявителя в части обжалования отказа от 19.04.2019 № 30/2019 в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214-ФЗ удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, Комитетом 21.08.2018 выдан Обществу отказ на основании несоответствия Застройщика требованиям частей 1.1 и 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ, а также несоответствие проектной декларации от 22.07.2019 № 78-001447 требованиям, установленным частями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ.

Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлены различные требования к застройщикам в зависимости от даты получения ими разрешения на строительство, а также в зависимости от способов привлечения застройщиками денежных средств участников долевого строительства (только счета эскроу; без счетов эскроу на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям; одновременное привлечение по одним объектам с применением счетов эскроу, а по другим объектам без счетов эскроу на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям).

Общество получило разрешение на строительство после 01.07.2018 и в отношении части проектов строительства Обществом заключаются договоры участия в долевом строительстве на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, а в отношении других объектов строительства - договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу. Разрешения на строительство по указанным проектам получены Застройщиком как до 01.07.2018, так и после 01.07.2018.

Разъяснениями Минстроя России от 08.07.2019 № 24663ВЯ/07 подтверждается необходимость соответствия застройщиков требованиям Федерального законодательства в зависимости от даты получения разрешения на строительство и способа привлечения застройщиками денежных средств участников долевого строительства.

Обществу отказано в выдаче заключения о соответствии по разрешению на строительство, полученному им после 01.07.2018, а именно 05.04.2019 № 78-015-0646.1-2019.

Согласно части 20 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 478-ФЗ) если в отношении части проектов строительства застройщиком заключаются договоры участия в долевом строительстве на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, а в отношении других объектов строительства - договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, указанные в настоящей части договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу заключаются с особенностями, предусмотренными данной статьей.

Так, при заключении договоров участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство после 01.07.2018, применяются требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 2, частью 1.1, пунктом 1.3 части 2 статьи 3, статьями 18 - 18.2 Закона № 214-ФЗ в редакции Закона № 478-ФЗ, и требования, предусмотренные пунктами 1.4 - 1.7, 7 части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, в соответствии с проектной документацией при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, либо в пределах нескольких разрешений на строительство в соответствии с градостроительным планом земельного участка или утвержденным проектом планировки территории, либо в пределах одного или нескольких разрешений на строительство на одном или нескольких земельных участках, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, или территории, в отношении которой заключен договор о комплексном освоении территории или договор о комплексном развитии территории (далее - несколько разрешений на строительство).

Застройщик не вправе одновременно осуществлять деятельность по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанных в настоящей части объектов недвижимости по нескольким градостроительным планам земельного участка или утвержденным проектам планировки территории либо по нескольким договорам о развитии застроенной территории, и (или) договорам о комплексном развитии территории, и (или) договорам о комплексном освоении территории.

Строительство объектов на территории города Санкт-Петербурга осуществляется Обществом на земельных участках, в отношении которых заключено два договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства от 02.03.2007 № 00/ЗКС-04244(17), от 25.06.2007 № 02/ЗК-06715.

Привлечение денежных средств участников долевого строительства осуществляется Обществом по нескольким разрешениям на строительство по следующим проектам планировки территории и градостроительным планам земельного участка: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 № 288 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной с юга Граничной ул., с запада - проектируемой магистралью, с севера - границей Курортного района Санкт-Петербурга, с востока - границей заказника «Юнтоловский», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2008 № 1431 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории по адресу: Выборгский район, участок 1 севернее пересечения с 3-м Верхним пер. («Северная долина»)»; градостроительные планы земельного участка: RU78100000-6994 утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.08.2009 № 2920, RU78100000-6995 утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.08.2009 № 2923, RU78164000-21851 утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 27.03.2015 № 582, RU78164000-21853 утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 27.03.2015 № 579.

Строительство объектов на территории Московской области осуществляется Обществом по нескольким разрешениям на строительство на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденный постановлением Администрации городского округа Железнодорожный Московской области от 15.01.2014 № 17 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории под комплексное освоение в целях многоэтажного и среднеэтажного жилищного строительства в границах улиц Калинина – Пионерская – Безымянная – 1 Мая – Саввинская города Железнодорожного Московской области», градостроительные планы земельного участка: № RU50315000-MSK002777 утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области № Г37/160 от 26.01.2016, № RU50340000-MSK002155 подготовлен Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 12.04.2018, № RU5034000-MSK002115 выдан Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области от 12.04.2018, № RU50340000-MSK001912 дата выдачи 10.04.2018.

В связи с тем, что Общество осуществляет строительство объектов на территории города Санкт-Петербурга и Московской области одновременно по нескольким разрешениям на строительство, градостроительным планам земельного участка и утвержденным проектам планировки территории, Комитетом установлено, что Общество не соответствует требованиям частей 1.1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

Форма проектной декларации изменена приказом Минстроя России от 08.08.2019 №453/пр.

Несоответствие проектной декларации требованиям, установленным статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ, в соответствии со статьями 15.4, 19 Закона № 214-ФЗ, а также частью 8 статьи 16 Закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ является основанием для отказа в выдаче застройщику заключения о соответствии требованиям Закона № 214-ФЗ.

При этом Законом № 214-ФЗ не предусмотрена возможность не размещать соответствующую информацию в проектной декларации, в том числе до момента внесения изменений в форму проектной декларации.

Комитет при оказании государственной услуги обязан проверить соответствие проектной декларации требованиям статей 20 и 21 Закона № 214-ФЗ, а не форме проектной декларации.

При этом, действующая на момент направления Обществом проектной декларации форма проектной декларации содержала разделы 8 и 23 «Иная не противоречащая законодательству Российской Федерации информация о застройщике», «Иная, не противоречащая законодательству, информация о проекте», соответственно, которые позволяли Обществу соблюсти требования статей 20 и 21 Закона № 214-ФЗ и указать в проектной декларации информацию, которая является обязательной к указанию.

В связи с изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу, что вынесенный отказ от 21.08.2019 № 42/2019 является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                          Соколова Н.Г.