НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2008 № А56-39686/07

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 января 2008 года Дело № А56-39686/2007

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 января 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ульяновой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО "Хелкама Форсте Виипури"

ответчик: Территориальное управление Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области

об оспаривании постановлений

при участии

- от заявителя: Хазиков Е.П., доверенность от 20.09.2007

- от ответчика: не явился

установил:

ООО «Хелкама Форсте Виипури» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании следующих постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (далее – Управление Росфиннадзора, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- № 41-07/84 от 04.09.2007 (дело № А56-37795/2007; том 1 настоящего дела);

- № 41-07/85 от 04.09.2007 (дело № А56-37797/2007; том 2 настоящего дела);

- № 41-07/180 от 11.09.2007 (дело № А56-39558/2007; том 3 настоящего дела);

- № 41-07/179 от 11.09.2007 (дело № А56-39559/2007; том 4 настоящего дела);

- № 41-07/178 от 11.09.2007 (дело № А56-39562/2007; том 5 настоящего дела);

- № 41-07/245 от 11.09.2007 (дело № А56-39604/2007; том 6 настоящего дела);

- № 41-07/146 от 11.09.2007 (дело № А56-39651/2007; том 7 настоящего дела);

- № 41-07/145 от 11.09.2007 (дело № А56-39652/2007; том 8 настоящего дела);

- № 41-07/144 от 11.09.2007 (дело № А56-39653/2007; том 9 настоящего дела);

- № 41-07/131 от 11.09.2007 (дело № А56-39677/2007; том 10 настоящего дела);

- № 41-07/130 от 11.09.2007 (дело № А56-39679/2007; том 11 настоящего дела);

- № 41-07/129 от 11.09.2007 (дело № А56-39681/2007; том 12 настоящего дела);

- № 41-07/128 от 11.09.2007 (дело № А56-39684/2007; том 13 настоящего дела);

- № 41-07/127 от 11.09.2007 (дело № А56-39685/2007; том 14 настоящего дела);

- № 41-07/126 от 11.09.2007 (дело № А56-39686/2007; том 15 настоящего дела).

Определением от 26.11.2007 на основании пункта 2 статьи 130 АПК РФ судом объединены дела №№ А56-37795/2007; А56-37797/2007; А56-39558/2007; А56-39559/2007; А56-39562/2007; А56-39604/2007; А56-39651/2007; А56-39652/2007; А56-39653/2007; А56-39677/2007; А56-39679/2007; А56-39681/2007; А56-39684/2007; А56-39685/2007; А56-39686/2007 в одно производство с присвоением общего номера А56-39686/2007, т.к. данные дела являются однородными, в них участвуют одни и те же лица и оспариваются аналогичные постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В ходе проверки было установлено, что из кассы Общества выдавалась наличная иностранная валюта на командировочные расходы физическим лицам-резидентам (работникам Общества) в связи с их направлением в служебные командировки за пределы Российской Федерации. По мнению Управления Росфиннадзора, выдача из кассы Общества наличной иностранной валюты физическим лицам-резидентам является незаконной валютной операцией и противоречит требованиям пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Управлением Росфиннадзора в отношении Общества дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Постановлением № 41-07/84 от 04.09.2007 ООО «Хелкама Форсте Виипури» привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 8508 руб. 57 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 318,00 долларов США Васильеву Валерию Олеговичу по расходному кассовому ордеру № 962 от 14.12.2006 (том 1, л.д. 12-13);

постановлением № 41-07/85 от 04.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 525 руб. 02 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 20,00 Евро Щедрову Сергею Викторовичу по расходному кассовому ордеру № 963 от 14.12.2006 (том 2, л.д. 12-13);

постановлением № 41-07/180 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 2625 руб. 04 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 100,00 Евро Шамину Эдуарду Владимировичу по расходному кассовому ордеру № 394 от 27.03.2007(т. 3, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/179 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Степанову Дмитрию Петровичу по расходному кассовому ордеру № 354 от 15.03.2007 (том 4, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/178 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Филинцову Петру Алексеевичу по расходному кассовому ордеру № 353 от 15.03.2007 (том 5, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/245 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 1050 руб. 02 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 40,00 Евро Селезневу Михаилу Юрьевичу по расходному кассовому ордеру № 259 от 03.07.2007 (том 6, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/146 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Кухнову Максиму Валентиновичу по расходному кассовому ордеру № 268 от 02.03.2007 (т. 7, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/145 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Захарову Сергею Юрьевичу по расходному кассовому ордеру № 267 от 02.03.2007 (том 8, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/144 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Горилому Марку Валерьевичу по расходному кассовому ордеру № 266 от 02.03.2007 (том 9, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/131 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 2100 руб. 04 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 80,00 Евро Орлову Виталию Ивановичу по расходному кассовому ордеру № 168 от 09.02.2007 (том 10, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/130 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Храпичеву Евгению Игоревичу по расходному кассовому ордеру № 167 от 09.02.2007 (том 11, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/129 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Ступель Оксане Витальевне по расходному кассовому ордеру № 166 от 09.02.2007 (том 12, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/128 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Быстрову Руслану Юрьевичу по расходному кассовому ордеру № 165 от 09.02.2007 (том 13, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/127 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 руб. 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Богданову Антону Игоревичу по расходному кассовому ордеру № 164 от 09.02.2007 (том 14, л.д. 8-9);

постановлением № 41-07/126 от 11.09.2007 Общество привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех четвертей от суммы незаконной валютной операции, что составляет 14700 25 коп. за выдачу из кассы наличной иностранной валюты в сумме 560,00 Евро Котелевец Эдуарду Святославовичу по расходному кассовому ордеру № 163 от 09.02.2007 (т.15, л.д. 8-9).

Не согласившись с законностью вынесенных постановлений, Общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд находит требования заявителя обоснованными по следующим причинам.

В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для целей названного Закона под "валютными ценностями" следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги.

Согласно подпункту "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, прямо указанных в пунктах 1 - 16 части 1 статьи 9 Закона.

Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 9 Закона дополнена пунктом 9, согласно которому разрешены валютные операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Таким образом, по смыслу части 1 статьи 9 Закона Общество, выдавая своим сотрудникам командировочные средства в виде наличной иностранной валюты, осуществило валютную операцию, не запрещенную действующим валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4 Закона все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Относительно нарушения Обществом порядка проведения валютной операции суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 14 Закона, если иное не предусмотрено Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время Закон не содержит норм, прямо разрешающих юридическим лицам - резидентам осуществлять указанные в пункте 9 части 1 статьи 9 Закона валютные операции путем выдачи наличных денежных средств из кассы организации. Вместе с тем нормативными актами Центрального банка Российской Федерации как органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона) применительно к разрешительной норме права (пункт 9 части 1 статьи 9 Закона) не регулируются вопросы, связанные с порядком выдачи работодателем своему сотруднику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы Российской Федерации.

В то же время действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанности работника (резидента) открыть банковский счет в иностранной валюте, в частности, в случае его служебной командировки за пределы территории Российской Федерации. В подобных случаях именно наличный порядок расчетов между хозяйствующими субъектами и их сотрудниками (физическими лицами) является оптимальным и позволяющим резидентам оперативно и полно реализовать субъективное право, предоставленное пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образуют осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

При вынесении оспариваемых постановлений действия Общества квалифицированы Управлением Росфиннадзора как осуществление незаконных валютных операций. В силу буквального толкования части 1 статьи 15.25 КоАП РФ при квалификации противоправного деяния следует разграничивать осуществление незаконной валютной операции и нарушение порядка совершения законной валютной операции. Согласно статье 14 Закона соответствующий порядок имеет правовое значение. Однако установление этого порядка отнесено законами Российской Федерации не только к ведению законодателя, но и к компетенции органов валютного регулирования в Российской Федерации, которыми являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4, частям 1 и 2 статьи 5 Закона, статье 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктам 4 и 12 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации выполняют соответствующие нормотворческие функции (реализуют нормотворческие полномочия).

В части 2 статьи 5 Закона указано, что для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. В спорном периоде соответствующие полномочия не были реализованы органами валютного регулирования в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оспариваемые постановления не соответствуют закону и подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными и отменить следующие постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области, вынесенные в отношении ООО «Хелкама Форсте Виипури»:

1. № 41-07/84 от 04.09.2007;

2. № 41-07/85 от 04.09.2007;

3. № 41-07/180 от 11.09.2007;

4. № 41-07/179 от 11.09.2007;

5. № 41-07/178 от 11.09.2007;

6. № 41-07/245 от 11.09.2007;

7. № 41-07/146 от 11.09.2007;

8. № 41-07/145 от 11.09.2007;

9. № 41-07/144 от 11.09.2007;

10. № 41-07/131 от 11.09.2007;

11. № 41-07/130 от 11.09.2007;

12. № 41-07/129 от 11.09.2007;

13. № 41-07/128 от 11.09.2007;

14. № 41-07/127 от 11.09.2007;

15. № 41-07/126 от 11.09.2007.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Ульянова М.Н.