Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 февраля 2024 года Дело № А56-88769/2023
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНС-БАЛТ»,
Заинтересованное лицо: Межрайонная ИФНС №7 по Ленинградской области,
о признании незаконными и отмене постановления от 24.08.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 08-07/22/КЗ/ЮЛ и представления от 24.08.2023 № 08-07/22/КЗ/ЮЛ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Балт» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 24.08.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 08-07/22/КЗ/ЮЛ и представления от 24.08.2023 № 08-07/22/КЗ/ЮЛ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном статьями 121, 123, 228 АПК РФ, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 23.11.2023 по настоящему делу в удовлетворении заявления отказано.
В рамках настоящего дела от заявителя в установленный законом срок поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления Инспекцией федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на рынках, ярмарках и иных территориях, отведенных для торговли, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), 19.07.2023 по заданию заместителя начальника Инспекции от 19.07.2023 №08-07/22/КЗ должностными лицами Инспекции - государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО1, государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО2, проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде выездного обследования на территории, расположенной по адресу: <...> лит. О, автобусная остановка «Улица 7 Армии» (не относящемуся к отдаленной и труднодоступной местности, не относящемуся к местности, отдаленной от сетей связи), в рамках которого были выявлены признаки нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившиеся в осуществлении ООО «Транс-Балт» деятельности по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным транспортом по маршруту пассажирских перевозок № 631 (СПб, ст.м. Проспект Ветеранов - Ленинградская обл., г. Гатчина Варшавский вокзал) без применения зарегистрированной в налоговых органах контрольно-кассовой техники, что подтверждается протоколом осмотра от 19.07.2023.
В связи с выявленным наличием признаков нарушений Обществом обязательных требований, установленных пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон №54-ФЗ), в соответствии с пунктом 27 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 № 272 (далее – Положение), на основании решения заместителя начальника Инспекции от 19.07.2023 №47230442300406915196, сотрудниками Инспекции незамедлительно была проведена контрольная закупка, в ходе которой установлено следующее.
19.07.2023 в 12 часов 57 минут в автотранспортном средстве (автобусе) «Lotus 105C02», регистрационный знак <***>, используемом ООО «Транс-Балт» для оказания населению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по маршруту № 631, обслуживаемому организацией-перевозчиком ООО «Транс-Балт», что подтверждается путевым листом автобуса № А3885028 от 19.07.2023, следующего по маршруту № 631, г. Санкт-Петербург, ст. м. «Проспект Ветеранов» - Ленинградская область, Гатчинский р-н, г. Гатчина, Варшавский вокзал, при осуществлении расчета наличными денежными средствами с клиентом ФИО1 за оплату услуги по перевозке одного пассажира - ФИО1, стоимостью 50 рублей 00 копеек, по маршруту № 631 от остановки на «улица 7 Армии», расположенной напротив дома 42 литера О в городе Гатчина Гатчинского района Ленинградской области до конечной остановки, расположенной по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, город Гатчина, Варшавский вокзал, и находящемся в момент осуществления расчета по адресу: <...> лит. О, водитель ООО «Транс-Балт» ФИО3 (далее - водитель), управляющий транспортным средством и оказывающий услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 631 на основании путевого листа №А3885028 от 19.07.2023, в момент расчета с клиентом (пассажиром) ФИО1:
- кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не выдал (не направил),
- контрольно-кассовую технику не применил,
- не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом,
-не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код,
-не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Результаты проведения контрольного (надзорного) мероприятия отражены должностными лицами в протоколе осмотра от 19.07.2023 и в акте контрольной закупки от 19.07.2023 № 47230442300406915196.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона №248-ФЗ сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица Инспекции на проведение выездного обследования) письмом Управления ФНС России по Ленинградской области от 19.07.2023 №23-21/11004@ в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования направлены в прокуратуру Ленинградской области.
Согласно данных автоматизированной системы контроля за применением контрольно-кассовой техники, введенной в эксплуатацию приказом ФНС России от 19.10.2016 №ММВ-7-6/573@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники», ООО «Транс-Балт» зарегистрировало 26 единиц контрольно-кассовой техники, из них:
- 13 единиц зарегистрированы по адресу места установки: Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Полюстрово, шоссе Революции, дом 58 литера А, помещение 1-Н, пом. № 14, место установки - транспорт;
- 1 единица зарегистрирована по адресу места установки: Россия, <...>, место установки - разъездная торговля;
- 4 единицы зарегистрированы по адресу места установки: Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Полюстрово, ш. Революции, д. 58а лит. Ж, каб. № 2, место установки - транспорт;
-6 единиц зарегистрированы по адресу места установки: Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Полюстрово, ш. Революции, д. 58а лит. Ж, пом. 9Н, каб. № 2, место установки - транспорт;
-1 единица зарегистрирована по адресу места установки: Россия, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Полюстрово, ш. Революции, д. 58а, место установки - транспорт;
-1 единица зарегистрирована по адресу: Россия, Краснодарский край, город-курорт Сочи т.о., Сочи г., Калараша ул., д. 74, место установки - разъездная торговля.
Таким образом, у всех 26 единиц контрольно-кассовой техники, зарегистрированных ООО «Транс-Балт» местом установки (применения) не является транспортное средство «Lotus 105C02», государственный регистрационный знак <***>, в котором был осуществлён расчёт с клиентом ФИО1 на сумму 50 рублей 19.07.2023.
Факт совершения административного правонарушения зафиксирован путём производства видеосъёмки в момент расчёта, на видеозаписи зафиксировано, что после передачи за оказание услуги по перевозке пассажира клиентом ФИО1 водителю автобуса денежных средств в размере 100 рублей, ему была выдана сдача в размере 50 рублей, при этом не были предоставлены проездные документы (билеты) и талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения пассажиром, с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме, кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не были выданы (не были направлены), отражение QR-кода на дисплее компьютерного устройся для осуществления его считывания и идентификации кассового чека (БСО) и его получения в электронном виде не было обеспечено, не предоставлен бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом. Кроме того, на момент проверки устройство для отображения и считывания QR-кода для получения чека в автобусе модели «Lotus 105C02», регистрационный знак <***> отсутствовало.
Согласно билетно-учётного листа № А3885028 от 19.07.2023, перед выходом на смену водитель был оснащён билетами серии 1МК-162 номиналом 1 рубль на сумму 747 рублей, начальный номер билета согласно учётного листа - 009254, серии 1МК-169 номиналом 10 рублей на сумму 7340 рублей, начальный номер билета согласно учётного листа - 085267, серии 1МК-187 номиналом 50 рублей на сумму 44 550 рублей, начальный номер билета согласно учётного листа - 032110.
Среди приложений к акту проверки имеются фотографии катушек с билетами указанных серий и номинала, сделанные проверяющим ФИО1 Номера верхних билетов в катушках на момент составления акта проверки - 009254 серии 1МК-162 номиналом 1 рубль (верхний билет разорван, на катушке закреплена верхняя часть билета с номером), 085267 серии 1МК-169, и 32109 серии 1-МК-187 номиналом 50 рублей, что соответствует номерам билетов, выданных водителю на момент выхода на смену согласно билетно-учётного листа. Следовательно, от момента выхода на смену в 05 часов 32 минуты 19.07.2023 до составления акта контрольной закупки в 12 часов 57 минут 19.07.2023 (т.е. свыше 7 часов нахождения на маршруте), водителем билеты пассажирам не выдавались.
Таким образом, Общество при указанном расчете:
-не реализовало (не выдало, не предоставило) проездные документы (билеты) или талоны для проезда клиентам, содержащие информацию, позволяющую пассажирам получить информацию о чеке, сформированном ККТ в момент расчета;
-не обеспечило отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом,
-не обеспечило возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код,
-не применило контрольно-кассовую технику и не выдало (не направило) кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе.
Местность маршрута не входит «Перечень отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники», утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 20.11.2007 №289 «Об утверждении перечня отдаленных и труднодоступных местностей, где возможно осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники».
10.08.2023 Инспекцией в отношении Общества в отсутствие его представителя составлен протокол №08-07/22/КЗ/ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 24.08.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 08-07/22/КЗ/ЮЛ, вынесенным в отсутствие представителя Общества, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Также Инспекцией в адрес Общества вынесено представление от 24.08.2023 №08-07/22/КЗ/ЮЛ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствие с которым Общество обязано принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, а именно: выполнять пункты 1 и 2 статьи 1.2, пункт 1 статьи 4.3, абзацы 2, 3, 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ, информацию о принятых мерах представить в Инспекцию в течение месяца со дня получения представления.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и представлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование на отсутствие вины Общества в правонарушении, нарушение процессуальных прав.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В статье 1.1 Федерального закона №54-ФЗ, приведены понятия:
«кассовый чек» - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
«бланк строгой отчетности» - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
«расчеты» - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и(или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и(или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
«применение контрольно-кассовой техники» - совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
«пользователь» - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;
«фискальный документ» - фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении расчёта пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчёта абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.6 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8-5.10 настоящей статьи.
На основании пункта 5.7 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:
1)путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);
2)путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
В соответствии с пунктом 5.8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1586, в соответствии с пунктом 27 которых проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
В соответствии с пунктом 1, абзацами 3, 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Пользователи обязаны:
-применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
-выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 12 статьи 4.2 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе утверждаются уполномоченным органом.
Согласно пункту 19 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники (приложение №5), утвержденного Приказом ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники...» (далее - приказ № ЕД-7-20/799@), в поле 060 (место установки (применения) контрольно-кассовой техники) заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в случае применения контрольно-кассовой техники для развозной торговли (оказания услуг, выполнения работ), при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности указывается наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер.
Пунктом 10 Порядка заполнения формы карточки регистрации контрольно-кассовой техники (приложение №7), утвержденного приказом №ЕД-7-20/799@, установлено, что при заполнении поля «Место установки (применения) контрольно-кассовой техники» указываются: в случае применения контрольно-кассовой техники для развозной торговли (оказании услуг, выполнении работ), при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности - наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер, указанные в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники.
Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона №54-ФЗ, исполнение обязанностей по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства предусмотрено следующими способами:
-выдача (направление) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе в момент расчета,
-отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также предоставление бланка документа с напечатанным на нем таким QR-кодом,
-возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код,
-реализация (т.е. выдача, предоставление) проездных документов (билетов) или талонов для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Таким образом, Федеральным законом №54-ФЗ предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии прямой связи непосредственно произведенного расчета, между пассажиром (клиентом) и организацией (ИП), с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчёта или по QR-коду, отраженному на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо по напечатанному QR-коду на бланке документа, либо по QR-коду, отраженному на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо по выданному (предоставленному) проездному документу (билету) или по талону для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
Если кассовый чек в момент расчёта не выдается клиенту или QR-код не отражается на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо не печатается QR-код на бланке документа, либо QR-код не отражается на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо не выдается (не представляется) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, то клиент не имеет возможности получить кассовый чек в порядке, установленном Федеральным законом №54-ФЗ, в результате чего не обеспечиваются интересы граждан и установленный порядок осуществления расчетов (пункт 2 статьи 1 Федерального закона №54-ФЗ), а, следовательно, учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника в таком случае не применена.
Иных способов применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг по перевозке пассажиров Федеральным законом №54-ФЗ не предусмотрено.
Применяемая контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована с указанием в заявлении о регистрации (перерегистрации) и карточке регистрации контрольно-кассовой техники соответственно места установки (применения) контрольно-кассовой техники с данными о наименовании и модели транспортного средства и его государственного регистрационного номера.
В результате, 19.07.2023 в 12 часов 57 минут ООО «Транс-Балт» при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом произвело расчет наличными деньгами с пассажиром ФИО1 на общую сумму 50 рублей без применения контрольно-кассовой техники, без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, без предоставления QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО), не обеспечило возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код, не реализовало (не выдало, не передало) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте, содержащий сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения клиентом с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (БСО) в электронной форме, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Также у ООО «Транс-Балт» отсутствовала зарегистрированная в налоговых органах контрольно-кассовая техника, которая должна применяться при расчетах, осуществленных в транспортном средстве: автобусе модели «Lotus 105C02», государственный регистрационный знак <***>, поскольку, как указано выше, согласно пункту 19 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники (приложение №5), утвержденного Приказом № ЕД-7-20/799@, а также в соответствии пунктом 10 Порядка заполнения формы карточки регистрации контрольно-кассовой техники (приложение №7), утвержденного приказом №ЕД-7-20/799@, в заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и карточке регистрации контрольно-кассовой техники в поле «место установки (применения) контрольно-кассовой техники» должны указываться наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер, а именно: автобус модели «Lotus 105C02», государственный регистрационный знак <***>. Данный факт дополнительно указывает о неприменении контрольно-кассовой техники при данном расчете.
Без выдачи бланка строгой отчетности (билета) у пассажира отсутствует объективная возможность получения кассового чека с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», поскольку именно билет содержит всю необходимую информацию (номер билета, дата, серия, сумма, ИНН организации, адрес сайта), при вводе которой на официальном сайте перевозчика получить кассовый чек.
Событие административного правонарушения подтверждается протоколом осмотра от 19.07.2023, актом контрольной закупки от 19.07.2023 №47230442300406915196, материалами фотофиксации, видеозаписью проверки от 19.07.2023, протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Инспекцией представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является обстоятельством, исключающим производство по делу.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении.
Акт контрольной закупки от 19.07.2023 №47230442300406915196 с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.07.2023 № 08-07/22/КЗ/ЮЛ, предписанием об устранении выявленных нарушений направлены 21.07.2023 по почте заказным письмом на юридический адрес Общества, получены Обществом 26.07.2023, что подтверждается списком почтовых отправлений и почтовым идентификатором 80099786351099.
Законный представитель Общества на составление протокола не явился, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен 10.08.2023 в отсутствие законного представителя Общества.
В протоколе об административном правонарушении от 10.08.2023 №08-07/22/КЗ/ЮЛ указаны дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении. 14.08.2023 протокол направлен Обществу и получен им 23.08.2023, что подтверждается почтовым идентификатором 80094187050046.
В связи с неявкой законного представителя Общества на рассмотрение дела об административном правонарушении, отсутствием ходатайства об отложении рассмотрения дела постановление по делу об административном правонарушении от 24.08.2023 №08-07/22/КЗ/ЮЛ вынесено в отсутствие законного представителя и 29.08.2023 направлено Обществу отправлением с почтовым идентификатором 80105487477119.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается ни сколько в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Выявленное в результате проверки нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не могут быть признаны малозначительными, поскольку создают предпосылки для получения субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, неучтенных денежных средств и уклонения от уплаты налогов, нарушения прав потребителей.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также учитывая систематическое пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено Обществу в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного правонарушения).
Оснований, установленных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение суд не усматривает в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности, назначенный штраф замене на предупреждение не подлежит.
Наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая, что материалами дела подтверждено наличие события и состава вмененного Обществу правонарушения на указанную в протоколе дату его совершения, в удовлетворении требований о признании незаконным выданного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.