Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 февраля 2015 года Дело № А56-35935/2014
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2015 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Воробьевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Васенькиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул.Гороховая, д.2/6, А; ОГРН: 1097847215135; ИНН: 7840416776)
заинтересованное лицо: Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушское ш., д. 138; ОГРН: 1064703000911; ИНН: 4703083640)
третьи лица: 1) СНТ «Родники-1»,
2) Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу,
3) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области,
4) Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области,
5) Приозерское лесничество филиал ЛОГКУ «Ленобллес»,
6) Прокуратура Ленинградской области,
7) Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура,
8) Всеволожская городская прокуратура,
9) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области
о признании недействительными постановлений от 14.12.2009 № 3071, от 20.07.2010 № 1325
при участии
от заявителя: Дричко П.Д. – доверенность от 01.07.2014,
от заинтересованного лица: Гулевская М.В. – доверенность от 05.11.2014,
от третьих лиц:
1) Бовкун В.И. – председатель (протокол общего собрания от 23.04.2014),
Тетенич С.П. – доверенность от 01.09.2014 (от Горюновой А.В.),
(до перерыва также Пустовалов М.В. – доверенность от 22.01.2014 (от Бовкун В.И.), Корень А.Г. – доверенность от 01.09.2014 (от Горюновой А.В.),
2) Босая А.О. – доверенность от 22.12.2014,
3) Кабаль В.О. – доверенность от 10.01.2014 (до *перерыва - Лунева Е.А. по доверенности от 12.01.2015),
4) не явился (уведомлен, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя),
5) Мурго И.Э. – доверенность от 30.12.2014,
6) Яковлева Н.В. – удостоверение,
7) не явился (уведомлен),
8) не явился (уведомлен).
9) не явился (уведомлен).
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее – Росимущество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными постановлений Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее – Администрация) от 14.12.2009 № 3071, от 20.07.2010 № 1325.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СНТ «Родники-1» (далее – Товарищество), Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет по природным ресурсам), Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Приозерское лесничество филиал ЛОГКУ «Ленобллес» (далее – Лесничество).
09.09.2014 в арбитражный суд от Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя с указанием на то, что постановлением Губернатора Ленинградской области от 14.05.2014 № 31-пг изменено наименование Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.
Определением от 10.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Ленинградской области, Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура, Всеволожская городская прокуратура.
Определением суда от 24.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее – Кадастровая палата). Судом определением от 24.10.2014 и повторно определением от 03.12.2014 у Кадастровой палаты истребованы сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0183001:25, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, а именно:
- землеустроительное дело (в т.ч. документы, представленные при постановке участка на учет);
- сведения об изменении уникальных характеристик земельного участка или любых сведений о нем с момента его постановки на кадастровый учет по настоящее время;
- кадастровый паспорт;
- сведения об основаниях внесения в земельный кадастр информации об отнесении участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, в судебном заседании 03.12.2014 Комитет по природным ресурсам заявил ходатайство в порядке ст. 82 АПК РФ о назначении судебной землеустроительной экспертизы.
16.12.2014 в суд поступили истребованные у Кадастровой палаты документы.
13.01.2015 в суд от Товарищества поступил отзыв, подписанный Горюновой А.В., содержащий, в том числе, заявление о пропуске Росимуществом установленного ст. 198 АПК РФ срока.
30.01.2015 от Товарищества за подписью Горюновой А.В. в суд поступили документы для приобщения к материалам дела.
В судебном заседании 05.02.2015 Росимущество поддержало заявленные требования и представило суду документы для приобщения к материалам дела.
Администрация в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент в судебном заседании представил суду возражения на отзыв Товарищества с приложением документов для приобщения к материалам дела, против удовлетворения заявления Росимущества не возражал.
Товарищество, Прокуратура Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам и Лесничество в судебном заседании поддержали изложенные ранее доводы.
Комитет по природным ресурсам также поддержал ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Кадастровая палата, Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура, Всеволожская городская прокуратура, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В материалах дела имеется правовая позиция Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, согласно которой Комитет против удовлетворения заявления Росимущества не возражал, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В отсутствие предусмотренных ст. 82 АПК РФ оснований для назначения судебной экспертизы ходатайство Комитета по природным ресурсам судом отклонено.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 05.02.2015 объявлен перерыв до 10 час. 05 мин. 12.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
11.02.2015 в суд от представителя Товарищества, уполномоченного Бовкун В.И., поступили дополнительные документы для приобщения к материалам дела.
Стороны и третьи лица после перерыва в судебном заседании поддержали изложенные ранее доводы.
Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, а также заслушав пояснения сторон, Департамента, Товарищества, Прокуратуры Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и Лесничества, арбитражный суд установил следующее.
18.12.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) сделана запись №4778-01/022/2008-467 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:00:0000000:1 общей площадью 3 454 804 826 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Всеволожский район, Выборгский район, Приозерское лесничество, участковые лесничества: Антикайненское, кв. 1-187, Приозерское кв. 1-185, Вуоксинское кв. 1-243, Куйбышевское кв. 1-163, Коммунарское кв. 1-107, Некрасовское кв. 1-92, Громовское кв. 1-206, Джатиевское кв. 1-182, Ладожское кв. 1-104, Мичуринское северное кв. 1-89, Яблоневское кв. I97, Приозерское южное кв. 9-45, 138-141, 144-146, 160-164, Ладожское южное кв. 1-37, 42, 43, 47-59, 65-74, Денисовское кв. 1-57, Сосновское кв. 1-31, 32(ч), 33(ч), 35-39, 40(ч), 42(ч), 43-49, 51-56, 57(ч), 58-85, 86(ч), 87-124, 125(часть), 126-153, Кривсковское кв. 1-98, 99(ч), 100(ч), 101-103, Борисовское кв. 1-121, Мичуринское кв. 1-165, Кучеровское кв. 1-166, Ройкинское кв. 1-123, Агалатовское кв. 1-60, 6268, 70-99, Кавголовское кв. 1-94, 95-96(части), 97-105, Юб(часть), 107-142, Ореховское кв. 1-12, 14-21, 24-32, 34-74, 81-85, Верхолинское кв. 13,22,23,33,142182, 184-187, Лемболовское кв. 75-80, 86-141, Гарболовское кв. 188-246, 249-254, Меднозаводское кв. 1-82, 83(часть), 84-87, 88-89(части), 90-98, Осинорощинское кв. 1-137, Ларионовское кв. 1-120 (далее – Земельный участок).
Постановлением Администрации от 14.12.2009 № 3071 (с изменениями, внесенными постановлением от 20.07.2010 № 1325) был утвержден проект организации и застройки территории Товарищества на площади 295 796 кв.м., состоящей из двух обособленных участков (Участок 1 площадью 228 кв.м. и Участок 2 площадью 67 535 кв.м.) по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив «Грузино», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства.
Товариществу были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки площадью 43 891 кв.м. и 18 030 кв.м. из Участка 1 и Участка 2 соответственно (далее – Участок) и было поручено выполнить межевание границ земельного участка, произвести его постановку на государственный учет, обеспечить государственную регистрацию права собственности и произвести предоставление земельных участков в собственность членов Товарищества.
На основании указанных постановлений Администрацией были заключены договоры купли-продажи земельных участков с гражданами-членами Товарищества.
Как указывает Росимущество, Всеволожской городской прокуратурой установлено, что земельный участок, в отношении которого был утвержден проект организации и застройки Товарищества, относится к землям лесного фонда и расположен в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского участкового лесничества Приозерского лесничества, а также установлен факт наложения границ участков, а именно: земельного участка, предоставленного Товариществу, и земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Росимуществом.
Исходя из изложенного, а также указывая на то, что Участок не был в установленном законом порядке переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения, Росимущество как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральной собственностью в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием о признании недействительными постановлений Администрации от 14.12.2009 № 3071 и от 20.07.2010 № 1325.
Оценивая обоснованность заявленных требований, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, наличие указанных обстоятельств судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не установлено.
В соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратил силу с 25.02.2003 в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 1673-р, изданным в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323, разрешено изъятие в установленном порядке земельных участков в лесах первой группы для коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Ленинградской области площадью 180,9 га.
В соответствии со ст. 63. Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 № 275-р, изданным в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, был разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в Ленинградской области площадью 25,07 га.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда. Подготовка документации по переводу и (или) изъятию земель осуществляется территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Земельный участок, в отношении которого Администрация приняла оспариваемые постановления, был отведен под организацию коллективного садоводства в период действия указанных выше правовых актов на основании:
- Постановления Главы Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22.06.1992 № 1008 о предоставлении АОЗТ «Родники» земельного участка под организацию коллективного садоводства площадью 10,0 га;
- Постановления Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 20.11.1998 № 2126 о предоставлении садоводческому товариществу «Родники-1» земельного участка под расширение садоводства площадью 5,0 га (материалы землеустроительного дела № 31 по оформлению перевода лесных площадей в нелесные и исключению из земель лесного фонда);
- Постановления Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 14.09.1999 № 1585 о предоставлении садоводческому товариществу «Родники-1» земельного участка под организацию коллективного садоводства площадью 10,7 га (материалы землеустроительного дела № 140 по оформлению перевода лесных площадей в нелесные и исключению из земель лесного фонда).
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 "О государственном земельном контроле" Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами (в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий):
- за использованием земель по целевому назначению;
- за соблюдением установленного порядка изъятия и перевода лесных земель в нелесные земли.
19.03.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МПР России было проведено обследование земельного участка площадью 15,7 га (землеустроительные дела № 31 и 140) в части проведения работ, связанных с переводом лесных земель в нелесные, в связи с чем был составлен акт № 51/54-Вс-002, согласно которому испрашиваемый земельный участок ограничен с юга, запада, востока застроенными садоводствами территориями, а именно, 130 полностью застроенных садовых участков.
Решением Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МПР России от 15.04.2003 за рег. № 47М/03/00017/030/Р материалы по отводу Товариществу земельного участка по факту пользования по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, кварталы 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества Васкеловского парклесхоза, были признаны соответствующими установленным требованиям.
Таким образом, Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов знала о том что, спорный земельный участок фактически используется под коллективное садоводство более 10 лет до обращения Росимущества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На протяжении указанного времени Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов не осуществляла владение и/или пользование спорным земельным участком, а также не распоряжалась им как относящимся к лесному фонду. Доказательства обратного Росимуществом вопреки положениям ст. 65 АПК РФ суду не представлены.
Согласно переходным положениям Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (п.т 5 ст. 14) земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
На момент принятия Администрацией оспариваемых постановлений в Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) были внесены сведения о категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в отношении кадастрового квартала № 47:07:0183001, в границах которого расположен спорный земельный участок, находившийся в фактическом пользовании Товарищества.
Так, согласно сведениям, содержащимся в ГКН, земельные участки, расположенные на территории Товарищества, а именно: уч. 50-А кадастровый номер 47:07:0183001:7, уч. 28 кадастровый номер 47:07:0183001:8 и уч. 8 кадастровый номер 47:07:0183001:9, были поставлены на кадастровый учет как относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения 01.03.2004 и 02.03.2004, т.е. до принятия оспариваемых постановлений, тогда как из кадастрового паспорта от 04.09.2014 № 47/201/14-481013, выданного в отношении земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 47:00:0000000:1, следует, что сведения о нем были внесены в ГКН значительно позже – 18.12.2008.
Статьями 5, 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в ГКН.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997
№ 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, из приведенных норм следует, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения ГКН.
При этом из положений статей 87 и 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В обоснование отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда Росимуществом представлено свидетельство о государственной регистрации права от 16.06.2011, в котором указано, что лесной участок Приозерского лесничества, категория земель – земли лесного фонда общей площадью 3 454 804 826 кв.м., кадастровый номер 47:00:0000000:1, в составе, в том числе, участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Приозерское лесничество, участковое лесничество Гарболовское кв. 188-246, 249-254, является собственностью Российской Федерации. Государственная регистрация права произведена на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006, который вступил в силу после вступления в силу Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". При этом согласно кадастровому паспорту от 04.09.2014 № 47/201/14-481013 земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 47:00:0000000:1 его общая площадь составляет 3 451 876 971 кв.м, что на 292,78 га меньше, чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из положений названных норм, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр.
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек, и без проведения кадастровых работ в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости, не могут быть в нее преобразованы.
Статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости, частью 6 статьи 47 которого определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 47:00:0000000:1 его площадь была определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости, посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Так, в части особых отметок в кадастровом паспорте земельного участка от 04.09.2014 № 47/201/14-481013 указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 47:00:0000000:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, указанный лесной участок в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, его границы определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными, в связи с чем распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.
Вместе с тем, как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 08.09.2010 № 4707/201/10-19287, площадь и местоположение границ земельного участка, отведенного под коллективное садоводство, с кадастровым номером 47:07:0183001:25, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 262 992,0 кв.м., соответствует материалам межевания.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч. 4 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица, иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, осуществления учета изменений данного объекта.
Учет земельного участка с кадастровым номером 47:07:0183001:25 как относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в судебном порядке оспорен не был.
В настоящее время в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение», утвержденным Решением совета депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение» №57 от 13.11.2012, весь спорный участок находится в границах указанного поселения.
Учитывая, что в соответствии с проектом генерального плана муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» предусматривалось включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда в силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ), указанный проект генерального плана подлежал согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В соответствии с Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации Министерством регионального развития было подготовлено и направлено в адрес Администрации сводное заключение на проект генерального плана муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» (письмо от 13.09.2013 исх. № 16932-сн/02). Согласно указанному сводному заключению на основании заключений уполномоченных отраслевых федеральных органов, включая Федерального агентства лесного хозяйства, проект генерального плана муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» является согласованным с Министерством регионального развития Российской Федерации.
При этом следует отметить, что на схеме существующих и планируемых границ земель различных категорий, входящей в состав генерального плана муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение», спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 2. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, доводы Росимущества о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, противоречат позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженной в сводном заключении на проект генерального плана муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение».
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Статьей 15 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об утверждении правил землепользования и застройки. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. В случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в ГКН в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в ГКН. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, использование спорного земельного участка Товариществом и его членами для ведения садоводства и дачного хозяйства соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.
В обоснование заявленных требований Росимущество также ссылается на то, что оспариваемые ненормативные правовые акты нарушают право Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, в отношении которого такие ненормативные правовые акты были приняты.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуре членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Товарищество было создано 22.12.1994, т.е. до вступления в силуФедерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, и орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Частями 1 и 2 ст. 38 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.
Исходя из положений названных норм, а также с учетом того, что в настоящее время спорный земельный участок в соответствии с согласованным Министерством экономического развития Генеральным планом муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» входит в границы указанного поселения и находится в функциональной зоне «Садоводческих и дачных объединений», такой участок подлежит передаче в собственность Товарищества и его членам после утверждения проекта организации и застройки территории Товарищества и вынесения данного проекта в натуру.
Оспариваемыми постановлениями Администрации от 14.12.2009 № 3071 и от 20.07.2010 № 1325 был утвержден проект организации и застройки территории Товарищества по фактическому пользованию в соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Товариществу также было предписано выполнить межевание границ земельного участка и произвести его постановку на кадастровый учет.
После проведения кадастровых работ 02.08.2010 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 47:07:0183001:25 общей площадью 262 992 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 08.09.2010 № 4707/201/10-19287.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок был разделен в соответствии с проектом организации и застройки территории Товарищества, в результате чего были образованы несколько земельных участков, предназначенных для ведения его членами садоводства и относящихся к имуществу общего пользования.
Согласно сведениям, содержащимся в ГКН, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0183001:25 был снят с кадастрового учета 27.06.2012, а в результате его раздела образовалось 167 новых земельных участков, большая часть которых предназначены для ведения физическими лицами садоводства, и несколько участков, относящихся к имуществу общего пользования.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, в отношении более чем 150 земельных участков, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером 47:07:0183001:25, зарегистрировано право частной собственности.
Таким образом, данный спор фактически является спором о праве.
Пунктом 52 Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Пунктом 56 указанного Пленума предусмотрено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными постановлений Администрации от 14.12.2009 № 3071, от 20.07.2010 № 1325.
Обществом не доказано ни одно из условий, одновременное наличие которых в соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо для признания действий (бездействий) государственных органов незаконными, ненормативных правовых актовнедействительными, а именно: несоответствие принятого акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Воробьева Ю.В.