Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 января 2021 года Дело № А56-18098/2020
Резолютивная часть решения объявлена января 2021 года .
Полный текст решения изготовлен января 2021 года .
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ю.А. Раннева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бригенда А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1099847008546)
ответчик: акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" (ОГРН 1054700272219)
о взыскании
при участии представителей согласно протоколу судебного заседания
установил:
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора 28.02.2020 обратилось с иском к АО «Ленинградские областные коммунальные системы» (Общество) о взыскании 6 588 492 руб. 73 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика 7 061 123 руб. 79 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, ответчик возражал против их удовлетворения, ранее заявил о пропуске исковой давности по настоящему иску.
В обоснование исковых требований истец сослался на следующие обстоятельства.
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора (Управление) наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 486 «Об утверждении Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».
Согласно полномочиям администратора доходов бюджета (статья 160.1 Федерального закона №145-ФЗ от 31.07.98) Управление имеет право осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов; взыскивать задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной природопользователем в адрес Управления (№ 28/04/13919 от 10.03.2017), согласно пункту 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 Управление совершило перерасчет указанной декларации с образованием задолженности.
Согласно акту сверки по плате за НВОС № 93 от 29.05.2020 выявлена задолженность природопользователя в размере 7 061 123 руб. 79 коп. с указанием на наличие расхождений в учетных данных сторон, а именно: все перечисленные денежные средства засчитаны по другой площадке, по указанным площадкам фактически оплата не поступала.
Общество представило отзыв, в котором указало, что требования истца касаются доначисленной им платы по декларации за 2016 год, поданной ответчиком; в исковом заявлении отсутствует расчет суммы платежа, подлежащего взысканию.
Также Общество заявило о пропуске срока исковой давности, указало, что общий срок исковой давности составляет 3 года, истец, имеющий полномочия на контроль и проверку достоверности, получил декларацию ответчика 10.03.2017, исковое заявление в адрес ответчика поступило 13.03.2020, соответственно, ответчик полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Ответчик в ходе рассмотрения дела указал, что представленный истцом акт сверки расчетов (на сумму 7 061 123 руб. 79 коп.) касается объектов Общества, находящихся в Тосненском городском поселении (ОКТМО 41 648 101); по данным ответчика, с учетом произведенных платежей, его задолженность по плате за НОВС указанными объектами в 2016 году составила значительно меньшую сумму – 2 047 606 руб. 90 коп.; ответчиком представлены платежные поручения; истец не произвел сверку расчетов надлежащим образом, не обосновал исковые требования по праву и размеру.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 2 данной статьи плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе введены новые вещества (взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5).
Приказом Росгидромета от 04.12.2015 № 736 с 01.03.2016 введен в действие руководящий документ (РД 52.04.830-2015), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга его состояния и загрязнения.
Согласно пункту 3 РД 52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц.
Согласно разъяснениям Росприроднадзора, изложенным в письме от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502, к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.
Расчет массы сбросов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Согласно п. 12 Правил исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, при отсутствии действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.
Расчет массы отходов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Управлением в адрес природопользователя направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложенным требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» на основании данных содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду, а также с учетом рассмотрения возражений природопользователя, представляемых природопользователем на основании пункта 41 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 255 от 03.03.2017. Управление также уведомило природопользователя о необходимости исчисления пени и уплаты пени на дату погашения указанной задолженности в соответствии с пунктом 33 Правил исчисления платы. Природопользователь в указанный срок задолженность и пени не оплатил.
По данным Управления, согласно акту сверки по оплате за НВОС № 93 от 29.05.2020 задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составила 7 061 123 руб. 79 коп.
Как пояснил истец, ответчиком было подано две декларации, в связи с этим перечисленные денежные средства засчитаны по другой площадке; оплата по Тосненскому городскому поселению фактически не поступила, не учтена к погашению.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год по поданным декларациям в необходимом размере.
Доводы ответчика об учете платежей по неверному ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований) не признаны основанием для отказа в удовлетворении иска.
В представленных платежных поручениях указаны коды 41648101 (город Тосно) и 41648000 (Тосненский муниципальный район); часть платежных документов не имеет отметок о списании денежных средств со счета плательщика; платежи совершены на значительно меньшие суммы, чем заявлено в иске; отсутствие задолженности по заявленным требованиям не подтверждено.
Истец также пояснил, что подача (разделение) двух деклараций являлось ошибкой, подаче подлежала единая декларация; имеется задолженность по внесению ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих соответствующие доводы истца; также не признано обоснованным заявление о пропуске срока исковой давности по настоящему спору (статьи 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены в связи с неперечислением платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по декларации, представленной природопользователем 10.03.2017; настоящий иск подан в суд 28.02.2020, в пределах трехлетнего срока.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными, ответчиком документально не опровергнуты, возражения по иску и заявление о пропуске срока исковой давности отклонены судом; иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета взыскивается 58 306 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 7 061 123 руб. 79 коп. в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Взыскать с акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» в доход федерального бюджета 58 306 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Раннева Ю.А.