НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2022 № А56-77444/2021

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 января 2022 года                                                            Дело № А56-77444/2021

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года . Полный текст решения изготовлен января 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания Григорьевой Ю.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации

заинтересованное лицо: Межрегиональное управление внутреннего финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу

о  признании недействительным акта проверки в части

при участии

от заявителя: Ворошилов С.И., доверенность от 25.11.2021 № 55/3116, Садолин В.А., доверенность от 28.12.2021 № 55/3505, Никитин А.И., доверенность от 25.11.2021                      № 55/3115. 

от заинтересованного лица: Староверова Т.Ю., доверенность от 01.12.2021                                  № 229/ЗВО/2825, Полежаева С.В., доверенность от 21.01.2021 № 229/ЗВО/131.

установил:

Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - Управление), в котором просило признать незаконными и исключить из акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 29.03.2021 № 229/ЗВО/2021/14дсп (далее - Акт) выводы о нарушениях законодательства при осуществлении Учреждением финансово-хозяйственной деятельности, причинении и необходимости возмещения материального ущерба, а именно:

- о несоответствии между данными, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (далее – план ФХД) и в бухгалтерской отчетности в части расходов по фонду оплаты труда и затрат на командировки работников; о фактическом расходе на оплату труда гражданскому персоналу Учреждения в четыре раза превышающем расчет-обоснование фонда оплаты труда в составе бюджетной субсидии за счет средств на оплату труда работников филиалов;

- о несоответствии плана ФХД Учреждения на 2019 год в части начислений на выплаты на оплату труда к фактическим кассовым показателям 2019 года и занижению данных о фактическом расходе Учреждения на 895 271,15 руб.;

- об использовании средств бюджетной субсидии на сумму 271 371 руб. в целях, не соответствующих условиям их предоставления, указанным в Соглашении о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение государственного задания в 2017 году от 16.02.2017 № 187-03-001, а именно: за счет субсидии на выполнение государственного задания в 2017 году произведены расходы, предусмотренные субсидией на иные цели;  

- о непроизводительном использовании бюджетных средств за период с 2017 по 2020 годы на общую сумму 6 856 603,13 руб. вследствие оплаты пени и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, невыполнение договорных обязательств;

- о производстве работникам Учреждения неположенных выплат заработной платы (стимулирующих надбавок за сложность, напряженность и особый характер работы, за эффективную и качественную работу, ежемесячных премий) на общую сумму 6 616 315,59 руб. за счет средств бюджетной субсидии и средств от приносящей доход деятельности, а также имевшим на момент выплаты дисциплинарные взыскания;

- о неправомерном использовании денежных средств на оплату коммунальных услуг по договору аренды федерального недвижимого имущества от 31.08.2016                         № 38/216-ЦП с ООО «ДВС Групп» без возмещения данных расходов, что привело к материальному ущербу в размере 2 830 255,15 руб.;

- о неправомерном характере неполучения Учреждением денежных средств на сумму 489 275,62 руб. в результате неисполнения контрагентами условий договоров купли-продажи лесных насаждений по оплате приобретенного товара в установленные сроки;

- о возмещении незаконно оплаченных работникам командировочных расходов (суточные) в результате неправомерной выплаты суточных в размере, превышающем 300 руб. в сутки, - на сумму 161 600,00 руб.; возмещения расходов на проезд в 2018-2020 годах самолетом исходя из фактических расходов на оплату билетов салона повышенной комфортности на сумму 556 949,00 руб.; на проезд в 2019-2020 годах городским транспортом в командировке – 1 125,00 руб.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы заявления, письменных пояснений, а представители Управления возражали против  удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Учреждения за период деятельности с 01.01.2017 по 31.12.2020, по результатам которой составлен Акт.

Не согласившись частично с выводами, изложенными в Акте, Учреждение обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, Учреждение указывает, что оспариваемые им положения Акта могут повлечь за собой снижение размера бюджетной субсидиина выполнение государственного задания, в связи с чем изложенные в акте выводы затрагивают финансовые и экономические интересы Учреждения.

Заявитель указывает, что Учреждение не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и средства от приносящей доход деятельности не являются бюджетными средствами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 02.10.2019 № 2052.

Согласно Уставу учредителем Учреждения является Российская Федерация, полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ.

Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ (далее – Департамент).

Предметом деятельность Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств.

Основными целями деятельности Учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарное безопасности и тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.

Министерство обороны РФ формирует и утверждает для Учреждения государственное задание.

Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета.

Согласно пункту 27 Устава Учреждения источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе бюджетные поступления в виде субсидий из бюджета на выполнение государственного задания.

Министерство обороны РФ в силу Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает учет, хранение и расходование финансовых средств, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

Приказом Министерства обороны РФ от 03.10.2015 № 590 утвержден Классификатор основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах РФ внутреннего финансового контроля (далее – Классификатор основных нарушений).

В соответствии с примечаниями к Специальной части Классификатора в целях его применения под бюджетными средствами понимаются, в том числе средства, полученные от приносящей доход деятельности, средства, находящиеся во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на цели осуществления капитальных вложений, субсидии на иные цели, средства по обязательному медицинскому страхованию.

Как пояснил представитель Управления, при рассмотрении возражений заявителя на отдельные положения Акта Управлением в целях уточнения термина «бюджетные средства» были внесены соответствующие изменения в пункт 3.4 Акта, разъясняющие аналогично специальной части Классификатора, какие источники поступления денежных средств понимаются при использовании в Акте термина «бюджетные средства».

 В пункте 3.1.2 Акта отражен результат проведенного анализа расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, согласованных с Центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации (ЦОВУ) и фактического расхода доведенной субсидии на выполнение государственного задания согласно данным, отраженным в бухгалтерской отчетности Учреждения (Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД 0503737)), который приведен в Приложении № 8 к Акту.

По результатам анализа было установлено, что фактически произведенный расход не соответствует согласованному с ЦОВУ предельному объему финансирования по статьям расходов, а именно: расходы на оплату труда в 2017 и в 2020 годах фактически произведенные Учреждением превышают согласованный предельный объем финансирования, а по командировочным расходам в 2017-2020 годах выделенные денежные средства в составе субсидии не используются в полном объеме, поскольку складывается ежегодная экономия денежных средств.

При этом данный факт не привел к нарушению в финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в целом, поскольку законодательством Российской Федерации не установлено требование о соответствии плановых показателей по выплатам, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), с объемом и назначением нормативных затрат, использованных при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Так, в разделе 3.1. «Проверка обоснованности потребности в финансовом обеспечении на выполнение государственного задания» Акта не установлено завышения потребности в части истребования бюджетных средств из федерального бюджета. 

По мнению Заявителя в ходе анализа не учитывался недостаточный объем выделенной субсидии на выполнение государственного задания в сравнении с плановой потребностью.

Вместе с тем, как указано в Акте, на конец каждого отчетного периода у Учреждения имелись неиспользованные остатки средств субсидии на выполнение государственного задания от 1 до 70 млн. руб.; факт наличия на лицевом счете Учреждения на начало каждого финансового периода неиспользованного остатка доведенной субсидии предыдущего года, который позволил увеличить расходы по статьям затрат текущего года, подтверждается данными бухгалтерского учета – журнал - операций № 2 с безналичными денежными средствами (форма по ОКУД 0504071). Данные обстоятельства Заявителем не опровергнуты.

В пункте 3.6.1 Акта отражен результат проведенного анализа между фактическим расходом на оплату труда гражданского персонала Учреждения без учета филиалов и потребностью на оплату труда по виду финансового обеспечения «субсидия на выполнение государственного задания», расчет которой направлялся Учреждением для согласования в Департамент.

Управление обосновывает проведение данного анализа необходимостью проверки фактического наличия экономии по расчету фонда оплаты труда, произведенного в соответствии с  приказами Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» и от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственный финансовый контроль осуществляются в соответствии с разделом V «Проведение контрольных мероприятий» Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 № 100дсп.

Проведение анализа соответствует предусмотренному в пункте 27 Регламента способу контрольного действия по документальному изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля на основе финансовых, бухгалтерских, отчетных документов объекта, их анализа и оценки полученной из них информации.

При этом выводы об увеличении расходов по статьям затрат текущего года за счет неиспользованного остатка доведенной субсидии предыдущего года, а также о превышении фактического расхода на оплату труда гражданскому персоналу Учреждения по сравнению с расчет-обоснованием, направленным на согласование в ДСГ, не указаны в Акте в качестве какого-либо нарушения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Заявителем положения пунктов 3.1.2 и 3.1.6 Акта отражены в его описательной части, в разделы «Выводы» и «Предложения по устранению нарушений» Акта не включены, т.е. не квалифицированы в качестве нарушения, в связи с чем не требуют принятия каких-либо мер со стороны Заявителя, соответственно, прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.

В пункте 3.2.1.2 Акта установлено несоответствие между данными, отраженными в Плане ФХД Учреждения на 2019 год и бухгалтерской отчетности по статьям расхода. Расхождения между данными бухгалтерского учета и утвержденным Планом ФХД Учреждения на 2019 год по фонду оплаты труда с учетом начислений составили 895 271,15 руб.

Анализ, выявивший расхождение между данными бухгалтерского учета и утвержденным Планом ФХД Учреждения на 2019 год по фонду оплаты труда с учетом начислений, проведен в отношении плана ФХД Учреждения без учета обособленных подразделений, который в тексте Акта поименован «План ФХД Учреждения» (стр.13 Акта).

Как указывает Управление, анализ, выявивший расхождение, проведен на основе представленных в ходе выездной проверки Учреждением документов и данных, отраженных в бухгалтерском учете (журнал - операций № 2), в бухгалтерской отчетности (Отчет по форме 0503737 Учреждения) и в Плане ФХД Учреждения по виду финансового обеспечения (деятельности) «субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания» (Приложение № 17 к Акту).

Оспаривая данный пункт Акта, Учреждение считает, что все показатели, приведенные в аналитической таблице, не верны и не совпадают с данными, указанными в плане ФХД Учреждения, а также с данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2019 год, поскольку в плане ФХД Учреждения отражаются сведения по управлению и филиалам.

Вместе с тем, согласно пункту 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22.09.2018 № 520 «Об определении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство обороны Российской Федерации» (далее – Приказ № 520) в бюджетном (автономном) учреждении, имеющем подразделения, планы составляются отдельно для учреждения и его подразделений, на основании которых составляется сводный План.

В соответствии с пунктом 9 Приказа № 520 изменения в План (сводный План) после завершения отчетного финансового года вносятся в целях приведения утвержденных в Плане (сводном Плане) бюджетным (автономным) учреждением (подразделениями) плановых показателей по поступлениям и выплатам к фактическим кассовым показателям и утверждаются до 30 января финансового года, следующего за отчетным, но не позднее представления бюджетным (автономным) учреждением (подразделениями) бухгалтерской отчетности.

Таким образом, вывод Управления о том, что в нарушение пункта 9 Приказа                  № 520 План ФХД Учреждения на 2019 год в части расхода по фонду оплаты труда и начислений по выплате на оплату труда в установленный срок не был приведен к фактическим кассовым показателям, что привело к занижению данных о фактическом расходе Учреждения на 895 271,15 руб., является верным.

В пункте 3.2.1.3 Акта установлено использование Учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме 271 371,00 руб. в целях, не соответствующих условиям их предоставления.

Как установило Управление, за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания были произведены расходы на выплату физическим лицам компенсации расходов на проезд (компенсация (возмещение) расходов на проезд и перевозку личного имущества военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации), предусмотренные субсидией на иные цели.

В обоснование своей позиции Управление ссылается на положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», согласно которым затраты на компенсацию  работникам расходов по проезду в отпуск в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги и в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги не включены (пункты 19, 20 Раздела II «Финансовое обеспечение выполнения государственного задания»).

В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2017 году от 16.02.2017 № 187-03-001 Учреждение обязано направлять средства субсидии на выплаты, установленные Планом ФХД Учреждения, сформированным и утвержденным в порядке, определенным приказами Министра обороны Российской Федерации от 06.09.2011 № 1570 и от 22.09.2018 № 520.

Возмещение расходов в части выплаты компенсации на проезд и перевозку личного имущества военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации предусмотрены субсидиями на иные цели (Приказы Министра обороны Российской Федерации от 24.07.2014 № 513 и от 22.03.2017 № 177 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Заявитель не отрицает, что субсидия на выполнение государственного задания должна быть израсходована в целях выполнения государственного задания, а субсидия на осуществление выплат физическим лицам в целях компенсации расходов на проезд предоставляется на основании отдельного соглашения о предоставлении целевой субсидии на возмещение кассовых расходов.

Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Учреждением на осуществление выплат физическим лицам в целях компенсации расходов на проезд заключено 24.10.2017 № 3/660, фактически денежные средства доведены Учреждению 09.11.2017.

Ссылка заявителя на обязанности работодателя в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ компенсировать расходы на проезд  работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отклоняется.

Как пояснило Управление, такая компенсация могла быть осуществлена Учреждением и другим способом, например, за счет средств из приносящей доход деятельности.

Ссылка заявителя на письмо Министерства финансов России от 29.01.2021                       № 02-06-07/5651 отклоняется, поскольку данное письмо касается субсидий, предоставленных в 2020 году федеральным государственным бюджетным учреждениям в целях мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и не распространяется на финансово-хозяйственные операции Учреждения по финансированию за счет средств субсидии на выполнение государственного задания компенсации на проезд работников, подлежащей оплате за счет средств субсидий на иные цели и осуществленной Учреждением в 2017 году.

Кроме того, нарушение, связанное с нецелевым использованием Учреждением в 2017 году субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не квалифицировано в Акте в качестве нарушения, которым причинен ущерб, и не предполагает принятия каких-либо мер со стороны Учреждения по возмещению 271 371,00 руб.  

Согласно пункту 3.4 Акта Учреждением допущено непроизвольное использование бюджетных средств за период с 2017 по 2020 годы на общую сумму                              6 856 603,13 руб. вследствие оплаты пени и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, невыполнение договорных обязательств.

В целях укрепления финансовой дисциплины, определения единых подходов к квалификации нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2015 № 590 утвержден Классификатор основных нарушений. 

Вопреки мнению Заявителя о нераспространении на него Классификатора основных нарушений, данный нормативный документ, утвержденный приказом Министра обороны РФ и разработанный на основе анализа законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, является  обязательным для всех учреждений Министерства обороны РФ. В примечании к Специальной части Классификатора разъясняется, что под учреждениями понимаются объединения, соединения, воинские части, казенные бюджетные и автономные учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с разделом 2 Классификатора использование бюджетных средств, в том числе средств от приносящей доход деятельности, а также от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, на оплату штрафных санкций и пени за нарушения законодательства Российской Федерации, а также за нарушение договорных обязательств и за задержку заработной платы отнесены к непроизводительному использованию бюджетных средств и являются нарушениями, которыми причинен ущерб (коды нарушений: 2.01.03.у – использование бюджетных средств на оплату штрафных санкций, пени за нарушение законодательства Российской Федерации; 2.01.08.у – прочие непроизводительные расходы средств, не дающие очевидного, определенного результата, подлежащие возмещению).

Также Учреждение считает незаконным вывод, изложенный в акте «о производстве работникам неположенных выплат заработной платы (стимулирующих надбавок за сложность, напряженность и особый характер работы, за эффективную и качественную работу, ежемесячных премий) на общую сумму 6 616 315,59 руб.  за счет средств бюджетной субсидии и  средств от приносящей доход деятельности, а также имевшим на момент выплаты дисциплинарные взыскания». 

Оплата труда гражданского персонала Учреждения в проверяемом периоде осуществлялась в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее – Приказ № 255), от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545).

Согласно подпункту «д» пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 установление порядка формирования фонда оплаты труда гражданского персонала и порядок направления средств на выплату доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера относится к исключительной компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Ежегодно решением Министра обороны Российской Федерации устанавливаются максимальные размеры премий и стимулирующих выплат отдельным работникам воинских частей (учреждений, организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации, выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда или за счет средств от приносящей доход деятельности. Также в решении предусмотрена возможность увеличения максимального размера выплат на основании письменного решения вышестоящего центрального органа военного управления, заместителя Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующего видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих округов по мотивированному ходатайству командиров (начальников, руководителей) воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации.

В нарушение ежегодных решений Министра обороны РФ от 23.01.2017, от 24.01.2018, от 24.01.2019, от 30.01.2020 сотрудникам Учреждения в период 2017-2020 г. были выплачены премии за счет экономии фонда оплаты труда и за счет средств от приносящей доход деятельности с превышением установленного максимального размера.

В ходе проверки Учреждением были представлены письма на согласование увеличения максимального размера выплат с вышестоящим центральным органом военного управления – Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Как следует из материалов дела, все представленные Учреждением в ходе выездной проверки решения Департамента об увеличении стимулирующих выплат отдельным сотрудникам в текущих годах были приняты и учтены в расчете превышения, однако при расчете превышения в определенном периоде не учитывались решения Департамента об увеличении выплат, принятые в предыдущих периодах.

 Позиция Учреждения о бессрочном действии решений Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ об увеличении максимального размера выплат отдельным сотрудникам Учреждения противоречит установленному нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации порядку определения размера стимулирующих выплат (премий) за счет экономии фонда оплаты труда в зависимости  от достигнутых результатов труда в периоде, за который производится стимулирование.   

 Так, пунктом 50 приложения № 2 к Приказу № 255 предусмотрено, что конкретный размер премии и стимулирующих выплат гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Аналогичные требования содержит и Приказ                    № 545 (пункт 40 приложения № 2).

Зависимость  размера стимулирующих выплат (премий) от достигнутых результатов труда предусмотрена и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях…». Указанное распоряжение предусматривает заключение с работниками «эффективных контрактов», одним из пунктов которого является конкретизация условий оплаты труда в части показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда.

В отношении выплат стимулирующего характера в размере 814 381,15 руб. трем сотрудникам Учреждения, имеющим дисциплинарные взыскания, следует отметить, что согласно Приказу № 255 выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) организации.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Положения об оплате труда работников Учреждения в редакции приказов начальника Учреждения от 01.12.2015 № 56, от 01.03.2016   № 38/1, от 01.06.2017 № 53/1 надбавки стимулирующего характера не выплачиваются работникам в случаях наличия:

- дисциплинарного взыскания;

- серьезных недостатков в работе.

Однако двум сотрудникам Учреждения (Степанец Л.П., Львова С.С.), несмотря на объявленное приказом начальника Учреждения от 21.09.2018 № 11-в дисциплинарное взыскание в виде замечания, выплаты стимулирующего характера с сентября 2018 производились без учета имеющегося дисциплинарного взыскания. При этом согласно пункт 3 приказа № 11-в от 21.09.2018 начальнику отдела - главному бухгалтеру было необходимо учесть при начислении стимулирующих выплат объявленное дисциплинарное взыскание. 

Согласно примечании, указанному в Положении об оплате труда работников Учреждения (в редакции приказов начальника Учреждения от 01.12.2015 №56, от 01.03.2016 №38/1, от 01.06.2017 №53/1, от 14.02.2019 №30), изменения в пункте 4.1.3. произошли под редакцией приказа начальника Учреждения от 14.02.2019 № 30. С указанного периода, в случаях применения к работникам мер дисциплинарной ответственности и (или) выявления серьезных недостатков в работе, надбавки стимулирующего характера не выплачиваются за тот месяц, в котором работник привлечен к дисциплинарной ответственности и (или) выявлены серьезные недостатки работы.

Вместе с тем, сотруднику Учреждения (Савельев С.В.), несмотря на привлечение его в октябре 2019 к дисциплинарной ответственности в виде выговора на основании приказа начальника Учреждения № 28-в от 15.10.2019, выплачены надбавки стимулирующего характера за октябрь 2019. При этом согласно пункту 2 приказа                       №  28-в от 15.10.2019 ведущему бухгалтеру было необходимо учесть дисциплинарное взыскание при начислении стимулирующих выплат. 

При указанных обстоятельствах суд соглашается с выводами Управления об отсутствии оснований для выплатс превышением установленного Министром обороны Российской Федерации максимального размера стимулирующих выплат за счет средств бюджетной субсидии и средств от приносящей доход деятельности, а также  сотрудникам Учреждения, имеющим дисциплинарные взыскания.

В пункте 3.8 Акта установлено использование денежных средств за период 2016-2017 в сумме 2 830 255,15 руб. на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним организациям, без возмещения расходов.

За Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с приказами Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015 № 2972 и от 25.02.2016 № 219 закреплены объекты недвижимости – нежилые здания по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 40А, стр. 2,4,6.

На основании приказа Департамента от 15.07.2016  № 1307 по договору аренды федерального недвижимого имущества от 31 августа 2016г. № 38/216-ЦЛ (далее Договор аренды) объекты недвижимости переданы ООО «ДВС Групп» со сроком аренды 10 лет и ежемесячным платежом 9 902 637,25 руб. 

В соответствии с пунктом 3.2.2. Договора аренды арендатор обязуется, в случае если объект занимает часть здания (сооружения), нести расходы по содержанию и эксплуатации здания (сооружения), включая места общего пользования, пропорционально доли площади Объекта в общей площади здания (сооружения).

Указанный договор на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2017 по делу № А40-3178/17-1-25 с 29.12.2016 расторгнут в связи с систематическим неисполнением ООО «ДВС Групп» обязательств по уплате арендных и коммунальных платежей.

В ходе исполнения договора со стороны Учреждения счета на оплату коммунальных услуг не выставлялись. При этом по условиям Договора аренды Арендатор обязан компенсировать расходы по оплате коммунальных услуг Арендодателя. 

Довод Учреждения об исключении с 21.01.2021 ООО «ДВС Групп» из ЕГРЮЛ в связи с прекращением его деятельности и истечении срока исковой давности для защиты нарушенного права свидетельствует лишь о том, что к настоящему времени непринятие с 2017 года Учреждением мер по возмещению расходов на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонней организации, привело к невозможности реализации их взыскания ни в претензионном, ни в судебном порядке.

При этом в соответствии с Классификатором основных нарушений использование бюджетных средств, в том числе средств от приносящей доход деятельности, а также от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним организациям, без возмещения данных расходов,  отнесены к нарушениям, которыми причинен ущерб (код нарушения:1.03.05 у).

В пункте 3.9.1. Акта установлено неполучение Учреждением денежных средств в результате нарушений контрагентами условий договоров купли-продажи лесных насаждений по оплате приобретенного товара в установленные сроки.

Управлением в ходе выездной проверки проведена выборочная проверка исполнения договоров купли-продажи имущества (круглые лесоматериалы смешанных пород), по результатам которой установлено неполучение в 2017-2018 годах средств на общую сумму 489 275,62 руб., а именно:

- 14 901,99 руб. - по договору от 16.06.2017 № 3, заключенному с ИП Захаров (Покупатель), оплата за круглые лесоматериалы смешанных пород произведена с нарушением графика оплаты имущества, установленного приложением № 2 к договору, на 144 дня. Согласно пункту 5.2 договора за нарушение сроков оплаты имущества Покупатель уплачивает Продавцу (Учреждению) пени в размере 0,1 % от неоплаченной суммы за каждый день просрочки;

- 30 661,52 руб. - по договору от 19.05.2017 № 714, заключенному с                                ООО «Ютапил» (Покупатель), оплата за круглые лесоматериалы смешанных пород произведена с нарушением пункта 2.3. договора (в срок не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора) на 45 дней. Согласно пункту 5.2 договора за нарушение сроков оплаты имущества Покупатель уплачивает Продавцу пени в размере 0,1 % от неоплаченной суммы за каждый день просрочки;

- 443 712,11 руб. - по договорам от 26.02.2018 № 865-867, заключенным с                 ООО «Крона 100» (Покупатель), оплата за круглые лесоматериалы смешанных пород произведена с нарушением графиков оплаты имущества, установленных в приложениях № 2 к договорам. Согласно пункту 5.2 договоров за нарушение сроков оплаты имущества Покупатель уплачивает Продавцу пени в размере 0,1 % от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. Сумма обязательств Покупателя по уплате пени составила:

- 62 881,78 руб. -  по договору № 867,

- 104 413,99 руб. - по договору № 866, 

- 276 416,34 руб. - по договору № 865.

Согласно пункту 5.1. указанных выше договоров за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенным договором.

В соответствии с пунктом 5.2. данных договоров обязанность Покупателя уплатить пени в размере 0,1 % от неоплаченной суммы за каждый день просрочки не зависит от наличия либо отсутствия вины Покупателя.

Управление установило, что претензий по нарушению сроков оплаты и взысканию неустойки Учреждением контрагентам не направлялись.

В соответствии с Классификатором основных нарушений действия (бездействия), повлекшие неполучение средств (упущенная выгода), отнесены к виду нарушений (недостатков), которыми причинен ущерб (код нарушения (недостатка): 2.03.08.у – «иные действия (бездействия), повлекшие неполучение средств упущенная выгода).

Классификация данного нарушения не зависит от наличия либо отсутствия вины должника (покупателя) в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств.

В пункте 3.10 Акта (с учетом принятого Управлением решения по результатам рассмотрения возражений Учреждения) установлено неправомерное возмещение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания командировочных расходов в связи с выплатой суточных в размере, превышающем 300 руб., на общую сумму 161 600 руб., с возмещением расходов на проезд в 2018-2020 годах воздушным транспортом исходя из фактических расходов на оплату билетов салона повышенной комфортности на сумму 556 949 руб., с оплатой расходов за проезд городским транспортом на сумму 3 902,00 руб.

В обосновании своей позиции Управление указывает, что выплата суточных в размере 700 руб. и возмещение расходов на проезд к месту командировки и обратно по стоимости проезда воздушным транспортом в салоне повышенной комфортности произведена Учреждением с превышением размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных учреждениях, предусмотренных локальным нормативным актом Учреждения, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и ведомственным нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В Учреждении действует Положение о служебных командировках, утвержденное приказом начальника Учреждения от 19.02.2016  № 27, согласно пункту 10 раздела V которого предусмотрен размер суточных при командировках по России в рамках государственного задания (за счет субсидии) – 100 руб. за каждый день нахождения в командировке; согласно пункту 5 расходы на проезд по России компенсируются в соответствии с подпунктов «в» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002  № 729.

В подпункте «б» пункта 1 Постановления № 729 установлено, что расходы на выплату суточных производятся в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командировке.

Пунктом 3 Постановления № 729 предусмотрена возможность возмещения расходов в большем размере при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя, а также при наличии  экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

При этом приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2012                № 450 предусмотрено возмещение суточных расходов гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в размерах, превышающих 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, но не более 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, за счет экономии бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на возмещение суточных расходов в соответствии с утвержденными планами служебных командировок.

В ходе проведения выездной проверки Управлением был направлен запрос в орган военного управления Министерства обороны РФ, уполномоченный давать разъяснения по вопросам применения действующего законодательства и нормативных правовых актов Министерства обороны – Федеральное государственное казенного учреждение «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, о возмещении работникам автономных учреждений Министерства обороны РФ суточных расходов.

Согласно полученному разъяснению от 20.02.2021 исх. № 3/1245, Постановление № 729, Приказ № 450 подлежат применению бюджетными и автономными учреждениями Министерства обороны РФ, поскольку данные учреждения относятся к федеральным государственным учреждениям, а их работники к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации.

В связи с отсутствием в Учреждении утвержденного плана служебных командировок и невозможностью определения наличия (отсутствия) экономии денежных средств по статье расходов на командировки Управление произвело перерасчет выплаты суточных в размере 300 руб. за каждый день нахождения в командировке, установив неправомерный расход денежных средств в размере                    161 600 руб.

По вопросу возмещения Учреждением расходов на проезд в 2018-2020 годах воздушным транспортом, исходя из фактических расходов на оплату билетов салона повышенной комфортности на сумму 556 949 руб., следует отметить, что в соответствии с подпунктом «в» Постановления № 729 возмещение расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы осуществляется  в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического класса.

Как указывалось выше, согласно пункту 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя, возмещаются федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

Вместе с тем, Учреждением ни в ходе выездной проверки, ни к рассмотрению возражений не представлено документальное подтверждение того, что решение по возмещению расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно с категорией билетов повышенного класса за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в отношении начальника Учреждения Багранюка И.А. принято с разрешения или с ведома его работодателя – Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

В отношении ссылки заявителя на протокол заседания Наблюдательного совета Учреждения следует отметить, что Наблюдательным советом оплата расходов, связанных с командированием начальника и его заместителей в служебные командировки при условии превышения времени поездки более 3-х часов транспортными средствами с категорией билетов повышенного класса, согласована только за счет использования внебюджетных средств, а не за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Кроме того, в Положении о служебных командировках работников Учреждения предусмотрено, что возмещение расходов на проезд, превышающих размер, установленный в пункте 5, производится по фактическим расходам за счет средств от приносящей доход деятельности с разрешения генерального директора Учреждения. 

По вопросу возмещения Учреждением расходов за проезд городским транспортом следует отметить, что в пункте 12 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» предусмотрено возмещение расходов по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы, которые включают расходы по проезду транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта. При этом возмещение расходов на проезд в месте командирования в городском транспорте не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах суд соглашается с выводами Управления об отсутствии оснований для возмещения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания расходов на проезд в 2018-2020 годах воздушным транспортом, исходя из фактических расходов на оплату билетов салона повышенной комфортности, а также расходов за проезд городским транспортомв месте командирования. 

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, судом не установлено совокупности предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых положений Акта недействительными.

Кроме того, суд установил, что Заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на оспаривание акта в судебном порядке.

В соответствии со статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Акт вручен начальнику Учреждения 30.03.2021.  Представленные Учреждением возражения на Акт рассмотрены Управлением 28.05.2021, о чем составлен протокол от 28.05.2021 № 5/2021, который получен представителем Учреждения также 28.05.2021.

Учреждение обратилось в суд с заявлением 20.08.2021, т.е. по истечении 3 месяцев с момента получения акта.

Течение срока на обращение в суд с заявлением, исходя из положений статьи 198 АПК РФ, не приостанавливается в связи с подачей возражений на акт проверки.

Представление и рассмотрение возражений в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, содержащимися в Акте, осуществляется в соответствии с разделом VII «Обжалование результатов контрольных мероприятий, встречных проверок»  Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 № 100дсп.

Согласно пункту 79 Регламента подача возражений не приостанавливает деятельность руководителей объекта ведомственного финансового контроля по выполнению мероприятий, предусмотренных пунктом 51 Регламента, а именно: выполнение предложений, отраженных в Акте, устранение выявленных в результате проверки нарушений, возмещение причиненного ущерба, принятие решения о привлечении виновных должностных лиц к материальной и (или) дисциплинарной ответственности

Также из положений Регламента ведомственного финансового контроля  следует, что обязательное соблюдение досудебного порядка при обжаловании результатов ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, Учреждением пропущен срок, установленный статьей 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании акта, поскольку заявитель знал о своем предполагаемом нарушенном праве с момента получения Акта, то есть с 30.03.2021.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока с обоснованием уважительности причин, не позволивших своевременно обратиться в суд с настоящим заявлением, Учреждением также не заявлено.

Обстоятельств, объективно препятствовавших Учреждению в установленный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании выводов Акта, судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Пропуск срока на обжалование решений или действий является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, основания для удовлетворения заявления Учреждения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Петрова Т.Ю.