НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2017 № А56-21068/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

16 августа 2017 года Дело № А56-21068/2017

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарь с/з Борисенко Т.Э.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "Р-СЕВЕР"

заинтересованное лицо ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРИМОРСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя Красько М.А. довер. от 17.02.17

от заинтересованного лица Янина О.Г. довер. от 01.08.17

от третьего лица не явился. извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Р-Север» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 1 от 12.01.2017.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требования.

Представитель Отделения просил оставить заявление без удовлетворения, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого решения.

Управление представителя в заседание не направило, извещено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

В период с 14.09.2016 по 19.09.2016 Управлением Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга в отношении ООО «Р-Север» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

По результатам проверки был составлен акт выездной проверки № 088 004 16 АВ 0000355 от 05.10.2016 г., в котором отражено, что проверка выявила нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в том числе нарушение части 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный-фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в части неначисления и неуплаты применяемых с 1 января 2013 года дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

27.10.2016 Управлением было вынесено решение №088 004 16 РВ 0000189 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в размере 137 116,09 руб. Также ООО «Р-Север» было предложено уплатить недоимку в размере 685 580,4 руб. и пени в сумме 98 384,15 руб.

24.11.2016 ООО «Р-Север» обжаловало решение Управления в вышестоящий орган – Отделение ПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Решением Отделения от 12.01.2017 № 1 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, принятое Управлением решение признано правомерным и обоснованным.

Не согласившись с решением Отделения, Общество оспорило его в судебном порядке, уточнив требования: просит признать решение недействительным в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов в отношении электрогазосварщиков.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения разы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неоплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 настоящего Закона объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для определения видов работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ (до 01.01.2015 года в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Управлением было установлено, что Общество в нарушение ч. 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ не начисляет и не платит подлежащие применению с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Согласно штатному расписанию у организации имеются должности, поименованные в Списке №2:

- электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906 раздела ХХХГП Списка №2 «Общие профессии»);

-электрогазосварщики (позиция 23200000-19756 раздела XXXIII Списка №2 «Общие профессии»); - электромонтер — линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети (позиция 2290000-19829 раздела XXXIII Списка №2 «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).

Список сотрудников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, согласно пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федеральный закон № 173-ФЗ, и помесячное начисление выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы по дополнительному тарифу вышеназванным сотрудникам за 2014 год, приводится в приложении №1 акта выездной проверки.

Общая сумма базы, на которую доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в 2014 году - 711371,48 руб. Страховые взносы по дополнительному тарифу в 2014 начислены в размере 4% от заниженной базы.

Список сотрудников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, согласно пп. 2-18 п.1 ст.27 Федеральный закон № 173-ФЗ, и помесячное начисление выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы по дополнительному тарифу вышеназванным сотрудникам за 2015 год, приводится в приложении №2 акта выездной проверки. Общая сумма базы, на которую доначислены страховые взносы по дополнительном) тарифу в 2015 году - 10909106,57 руб. Страховые взносы по дополнительному тарифу в 2015 начислены в размере 6% от заниженной базы.

Общая сумма базы, на которую доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в 2013- 2015 гг.- 11620478,05 руб.

Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.

Поскольку право на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением спорных работ в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), плательщик страховых взносов должен доказать, что работники были заняты тяжелыми работами на условиях полного рабочего дня.

Заявителем представлены журналы сварочных работ, дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенным с электрогазосварщиками, приказ от 15.12.2013 № 5 о привлечении работников к выполнению общестроительных работ при отсутствии работ по основной специальности, табели учета рабочего времени, содержащие информацию, отличающуюся от информации в табелях учета рабочего времени, представленных во время проверки,

Доводы общества о выполнении электрогазосварщиками в свободное от сварочных работ время других видов работ не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствуют бухгалтерские документы, свидетельствующие о начислении заработной платы указанным сотрудникам за выполнение других видов работ. Заявитель пояснил, что заработная плата при занятости на иных работах начислялась работникам как за работу в качестве электрогазосварщиков. Табели учета рабочего времени, представленные во время рассмотрения акта выездной проверки и в суд, не соответствуют табелям учета рабочего времени, представленным во время проверки.

Материалами дела подтверждается, что Обществом при проверке были представлены табели учета рабочего времени электрогазосварщиков за полный рабочий день. К моменту рассмотрения акта представлены табели учета рабочего времени на электрогазосваршиков с указанием фактически отработанного рабочего времени на видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями, труда.

Таким образом, в ходе проведения проверки органами Пенсионного фонда было установлено, что табелями учета рабочего времени и сводами по заработной плате подтверждалось выполнение работы электрогазосварщиками на работах с вредными условиями труда в течение полного месяца. Документов, свидетельствующих о занятости работников на других видах работ, представлено не было. Дополнительными документами, представленными плательщиком к дате рассмотрения акта выездной проверки, также не подтверждается частичная занятость электрогазосварщиков на видах работ, относящихся к работам с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Дополнительные соглашения к трудовым договорам, с электрогазосварщиками на выполнение ими других видов работ, журналы сварочных работ в период проверки представлены не были и появились только к моменту рассмотрения акта выездной проверки.

На основании вышеизложенного суд полагает, что заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что электрогазосварщики были заняты на тяжелых работах неполный рабочий день, поскольку приказ от 15.12.2013 № 5 и дополнительные соглашения к трудовым договорам лишь предполагают возможность привлечения таких работников к выполнению общестроительных работ при отсутствии работ по основной специальности, но не являются доказательством того, что электрогазосварщики не были заняты полный рабочий день по основной специальности.

Указанный вывод следует также из представленных первоначально в органы Пенсионного фонда табелей учета рабочего времени, согласно которым электрогазосварщики заняты на работах полный рабочий день.

Следовательно, решение Управления и оспариваемое решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в которых указано на правомерность доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам, пеней и привлечение к ответственности, законны и обоснованы, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требование Общества с ограниченной ответственностью "Р-Север" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.