Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 апреля 2012 года Дело № А56-7133/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Левченко Ю.П. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ионовой И.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Планета вкуса"
заинтересованное лицо Балтийская таможня
о признании незаконными действий таможенного органа
при участии
от заявителя - Исаенков А.А. по доверенности от 12.03.2012
от заинтересованного лица – не явился (извещен)
установил:
ООО "Планета вкуса" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившихся в принятии решений о продлении сроков проверки товаров и в проведении необоснованных проверочных процедур, в отношении товаров, оформлявшихся по следующим декларациям:
1)ДТ № 10216120/291011/0051397;
2)ДТ № 10216100/031111/0116238;
3)ДТ № 10216100/041111/0116889;
4)ДТ № 10216100/081111/0117782;
5)ДТ № 10216100/081111/0118062;
6)ДТ № 10216100/221111/0124116;
7)ДТ № 10216100/231111/0124296
8)ДТ № 10216100/301111/0126968;
9)ДТ № 10216110/111211/0065329.
Кроме того, касательно товара, указанного в декларации под номером 9 из приведенного списка, заявитель указал, что им оспариваются дополнительно и действия Таможни, выразившиеся в аннулировании ДТ № 10216110/051211/0064196, в которой были задекларированы те же товары.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на нарушение Таможней положений ст. 196 ТК ТС, а также на то, что его права были нарушены, в том числе необходимостью из-за дополнительной проверки оплатить сверхнормативные сроки аренды контейнеров и хранения контейнеров в порту. ООО «Планета вкуса» указывает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для проведения проверочных мероприятий в отношении спорного товара, поскольку все необходимые документы для подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара были представлены Обществом изначально со всеми декларациями.
Таможенный орган возражает против удовлетворения требования Общества, ссылаясь на то, что проведение дополнительной проверки является правом Таможни, и она действовала в полном соответствии с положениями ст. 196 ТК ТС.
В заседание, назначенное на 03 апреля 2012 года, таможня своего представителя не направила, хотя о времени и месте судебного заседания представитель, присутствовавший в предыдущем судебном заседании, был уведомлен под роспись в протоколе. Дело по существу рассмотрено в его отсутствие, учитывая часть документов представленных Таможней в предыдущем заседании. Новых документов от Таможни не поступило, хотя она ходатайствовала о предоставлении времени для поиска и представления всего объема документов, необходимых для оправдания оспариваемых действий.
В заседании объявлялся перерыв с 17-00 03.04.2012 до 11-30 10.04.2012.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как утверждает Общество, таможенным органом должно быть доказано, что оспариваемые действия по продлению сроков проверки товаров были законными и обоснованными. Это предусмотрено частью 1 ст. 65 АПК РФ.
Однако предложения суда представить такие доказательства в основном были оставлены без реагирования, а Таможня, в этом случае, сослалась на переезд ее служб из одного здания в другое, что и не позволило разыскать требующиеся доказательства.
В частности, было представлено решение о проведении дополнительной проверки от 29.10.2011, предусматривающее представление Обществом дополнительно запрашиваемых документов по товару, оформлявшемуся по ДТ № 10216120/291011/0051397. При этом было получено разрешение на продление срока выпуска товара до 08.11.11.
Однако реально у Таможни вставал вопрос о необходимости получения обеспечения для уплаты таможенных платежей, поскольку появились сомнения в достоверности информации Общества о заявленной им таможенной стоимости товара. Это следует из того, что в решении о проведении дополнительной проверки сказано, что в ходе проверки ДТ № 10216120/291011/0051397 обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены: выразившиеся в значительном расхождении таможенной стоимости с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Согласно части 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Согласно части 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Также в соответствии со ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 ТК ТС. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
В соответствии с частью 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Таким образом, таможенное законодательство предусматривает проведение дополнительной проверки только на основании обоснованного, содержащего конкретный перечень признаков недостоверности заявленных декларантом сведений, решения.
Оспариваемое решение о проведении дополнительной проверки мотивированы таможенным органом наличием значительного расхождения таможенной стоимости с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа по идентичным/однородным товарам. При этом доказательства о наличии данной информации суду не представлены.
Таможенным органом не указано на наличие каких-либо конкретных несоответствий между представленными Обществом документами и информацией таможенного органа, которые явно давали основания для сомнения в заявленной Обществом таможенной стоимости.
В данном случае таможенным органом не представлено конкретных доказательств, подтверждающих правомерность вынесения решения о проведении дополнительной проверки в отношении ввезенного Обществом товара.
Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009, установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях, например, запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
В нарушение положения АПК РФ таможенный орган не представил доказательств того, что представленные Обществом вместе с ДТ документы содержали какие-либо недостоверные сведения, что повлекло за собой необходимость проведения дополнительных проверок. Таким образом, ни правовые, ни фактические основания для продления проверочных мероприятий в отношении спорного товара таможенным органом не раскрыты и не подтверждены.
Согласно части 1 статьи 104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Практически во всех остальных случаях, если иметь в виду те документы, что были представлены Обществом или поступили от Таможни, имели место в действиях таможенного органа аналогичные факты продления сроков проверки, поскольку в большинстве из них Таможня решала для себя вопросы о понуждении обеспечения уплаты таможенных платежей.
Исключение составила ДТ № 10216100/231111/0124296, где, по мнению Таможни, понадобилось проведение экспертизы в отношении товара – сухари панировочные.
24.11.2011 Общество было уведомлено об отборе проб и образцов, а 25.11.2011 было принято решение о назначении экспертизы. Но и в этом случае таможня представила Обществу расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые составили 397432,64 руб. (л.д. 621-629 приложения 2 к делу). Фактически препятствий для выпуска товара не имелось, кроме тех, что послужили надуманным предлогом для продления срока проверки товара.
Поэтому все девять случаев оспариваемых действий Таможни по продлению сроков проверки надлежит признать незаконными, исходя из вышеизложенного.
В отношении оспаривания проверочных процедур арбитражный суд не находит нужным удовлетворять требования Общества, поскольку никакими документами их проведение вообще не подтверждено.
Отказывает суд и в удовлетворении той части требования Общества, где поставлен вопрос о признании незаконным действия Таможни об аннулировании декларации ДТ № 10216110/051211/0064196. Во-первых, в деле нет никаких документов, обосновывающих «аннулирование» декларации. Имеется только требование на корректировку сведений, заявленных в этой декларации, в котором сообщено также об отказе в выпуске товара (л.д. 723 приложения 2 к делу). Во-вторых, это свое требование Общество вообще ничем не обосновало.
Поскольку оспаривание девяти случаев принятия Таможней решений требовало уплаты государственной пошлины в совокупном размере 18 000 руб., а заявитель уплатил 20 000 руб., излишек ее в сумме 2 000 руб. надлежит возвратить Обществу.
В связи с выше изложенным, руководствуясь статьями 104, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконными действия Балтийской таможни, выразившиеся в принятии решений о продлении сроков проверки товаров, оформленных с составлением следующих деклараций:
ДТ № 10216120/291011/0051397;
ДТ № 10216100/031111/0116238;
ДТ № 10216100/041111/0116889;
ДТ № 10216100/081111/0117782;
ДТ № 10216100/081111/0118062;
ДТ № 10216100/221111/0124116;
ДТ № 10216100/231111/0124296;
ДТ № 10216100/301111/0126968;
ДТ № 10216110/111211/0065329.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу ООО "Планета вкуса" 18 000 руб. в возмещение затрат на уплату государственной пошлины.
Возвратить ООО «Планета вкуса» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Ю.П. Левченко