Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 декабря 2014 года Дело № А56-47558/2014
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Королевой Т.В. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №4 Красное село"
заинтересованное лицо Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене Постановления
при участии
от заявителя – предст. Проскурина М.Г. (доверенность от 09.01.2014)
от заинтересованного лица – предст. Тоток В.А. (доверенность от 13.01.2014)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №4 Красное село" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 16.07.2014 № 137/1-14 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа 100 000 руб.
Оспариваемым Постановлением Обществу вменяется нарушение установленного порядка ценообразования при установлении гражданам платы за жилищные услуги - за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Политрука Пасечника, дом 17, выразившееся в установлении в одностороннем порядке размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества при отсутствии в 2013-2014 г. решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Общество поддержало требование в полном объеме, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, так как собственником помещений в многоквартирном доме является государство, а дом передан в управление по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Комитет возражал против удовлетворения требования Общества, считая оспариваемое Постановление законным и обоснованным.
Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга в период 26.05.2014 по 09.06.2014 проведена проверка законности начисления и взимания ООО «Жилкомсервис № 4 Красное село» платы за жилищно–коммунальные услуги собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 17 по улице Политрука Пасечника Санкт-Петербурга по заявлению собственника квартиры №2 Е.А. Овсянкиной.
В ходе проведенной проверки установлено, что Общество в одностороннем порядке при отсутствии в 2013-2014 решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Политрука Пасечника, д. 17, установило размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам жилых помещений.
Постановлением от 09.06.2014 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, которое передано на рассмотрение в Комитет.
Постановлением от 16.07.2014 № 137/1-14 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности субъекта Российской Федерации согласно п. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (как в данном случае), осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75 утвержден Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Порядок № 75). Согласно п. 2 Порядка № 75 "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно пп. 5 п. 38 Порядка № 75, рассчитывается организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 об утверждении Правил содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - Правила № 491) в случае, «если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации».
В соответствии с п. 91 Порядка № 75 победитель конкурса направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), то есть для договоров, заключение которых для сторон является обязательным.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой орган местного самоуправления «уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах проведенного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ». А согласно п. 8.1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, если до истечения срока действия договора управления, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Из приведенных норм Жилищного кодекса РФ, Правил № 491 и Порядка № 75 следует, что договор управления многоквартирным домом, заключенный по результатам открытого конкурса сроком до 31.01.2016 года, распространяется на всех собственников до момента, когда доля субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, а размер платы равен цене договора управления, заключенного по результатам проведенного открытого конкурса.
Обоснованность данного утверждения подтверждается судебно-арбитражной практикой, нашедшей свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010г. №4910/10.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.02.2013 г. № 4 ООО «Жилкомсервис № 4 Красное село» приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества всего многоквартирного дома по адресу: ул. Политрука Пасечника, дом 17, а СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района СПб» обязано обеспечить перечисление Обществу платы за выполненные работы и оказанные услуги. Размер платы (цена лота) включает в себя платежи по заселенным помещениям в доме и по пустующим помещениям в доме. При этом, по заселенным помещениям в доме оплату производят проживающие в них граждане (на момент заключения договора управления только наниматели) (п. 4.4.1 договора управления), а по пустующим помещениям в доме - выплаты осуществляются за счет бюджета Санкт-Петербурга (п. 4.4.2 договора управления). Размер платы в первом и во втором случае устанавливается действующим законодательством, то есть, на момент проверки в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга».
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005г. № 1346 «О комитете по тарифам Санкт-Петербурга» Комитет по тарифам является органом государственной власти, в компетенцию которого входит государственное регулирование размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из материалов дела следует, что, так как на момент проверки доля государственной собственности на помещения в доме составляла более 50 процентов и размер платы устанавливается для всех собственников одинаковым, то размер платы для всех собственников помещений в доме установлен договором управления в размере, утвержденном распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга».
В силу чего, Общество правомерно 10.05.2014 года начислило плату за содержание и ремонт общего имущества дома собственнику кв. 2 дома 17 по ул. Политрука Пасечника Овсянкиной Е.А. в размере, установленном договором управления многоквартирным домом, а именно, согласно распоряжению Комитета по тарифам от 18.07.2011 № 134-р.
Кроме этого, в оспариваемом Постановлении указано, что Общество обязано было обратиться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга для установления размера платы для собственников рассматриваемого многоквартирного дома, так как они не приняли такого решения на общем собрании собственников.
Данное указание Комитета является неправомерным, поскольку ни распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга», ни иной документ не содержат требования, обязывающие управляющие организации обращаться в Комитет по тарифам за установлением размера платы для собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанностью управляющей организации, которая не является собственником помещений в многоквартирном доме, в соответствии со ст. 156 п. 7, ст. 45-48 ЖК РФ является предоставление собственникам помещений в доме на их общем собрании, инициировать которое вправе только собственник помещения в доме, предложений о размере платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Иных обязанностей управляющих организаций в части установления размера платы, жилищное законодательство не содержит.
Аналогичная позиции изложена в Постановлении от 21.06.2011г. № 18407/10 Президиум ВАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из буквального содержания нормы п. 3 ст. 156 ЖК РФ следует, что для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы устанавливается в городе федерального значения Санкт-Петербурге - органом государственной власти. То есть, жилищным законодательством предусмотрена как обязанность собственников нести бремя содержания общего имущества дома, так и обязанность Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга устанавливать для собственников размер платы, если они не реализовали свое право на выбор способа управления домом.
Так как Комитетом по тарифам установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома из расчета на 1 кв.метр площади, который в стоимостном выражении не может зависеть от статуса потребителя услуги - наниматель или собственник жилья, то применение управляющей организации размера платы за фактически выполненные ею работы (оказанные услуги) согласно распоряжению Комитета по тарифам, является законным.
Такой вывод также следует из п. 1 ст. 156 ЖК РФ и из Информационного письма Комитета по тарифам от 29 августа 2012 года № 01-14-1691/12-0-0. Согласно п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В Информационном письме Комитет по тарифам поясняет, что расчет устаногленного размера платы основан на анализе фактических расходов управляющих организаций и учитывает индекс роста потребительских цен на платные услуги населению, динамику номинальной среднемесячной заработной платы граждан, определенную в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. То есть, примененные Комитетом по тарифам показатели для расчета размера платы не могут быть различны для нанимателей или для собственников и должны применяться управляющей организацией для нанимателей и для собственников, не принявших решение о выборе способа управления домом или не реализовавших свое право на принятие иного размера платы.
Таким образом, привлечение управляющей организации к административной ответственности за применение утвержденного Комитетом по тарифам размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома при фактическом выполнении работ (оказании услуг) и необходимости получения за это платы в размере, обеспечивающем выполнение таких работ (услуг), а также при отсутствии в жилищном законодательстве обязанности управляющей организации инициировать общие собрания собственников и обращаться в Комитет по тарифам для установления размера платы для собственников, не выбравших способ управления домом, является незаконным.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем Постановление признается незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 208-211, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.07.2014 № 137/1-14 о привлечении ООО "Жилкомсервис №4 Красное село" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 100 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Королева Т.В.