НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2013 № А56-40804/13

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 декабря 2013 года Дело № А56-40804/2013

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Хохлова Д.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"

заинтересованное лицо - Комитет по тарифам Санкт-Петербурга

о признании незаконным постановления от 13.06.1013 № 30/1-13

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 04/ЗГДКР/333, ФИО2 по доверенности от 01.07.2013 № 04/ЗГДКР/234

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 29.11.2013 № 01-17-35/13-0-0, ФИО4 по доверенности от 04.02.2013 № 01-13-113/13-0-0

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) от 13.06.1013 № 30/1-13.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление, представители заинтересованного лица просили отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие события правонарушения.

В судебном заседании, состоявшемся 02.12.2013, объявлен перерыв до 09.12.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, Комитетом на основании приказа от 06.05.2013 № 47 в период с 14.05.2013 по 24.05.2013 в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки в отношении Предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, и постановлением от 13.06.2013 № 30/1-13 Предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

В данном постановлении указано, что согласно информации, представленной Предприятием в Комитет в рамках предоставления сведений как регулируемой организацией, расход газа на производство тепловой энергии за 2011 год составил 1685,0563 млн.куб.м. В ходе проверки представленных Предприятием счетов-фактур за потребленный природный газ общий расход газа за 2011 год составил 1685,06342 млн.куб.м, что на 7,089 тыс.куб.м больше представленных ранее данных.

По данным Предприятия объем потребленного газа на производство тепловой энергии в 2011 году на территории Ленинградской области составил 7,75 млн.куб.м. По данным Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области объем потребленного газа на производство тепловой энергии в 2011 году на территории Ленинградской области составил 10,68 млн.куб.м (Колпинские котельные п.Тельмана), что на 2,93 млн.куб.м больше, чем по данным, представленным Предприятием.

Согласно данным, представленным Предприятием в Комитет, общий расход газа за 2012 год на производство тепловой энергии составил 1881,2790 млн.куб.м. В ходе проверки представленных Предприятием счет-фактур за потребленный природный газ, общий расход газа за 2012 год согласно счетам-фактурам составил 1881,277160 млн.куб.м, что на 184 тыс.куб.м меньше данных, представленных Предприятием.

По данным Предприятия объем потребленного газа на производство тепловой энергии на территории Ленинградской области за 2012 год составил 16,64 млн.куб.м. По данным Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области объем газа, учтенного на производство тепловой энергии на территории Ленинградской области составил 15,126 млн.куб.м, что на 1,51 млн.куб.м меньше данных Предприятия.

Согласно информации, представленной Предприятием в Комитет, о теплоснабжении потребителей от 1 и 2 Колпинских котельных и распределении затрат на Санкт-Петербург и Ленинградскую область (Тосно), Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии от источников 1 Колпиская <...> потребителям, расположенным на территории двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербург и Ленинградская область.

В ходе проверки Предприятие пояснило, что согласно представленным счетам-фактурам объем потребления газа на территории Ленинградской области в зоне теплоснабжения Пригородного района составляет 6,08 млн.куб.м в 2011 году и 12,75 млн.куб.м в 2012 году, а на территории Санкт-Петербурга в зоне теплоснабжения Пригородного района 105,1889 млн.куб.м в 2011 году и 228,237 млн.куб.м в 2012 году. Но данная информация непосредственно в счетах-фактурах не отражена. Кроме того, есть котельные, которые, находясь на территории одного субъекта, осуществляют поставку тепловой энергии потребителям двух различных субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что документы, подтверждающие вышеуказанные Предприятием объемы (акты сверки объемов потребленного газа за 2011 год и 2012 год, баланс тепловой энергии и мощности указанной котельной по факту 2011 и 2012 годов, счета-фактуры за потребленную тепловую энергию за 2011 и 2012 годы потребителями, расположенными на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга от указанного источника, акты выполненных работ за 2011 и 2012 годы) Предприятие не представило, Комитет пришел к выводу о невозможности проверить правильность перераспределения объемов потребленного газа.

По расчетам Комитета, расхождение данных Предприятия с данными, рассчитанными Комитетом согласно счетам-фактурам, представленным Предприятием, по общему расходу газа составляет:

- за 2011 год – на 7,089 тыс.куб.м оплачено больше, чем в отчете Предприятия;

- за 2012 год – на 1,840 тыс.куб.м оплачено меньше, чем в отчете Предприятия.

В связи с обнаружением данного нарушения Комитетом 30.05.2013 в отношении Предприятия в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении № 30/1-13.

Постановлением от 13.06.2013 № 30/1-13 Предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону состава административного правонарушения образуют представление в соответствующий государственный орган недостоверных сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными актами.

В силу пунктов 7, 7.1, 7.2, 7.3 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2011 № 587-р "Об утверждении системы отчетности теплоснабжающих организаций, территориальных сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, газоснабжающих организаций, организаций коммунального комплекса, организаций, оказывающих услуги по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом по городским маршрутам водного транспорта Санкт-Петербурга, а также организаций независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающих транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на территории Санкт-Петербурга, на 2012 год", в силу которых бухгалтерская и статистическая отчетность за соответствующий отчетный период представляется теплоснабжающими организациями, территориальными сетевыми организациями, гарантирующими поставщиками, газоснабжающими организациями, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и(или) водоотведение, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, организациями, оказывающими услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Санкт-Петербурга, организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом по городским маршрутам водного транспорта Санкт-Петербурга, а также организациями независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающими транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на территории Санкт-Петербурга, в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в соответствии с перечнем отчетности, указанным в приложении к настоящему распоряжению по соответствующему виду деятельности, в сроки:

7.1. Квартальная отчетность - в течение 40 календарных дней по окончании квартала.

7.2. Годовая отчетность - в течение 100 календарных дней по окончании отчетного года.

7.3. Годовая отчетность по формам 2-РЭК; 2-РЭК (передача), 3-РЭК, 3-РЭК (передача) - в течение 30 календарных дней по окончании отчетного периода.

Формы отчетности установлены в разделе 2 приложения к указанному распоряжению.

Вместе с тем, оспариваемое постановление не содержит ссылок на то, что Предприятием представлены недостоверные сведения непосредственно в этих формах.

В отсутствие такой ссылки суд приходит к выводу, что Комитетом не доказан факт нарушения Предприятием распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2011 № 587-р.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Предоставлялись ли Предприятием сведения, указанные в оспариваемом постановлении во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в оспариваемом постановлении также не указано.

Вместе с тем, объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ образует представление в соответствующий государственный орган недостоверных сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными актами.

В оспариваемом постановлении не указано ни на один нормативный правовой акт, которым была бы установлена обязательность предоставления соответствующих сведений; не указано, о каких сведениях идет речь, в то время как и распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2011 № 587-р, и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 предполагают подачу сведений в Комитет в виде определенных документов по утвержденным формам.

В постановлении указано, что вмененные Предприятию правонарушения обнаружены в ходе проведения внеплановой проверки. Вместе с тем, акт проверки от 24.05.2013 также не содержит ни расчета спорных сведений, ни перечня документов, на основании которых проводился этот расчет, ни перечня документов, в которых содержались сведения, квалифицированные впоследствии как недостоверные.

Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что в ходе проверки Предприятие пояснило, что согласно представленным счетам-фактурам объем потребления газа на территории Ленинградской области в зоне теплоснабжения Пригородного района составляет 6,08 млн.куб.м в 2011 году и 12,75 млн.куб.м в 2012 году, а на территории Санкт-Петербурга в зоне теплоснабжения Пригородного района 105,1889 млн.куб.м в 2011 году и 228,237 млн.куб.м в 2012 году. Но данная информация непосредственно в счетах-фактурах не отражена. Кроме того, есть котельные, которые, находясь на территории одного субъекта, осуществляют поставку тепловой энергии потребителям двух различных субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что документы, подтверждающие вышеуказанные Предприятием объемы (акты сверки объемов потребленного газа за 2011 год и 2012 год, баланс тепловой энергии и мощности указанной котельной по факту 2011 и 2012 годов, счета-фактуры за потребленную тепловую энергию за 2011 и 2012 годы потребителями, расположенными на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга от указанного источника, акты выполненных работ за 2011 и 2012 годы) Предприятие не представило, Комитет пришел к выводу о невозможности проверить правильность перераспределения объемов потребленного газа.

В силу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.

Оценка пояснениям Предприятия административным органом в оспариваемом постановлении не давалась, что свидетельствует о формальном подходе административного органа к рассмотрению дела об административном правонарушении и не отвечает задачам и целям административного производства.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности Комитетом события вмененного Предприятию правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Также в отсутствие указания на документы, в которых содержались недостоверные сведения, невозможно достоверно установить дату представления соответствующих сведений в Комитет. Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении содержат сопроводительные письма к отчетам за 2011 год от 09.02.2012 (л.д.112, том 2), от 29.03.2012 (л.д.115, том 3), к уточненному балансу тепловой энергии за 2012 год от 21.03.2013 (л.д.81, том 4). В последнем письме указано на то, что отчетность за 2012 год представлена письмом от 25.02.2013. Также в материалы дела Комитетом представлено письмо Предприятия от 10.04.2013 о направлении отчетности за 2012 год.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Последним сопроводительным письмом к спорной отчетности является письмо от 10.04.2013, то есть в этот день правонарушение считается оконченным и с этой даты исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности. Однако оспариваемое постановление вынесено административным органом 13.06.2013, следовательно, с нарушением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вменяемое Обществу административное правонарушение отнесено законодателем к административным правонарушениям против порядка управления (глава 19 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ административные правонарушения против порядка управления не входят в перечень правонарушений, для которых установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Вынесение постановления за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности также является основанием для признания его незаконным и отмены.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.06.1013 № 30/1-13, вынесенное в отношении государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья Д.В.Хохлов