НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 № А56-111653/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 февраля 2021 года                                                                     Дело № А56-111653/2020

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания Закировой К.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница № 17 Святителя Николая Чудотворца"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

о признании недействительным предписания в части  

при участии

от заявителя: Матвеева Е.В., доверенность от 09.02.2021, Филатова Н.А., доверенность от 18.01.2021, Попова М.Б., доверенность от 14.01.2021.

от заинтересованного лица: Демидова Д.А., доверенность от 11.01.2021.

установил:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 17 Святителя Николая Чудотворца» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 2.1, 2.2., 2.3 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 17.09.2020 № Ю78-01-09/27-528-2020.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы заявления, представитель Управления возражал против его удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.08.2020 Управлением проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения в Учреждении инфекционных заболеваний, по результатам которого составлен акт от 17.09.2020 № 78-01-09/19-191-2020 и вынесено предписание от 17.09.2020 № Ю 78-01-09/27-528-2020.

Указанным предписанием Учреждению предписано:

1) устранить нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: статей 11, 29, 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ);

2) провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей и других мероприятий, предусмотренных статьями 11, 29, 33 Закона № 52-ФЗ, пунктами 10.7.2 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», пунктами 11.1, 11.2, 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», методическими рекомендациями 3.1/2.1.0186-20 «Рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции  (СОVID-19) при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций»;

2.1) обеспечить при экстренной госпитализации в приемном покое, а также в период нахождения на стационарном лечении лабораторное обследование на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР лиц, пребывающих в Учреждение,

2.2) не допускать превышение вместимости палаты более 2-х коек;

2.3) обеспечить полный сбор эпидемиологического анамнеза и отражать полные сведения в медицинских картах больных.

  Не согласившись с пунктами 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3 предписания, Учреждение оспорило его в судебном порядке.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 4 Закон N 52-ФЗ установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Из пункта 1 статьи 29 этого же Закона следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В статье 33 Закона № 52-ФЗ определено, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, принято постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov", на основании пункта 3.2 которого руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

Управлением в ходе проверки установлено, что при экстренной госпитализации в приемном покое и в период нахождения в стационаре Учреждением не проведено лабораторное обследование методом ПЦР на носительство вируса SARS-CoV-2 ребенка и сопровождающего лица.

Довод заявителя об отсутствии у него обязанности по проведению обследования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР каждого пациента, поступающего в  стационар, не принимается.

Пунктом 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 определено, что в медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Методическими рекомендациями 3.1/2.1.0186-20 установлено, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ходе восстановления деятельности медицинских организаций по их основному профилю необходимо при госпитализации в плановом порядке предусмотреть проведение лабораторного обследования методом ПЦР на носительство вируса SARS-CoV-2 на догоспитальном этапе (не ранее 7 дней до поступления) или (при экстренной госпитализации) отбор проб для проведения соответствующих исследований в приемном отделении стационара (госпитализация таких пациентов до получения результатов исследования должна осуществляться в изоляторы или маломестные палаты наполняемостью не более 2-х коек).

Таким образом, пункт 2.1 предписания является законным и в полной мере соответствует цели предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, предусмотренными санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 11.1, 11.2, СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что диагностика инфекционных и паразитарных болезней включает комплекс медицинских вмешательств, осуществляемый посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, в том числе эпидемиологического осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях установления диагноза. Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливают (с указанием места и времени) наличие контакта с больным инфекционным заболеванием или носителем, с больным животным или сырьем животного происхождения; факта употребления сырой воды, подозрительных продуктов питания; укусов насекомых, членистоногих, нахождения в природных условиях, получения травм, ожогов, ран, проведения медицинских манипуляций (инъекций, гинекологических, стоматологических, хирургических вмешательств и другие); других условий, при которых могло произойти заражение конкретной нозологической формой инфекционной или паразитарной болезни; сведения об иммунизации. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие).

Управлением в ходе проверки установлено, что в медицинской карте стационарного больного № 1032 собранный эпидемиологический анамнез неполный, отражает только информацию о том, что мать в ближайшие 2 недели за пределы города не выезжала, контакт  с СОVID-19 отрицает, что является нарушением названных выше пунктов СП 3.1/3.2.3146-13.

Доказательств, опровергающих данные факты, Учреждение не представило.

Напротив, из представленных в дело документов, следует, что Учреждением во исполнение требований оспариваемого предписания для обеспечения полного сбора эпидемиологического анамнеза разработан отдельный листок в истории болезни с полным перечнем неблагоприятных в эпидемиологическом отношении факторов, перечисленных в санитарных правилах.

Таким образом, пункт 2.3 оспариваемого предписания является законным.

В вину заявителя также вменяется превышение вместимости палаты, а именно: в период с 25.07.2020 по 28.07.2020 ребенок и сопровождающее лицо находились в трехместном боксе, что является нарушением пункта 10.7.2 раздела IСанПиН 2.1.3.2630-10.

Действительно, пунктом 10.7.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что вместимость палат для детей до одного года (кроме новорожденных) должна быть не более чем на 2 койки. Палаты объединяются в отсеки не более чем по 8 коек.

Вместе с тем в рассматриваемом случае помимо трех новорожденных детей в палате совместного пребывания находились матери этих детей.

Таким образом, Управление правомерно вменило Учреждению нарушение пункта 10.7.2 раздела IСанПиН 2.1.3.2630-10.

Поскольку в ходе проверки  установлено нарушение Учреждением требований статей 11, 29, 33 Закона № 52-ФЗ, пункта 10.7.2 раздела IСанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов  11.1, 11.2, СП 3.1/3.2.3146-13, то Управление правомерно выдало заявителю предписание об устранении выявленных нарушений законодательства и /или проведении мероприятий по предотвращению вреда здоровью людей.

Таким образом, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Петрова Т.Ю.