Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 декабря 2023 года Дело № А56-92651/2023
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Роговской П.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Публичное акционерное общество "Ростелеком"
заинтересованное лицо Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решения от 18.07.2023 №202S19230035056
при участии
от заявителя - ФИО1
от заинтересованного лица –ФИО2
установил:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Отделение) об оспаривании решения от 18.07.2023 №202S19230035056.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел из предварительного в судебное заседание.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Фондом вынесено решение № №202S19230035056 от 18 июля 2023 года, согласно которому Публичное акционерное общество "Ростелеком" привлечено к ответственности по ст.17, ч.З Федерального закона от 1 апреля 1996 г № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
На основании п.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
страховой номер индивидуального лицевого счета;
фамилию, имя и отчество;
дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения подлежали представлению по форме СЗВ-СТАЖ вместе с формой ОДВ-1, утвержденной Постановлением ПФР № 507п.
П. 2.3.8 Постановления ПФР № 507п установлено, что код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
В силу п. 2.3.10 Постановления ПФР № 507п графа 9 «Особые условия труда (код)», графа 12 «Основание (код)» и графа 13 раздела «Дополнительные сведения» не заполняются, если особые условия труда не подтверждены документально либо занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных документов, либо уплата страховых взносов по дополнительному тарифу или пенсионных взносов в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отсутствует.
Согласно п. 6.6.10 Постановления ПФР № 507п при отсутствии в Фонде данных об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, или при отсутствии в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений об уплате пенсионных взносов в соответствии с пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключенного в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, за отчетный период, за который страхователем представляется форма СЗВ-СТАЖ, указание кодов особых условий труда (графа 9) или кодов условий досрочного назначения страховой пенсии (графа 12 таблицы раздела 3) не допускается. Исключение составляют периоды с кодами «ДЕКРЕТ», «ВРНЕТРУД», «ВАХТА», «ДЛОТПУСК», «МЕСЯЦ», «МЕДНЕТРУД», непосредственно примыкающие без перерывов к периодам работ с особыми условиями труда.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователем ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» в электронном виде по ТКС были представлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год - 26.02.2021 и за 2021 год - 27.02.2022. Органом ПФР была осуществлена проверка сведений персонифицированного учета, по результатам которой были сформированы протоколы проверки представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 11.03.2021 и от 18.03.2022 соответственно.
В протоколах проверки отчетности СЗВ-СТАЖ за 2020 и 2021 гг. были указаны Перечни выявленных предупреждений и ошибок, в том числе базовые проверки сведений персонифицированного учета, проверка наличия страховых взносов по дополнительному тарифу:
1.Для документов СЗВ-СТАЖ с типом «ИСХОДНАЯ» или «ДОПОЛНЯЮЩАЯ» при наличии в поле «Особые условия труда (код)» раздела 3 формы СЗВ-СТАЖ кода «27-1» в ПФР должны быть данные о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованного лица, занятого на видах работ, перечисленных в подпункте 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ за год отчетного периода, за который подаются сведения раздела 2 формы СЗВ-СТАЖ. Исключение составляют периоды с кодами «ДЕКРЕТ», «ВРНЕТРУД», «ВАХТА», «ДЛОТПУСК», «МЕСЯЦ», «МЕДНЕТРУД», непосредственно примыкающие без перерывов к периодам работ с особыми условиями труда;
2.Для документов СЗВ-СТАЖ с типом «ИСХОДНАЯ» или «ДОПОЛНЯЮЩАЯ» при наличии в поле «Особые условия труда (код)» раздела 3 формы СЗВ-СТАЖ одного из кодов особых условий труда (кроме «27-1» , «28-СЕВ», «27-2» в сочетании со значением 23307000-17541 элемента Код позиции списка) - «27-2», «27-3», «27-4», «27-5», «27-6», «27-7», «27-8», «27-9», «27-10», «27-ОС», «27-ПЖ», или в поле «Основание (код) условий досрочного назначения страховой пенсии» раздела 3 формы СЗВ-СТАЖ одного из значений – «27-11-ГР», «27-11- ВП», «27-12», «27-СП», «САМОЛЕТ», «СПЕЦАВ», «СПАСАВ», «УЧЛЕТ», «ВЫСШПИЛ», «НОРМАПР», «НОРМСП», «РЕАКТИВН», «ЛЕТРАБ», «27-14», «27-15» в ПФР должны быть данные о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 2-18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ за год отчетного периода, за который подаются сведения раздела 2 формы СЗВ-СТАЖ. Исключение составляют периоды с кодами «ДЕКРЕТ», «ВРНЕТРУД», «ВАХТА», «ДЛОТПУСК», «МЕСЯЦ», «МЕДНЕТРУД», непосредственно примыкающие без перерывов к периодам работ с особыми условиями труда.
Протоколы проверки с перечнями выявленных предупреждений и ошибок были направлены в адрес ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» в электронном виде по ТКС 11.03.2021 и 21.03.2022 за 2020 и 2021 годы соответственно.
Так, территориальным органом Фонда по результатам проведенной сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и расчетов о страховых взносах за 2020 год страхователю ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 16.04.2021 по ТКС было направлено в качестве уведомления информационное письмо от 13.04.2021 № 27-06-46/1327 об устранении несоответствий в сведениях индивидуального учета в отношении 518 застрахованных лиц с приложением списка лиц, по которым требуется устранение выявленных несоответствий за отчетный период 2020 года, со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления (не позднее 22.04.2021).
В ответ на указанное Уведомление 20.04.2021 страхователем направлено ходатайство от 20.04.2021 № 11/05/19797/82 о продлении срока на корректировку/пояснения сведений до 31.05.2021.
Позднее, по результатам проведенной территориальным органом Фонда сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в представленных формах СЗВ-СТАЖ и РСВ за 2020 год и 2021 год, страхователю ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 26.04.2022 по ТКС было направлено «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР» и информационное письмо от 25.04.2022 № 4215/2242 об устранении несоответствий в сведениях индивидуального учета, в отношении 367 застрахованных лиц за отчетный период 2020 года и 513 застрахованных лиц за отчетный период 2021 года, с приложением списка лиц, по которым требуется устранение выявленных несоответствий.
При этом в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР за 2020 год в отношении 367 застрахованных лиц и за 2021 год в отношении 513 застрахованных лиц, отраженных в приложении к уведомлению страхователем, не были представлены.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ по факту представления неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2023 № 202S18230028579.
В случае несогласия с фактами, изложенными в Акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, страхователь в соответствии со ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ вправе представить в территориальный орган Фонда в течение 15 дней со дня получения акта, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Страхователем Возражения от 17.07.2023 № 01/05/85496/23 на Акт были представлены в электронном виде по ТКС 17.07.2023.
Рассмотрение Акта, материалов проверки и иных документов, имеющихся у Отделения Фонда, состоялось 18.07.2023 в присутствии представителя страхователя.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Законом № 27-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в присутствии уполномоченного представителя страхователя, в отношении которого проводилась проверка, было вынесено Решение о привлечении к ответственности от 18.07.2023 № 202S19230035056.
При вынесении Решения о привлечении к ответственности Отделением были учтены следующие обстоятельства:
1. На 1 застрахованное лицо за период 2020 года страхователем были представлены 12.01.2023 достоверные сведения индивидуального учета по форме СТАЖ-ПЕНС для расчета страховой пенсии по старости;
2. В результате технического сбоя 18 застрахованных лиц были ошибочно указаны в Приложении к Акту от 09.06.2023 № 202S18230028579.
Сумма финансовых санкций по Решению о привлечении от 18.07.2023 № 202S19230035056 составила 430500,00 руб.
Расчет штрафа произведен на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ (500 рублей в отношении каждого застрахованного лица): 500 руб. *861 застрахованное лицо = 430500.
Решение направлено страхователю по телекоммуникационным каналам связи.
Поскольку ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» не была исполнена обязанность по уплате штрафных санкций по ч.3 ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ, Отделение направило требование от 16.08.2023 № 202S01230041374 об уплате финансовых санкций в размере 430500,00 руб.;
Требование на сумму 430500,00 руб. направлено страхователю по телекоммуникационным каналам связи.
На Решение о привлечении к ответственности от 18.07.2023 № 202S19230035056 ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» представило в Отделение возражения от 25.07.2023 № 01/05/88659/23, в которых страхователь не отрицал факт представления недостоверных сведений и необходимости представления уточненного раздела 3 РСВ «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в отношении 734 застрахованных лиц для подтверждения начисления и уплаты дополнительного тарифа страховых взносов, а также о представлении исправленных сведений о страховом стаже в отношении 48 застрахованных лиц.
В результате дополнительного анализа сведений о страховом стаже, имеющихся на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу выявлено:
1. В отношении 737 застрахованных лиц (348 застрахованных лиц за 2020 год и 389 застрахованных лиц за 2021 год) необходимо устранение ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у СФР;
2. В отношении 76 застрахованных лиц за период 2021 года страхователем были представлены достоверные сведения, подтверждающие начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в составе уточненного раздела 3 РСВ «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в МИФС либо уточняющие сведения о страховом стаже до даты вынесения Решения о привлечении к ответственности (18.07.2023);
3. В отношении 48 застрахованных лиц:
- за период 2020 год исправленные сведения о трудовом стаже представлены в СФР на 1 застрахованное лицо 19.07.2023, на 14 застрахованных лиц – 25.07.2023;
- за период 2021 год исправленные сведения о трудовом стаже представлены в СФР в отношении 33 застрахованных лиц 25.07.2023.
Таким образом, установлено, что на момент вынесения Решения о привлечении от 18.07.2023, при проверке достоверности сведений индивидуального лицевого счета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, не учтены представленные страхователем сведения, подтверждающие начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в составе уточненного раздела 3 РСВ «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в МИФС либо уточняющие сведения о страховом стаже на 76 застрахованных лиц.
Таким образом, в части привлечения страхователя ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» (рег. № 088-027-079410, ИНН <***>) к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 76 застрахованных лиц за отчетный период 2021 года, Решение о привлечении от 18.07.2023 № 202S19230035056 является незаконным в указанной части (38000,00 руб.).
Кроме того, введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Размер санкции должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом постановлении недвусмысленно указано на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.
С учетом изложенного при применении ответственности, установленной 17 Федерального закона № 27-ФЗ, размер штрафа, должен определяться на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
В рассматриваемом случае размер штрафа, определенный Фондом , не отвечает обозначенным выше принципам назначения наказания и подлежит снижению до 20 000 руб., поскольку следует принять во внимание, что Заявителем вменяемое правонарушение совершено по неосторожности, Заявитель ранее не привлекался к ответственности по части 1 стать 17 Федерального закона № 27-ФЗ, то есть правонарушение совершено впервые, незначительный период просрочки, при этом ни Федеральный закон № 212-ФЗ, ни Федеральный закон №27-ФЗ, не устанавливают каких-либо ограничений для снижения сумм наложенных финансовых санкций, тогда как снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда.
С учетом указанных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ, факт утраты юридической силы статьи 44 Закона №44-ФЗ не исключает полномочие суда по снижению размера назначенного штрафа, подлежащего назначению за то или иное правонарушение. Утрата юридической силы статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ свидетельствует лишь о том, что обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность плательщика исключены из полномочий Фонда и должны определяться судебными органами, в связи с чем, право по определению санкций сохранилось у суда.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18.07.2023 №202S19230035056 в части размера штрафа, снизив его до 20 000 руб.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу ПАО «Ростелеком» 3000руб. расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Синицына Е.В.