НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 № А56-107340/2021

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 июля 2022 года Дело № А56-107340/2021

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 июля 2022 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна

заинтересованное лицо Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

о признании недействительным распоряжения от 18.08.2021 № 1707

при участии

от заявителя: Бородач М.В. (по доверенности от 07.02.2022)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании недействительным распоряжения от 18.08.2021 № 1707 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», отрицательного заключения № 29-Р государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. в аренду для осуществления рекреационной деятельности и обязании Комитета по природным ресурсам Ленинградской области выдать положительное заключение государственной экспертизы.

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ИП Лыкосовой Е.А. заключен договор аренды лесного участка, площадью 6,2 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Житковское участковое лесничество, квартал 22 (выделы 1,2,6).

Участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.

В Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предпринимателем был представлен Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Экспертной комиссией, утвержденной распоряжением Комитета от 26.12.2020 № 3565, Проект был рассмотрен и 18.08.2021 вынесено отрицательное заключение № 29 государственной экспертизы освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10.

Отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено распоряжением Комитета от 18.08.2021 года № 1707.

Не согласившись с распоряжением Комитета и заключением государственной экспертизы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), лица, ко­торым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в арен­ду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Порядок разработки и состав проекта освоения лесов установлен Приказом Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 (далее - Приказ № 69).

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЛК РФ обязательно проведение государственной или муниципальной экспертизы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения такой экспертизы установлен Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государ­ственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Приказ № 513). Согласно пункту 2 вышеуказанного Приказа, он вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Рассмотрение проектов освоения ле­сов осуществляется Экспертной комиссией, в состав которой входят должностные лица органа исполнительной власти, независимые эксперты.

Как указано в отрицательном заключении государственной экспертизы, в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке и необоснованно не заполнены столбцы 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» таблицы 4.1 Проекта в отношении части существующих объектов, что не соответствует требованиям предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2012года№69).

Согласно информации, содержащейся в Проекте освоения лесов (далее - Проект), на арендованном лесном участке расположено 8 участков, общей площадью 32 320 кв. м., относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является, а именно:

Земельный участок площадью 1200 +/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:0000000:50877;

Земельный участок площадью 1320+/- 13 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1611;

Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1605;

Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1604;

Земельный участок площадью 1200+/- 24 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1130;

Земельный участок площадью 1200 +/- 24 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1129;

Земельный участок площадью 5000 +/- 24,7 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1128;

Земельный участок площадью 20000 +/- 99 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1127 (стр. 6-7 Проекта).

Как пояснил заявитель, указанные в Таблице 4.1 существующие объекты нелесной инфраструктуры расположены на участках, относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является; указанные объекты арендатором не возводились и им не используются, в связи с чем, возможность подачи проекта освоения лесов и лесных де­клараций, связанных с возведением указанных объектов, у арендатора отсутствовала. По указанной причине заполнение столбцов 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» не представляется возможным. (стр. 15 Проекта)

При сопоставлении информации о существующих объектах, указанных в таблице 4.1 Проекта, с данными публичной кадастровой карты, видно, что некоторые из этих объектов находится вне границ земельных участков, отнесенных к категории зе­мель населенных пунктов. Таким образом, Проект в данной части содержит недостовер­ную информацию.

Как следует из тематической лесной карты (рис.3) Проекта, Заявителем планируется к созданию ряд объектов рекреационного значения (дома для временного пребывания отдыхающих), при этом данные объекты будут непосредственно примыкать к уже существующим на арендованном участке объектам (линия электропередачи и трубо­провод).

Таким образом, примыкание линии электропередачи и тру­бопровода к планируемым к созданию домам необходимо для обеспечения функциониро­вания последних.

Согласно пункту 8 Приказа № 69, раздел "Строительство, реконструкция и эксплу­атация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным зако­нодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проек­тируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Приказ № 69 не содержит положений, уста­навливающих, что при отсутствии эксплуатации существующих на арендованном лесном участке объектов, столбцы 8,9 приложения № 10 заполнению не подлежат.

При неиспользовании объектов, существующих на лесном участке, столбцы 8-9 таблицы 4.1 также подлежали заполнению, а именно указанию в них проектируемого ме­роприятия - эксплуатация не предусмотрена, год проведения - 2021-2028 (срок действия лесохозяйственного регламента).

Суд отмечает, что согласно пункту 7.1 Приказа № 513, в рамках эксперти­зы проекта освоения лесов проводится проверка оформления Проекта, в том числе, пра­вильности заполнения табличных форм (пункт в).

Таким образом, Экспертной комиссией при проведении экспертизы обосновано были установ­лены факты, свидетельствующие о неправильности заполнения табличных форм (таб­лица 4.1.).

В п. 4.1 отрицательного заключения государственной экспертизы указано: в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; информация, отображенная на тематической лесной карте (рис.8), противоречит сведениям таблиц 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта, что не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2042 года №69).

В частности, на стр. 19, 22 Проекта указано, что пункт сосредоточения противопожарного инвентаря предусматривается в существующем объекте - пост охраны, который в соответствии со сведениями, приведенными в тексте Проекта (стр.15, 44, 47), арендатором не используется.

Кроме того на тематической лесной карте (рис.8) щит и навес для размещения противопожарного инвентаря отмечены как существующие в объекте - пост охраны, в то время как в таблицах 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта объект «щит и навес для размещения противопожарного инвентаря» указан как проектируемый.

Таким образом, имеются противоречия в проекте.

Согласно абзацу 10 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 года № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения формирования очагов вредных лесных организмов и (или) с це­лью предотвращения нанесения ущерба лесам вредными лесными организмами и осу­ществляются как на постоянной основе в течение ряда лет, так и в течение одного - двух лет.

Абзац 11 Приказа № 912 устанавливает, что профилактические мероприятия пла­нируются на основании прогноза развития вспышек массового размножения вредных лес­ных организмов в лесах, в которых прогнозируется формирование очагов, или в случае, когда применение иных мер защиты леса запрещено федеральными законами.

Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах и проектах осво­ения лесов.

Согласно абзацу 12, основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований.

В п. 4.2 экспертизы комиссия указала, что сведений о действующих очагах вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на арендованном лесном участке согласно лесохозяйственному регламенту лесничества нет.

При этом арендатором в таблице 5.6.3 Проекта проектируется проведение профилактических биотехнических мероприятий на арендованной лесном участке в 2021-2026 годах.

Проектирование мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования, не соответствует лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества законодательству Российской Федерации (Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 912 "Об утверждении Правил осуществлении мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов").

На стр. 35 Проекта указано, что Заявителем предусматривается использовании технологических процессов, исключающих образование загрязненных сточных вод - устройство локальных очистных сооружений (септики).

Из замечания 5 Отрицательного заключения следует, что Экспертной комиссией при проведении экспертизы Проекта выявлено, что использование септиков планируется непосредственно у объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию.

В связи с чем Экспертная комиссия отметила, что информация, указанная на стр. 15,44,47 Проекта, является недостоверной, поскольку использование очистных сооруже­ний имеет под собой смысл только при использовании объектов, создающих загрязнения сточных вод, то есть объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию.

Таким образом, Заявителем при заполнении табличных форм 4.1, 7.4.2,7.4.3 допущены ошибки, выражающиеся в указании недостоверной информации.

Согласно пункту 10 При­каза № 69, раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные: ведомость лесотаксационных выделов, в которых проек­тируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объ­ектов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Так в замечании 5 также содержится информацию о том, что согласно тематиче­ской лесной карте (рис. 5), которая представляет собой пространственное размещение мероприятий по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, на лесном участке планируется размещение искусственного гнездовья и кормушек для птиц, тогда как в таблице 6.5 информация о данных мероприятиях отсутствует.

Тематическая лесная карта представляет собой про­странственное размещение тех объектов, создание которых запланировано в ведомости, в связи с чем, данные структурные элементы должны соответствовать друг другу.

В нарушение данного пункта заявитель при разработке проекта освоения лесов не указал в ведомости лесотаксационных выделов мероприятия, связанные с размещением искусственных гнездовий и кормушек для птиц, которые отображены на рис. 5 проекта освоения лесов, что является нарушением порядка заполнения табличной формы, преду­смотренной Приказом № 69.

Заявитель ошибочно указал на вышеуказанной тематической лесной карте (рис. 5) объекты, не предусмотренные ведомостью лесотаксационных выделов, что в та­ком случае является нарушением правильности оформления тематической лесной карты.

Комиссия, рассмотрев проект освоения лесов, сделала вывод о том, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, их объемы и содержание не соответствуют целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества, лесному плану Ленинградской области, законодательству Российской Федерации, договору аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; проект освоения лесов не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; в проекте освоения лесов приведены недостоверные сведения о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке.

Экспертная комиссия предложила предпринимателю разработать проект освоения лесов в соответствии: с лесохозяйственным регламентом Рощинского лесничества законодательством Российской Федерации, договором аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; представить проект освоения лесов на повторную государственную экспертизу.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое отрицательное заключение государственной экспертизы № 29-Р является обоснованным и правомерным и подтверждено документально.

Правомерно также и распоряжение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 18.08.2021 № 1007, которым утверждено заключение государственной экспертизы.

Следовательно, требования заявителя, в том числе требования об обязании Комитета выдать положительное заключение, удовлетворению не подлежат.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Индивидуального предпринимателя Лыкосовой Елены Алексеевны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.