Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 июля 2022 года Дело № А56-107340/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 июля 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна
заинтересованное лицо Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании недействительным распоряжения от 18.08.2021 № 1707
при участии
от заявителя: Бородач М.В. (по доверенности от 07.02.2022)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании недействительным распоряжения от 18.08.2021 № 1707 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», отрицательного заключения № 29-Р государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. в аренду для осуществления рекреационной деятельности и обязании Комитета по природным ресурсам Ленинградской области выдать положительное заключение государственной экспертизы.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ИП Лыкосовой Е.А. заключен договор аренды лесного участка, площадью 6,2 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Житковское участковое лесничество, квартал 22 (выделы 1,2,6).
Участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.
В Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предпринимателем был представлен Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
Экспертной комиссией, утвержденной распоряжением Комитета от 26.12.2020 № 3565, Проект был рассмотрен и 18.08.2021 вынесено отрицательное заключение № 29 государственной экспертизы освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10.
Отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено распоряжением Комитета от 18.08.2021 года № 1707.
Не согласившись с распоряжением Комитета и заключением государственной экспертизы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Порядок разработки и состав проекта освоения лесов установлен Приказом Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 (далее - Приказ № 69).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЛК РФ обязательно проведение государственной или муниципальной экспертизы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения такой экспертизы установлен Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Приказ № 513). Согласно пункту 2 вышеуказанного Приказа, он вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Рассмотрение проектов освоения лесов осуществляется Экспертной комиссией, в состав которой входят должностные лица органа исполнительной власти, независимые эксперты.
Как указано в отрицательном заключении государственной экспертизы, в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке и необоснованно не заполнены столбцы 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» таблицы 4.1 Проекта в отношении части существующих объектов, что не соответствует требованиям предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2012года№69).
Согласно информации, содержащейся в Проекте освоения лесов (далее - Проект), на арендованном лесном участке расположено 8 участков, общей площадью 32 320 кв. м., относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является, а именно:
Земельный участок площадью 1200 +/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:0000000:50877;
Земельный участок площадью 1320+/- 13 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1611;
Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1605;
Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1604;
Земельный участок площадью 1200+/- 24 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1130;
Земельный участок площадью 1200 +/- 24 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1129;
Земельный участок площадью 5000 +/- 24,7 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1128;
Земельный участок площадью 20000 +/- 99 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1127 (стр. 6-7 Проекта).
Как пояснил заявитель, указанные в Таблице 4.1 существующие объекты нелесной инфраструктуры расположены на участках, относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является; указанные объекты арендатором не возводились и им не используются, в связи с чем, возможность подачи проекта освоения лесов и лесных деклараций, связанных с возведением указанных объектов, у арендатора отсутствовала. По указанной причине заполнение столбцов 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» не представляется возможным. (стр. 15 Проекта)
При сопоставлении информации о существующих объектах, указанных в таблице 4.1 Проекта, с данными публичной кадастровой карты, видно, что некоторые из этих объектов находится вне границ земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов. Таким образом, Проект в данной части содержит недостоверную информацию.
Как следует из тематической лесной карты (рис.3) Проекта, Заявителем планируется к созданию ряд объектов рекреационного значения (дома для временного пребывания отдыхающих), при этом данные объекты будут непосредственно примыкать к уже существующим на арендованном участке объектам (линия электропередачи и трубопровод).
Таким образом, примыкание линии электропередачи и трубопровода к планируемым к созданию домам необходимо для обеспечения функционирования последних.
Согласно пункту 8 Приказа № 69, раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Приказ № 69 не содержит положений, устанавливающих, что при отсутствии эксплуатации существующих на арендованном лесном участке объектов, столбцы 8,9 приложения № 10 заполнению не подлежат.
При неиспользовании объектов, существующих на лесном участке, столбцы 8-9 таблицы 4.1 также подлежали заполнению, а именно указанию в них проектируемого мероприятия - эксплуатация не предусмотрена, год проведения - 2021-2028 (срок действия лесохозяйственного регламента).
Суд отмечает, что согласно пункту 7.1 Приказа № 513, в рамках экспертизы проекта освоения лесов проводится проверка оформления Проекта, в том числе, правильности заполнения табличных форм (пункт в).
Таким образом, Экспертной комиссией при проведении экспертизы обосновано были установлены факты, свидетельствующие о неправильности заполнения табличных форм (таблица 4.1.).
В п. 4.1 отрицательного заключения государственной экспертизы указано: в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; информация, отображенная на тематической лесной карте (рис.8), противоречит сведениям таблиц 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта, что не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2042 года №69).
В частности, на стр. 19, 22 Проекта указано, что пункт сосредоточения противопожарного инвентаря предусматривается в существующем объекте - пост охраны, который в соответствии со сведениями, приведенными в тексте Проекта (стр.15, 44, 47), арендатором не используется.
Кроме того на тематической лесной карте (рис.8) щит и навес для размещения противопожарного инвентаря отмечены как существующие в объекте - пост охраны, в то время как в таблицах 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта объект «щит и навес для размещения противопожарного инвентаря» указан как проектируемый.
Таким образом, имеются противоречия в проекте.
Согласно абзацу 10 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 года № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения формирования очагов вредных лесных организмов и (или) с целью предотвращения нанесения ущерба лесам вредными лесными организмами и осуществляются как на постоянной основе в течение ряда лет, так и в течение одного - двух лет.
Абзац 11 Приказа № 912 устанавливает, что профилактические мероприятия планируются на основании прогноза развития вспышек массового размножения вредных лесных организмов в лесах, в которых прогнозируется формирование очагов, или в случае, когда применение иных мер защиты леса запрещено федеральными законами.
Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов.
Согласно абзацу 12, основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований.
В п. 4.2 экспертизы комиссия указала, что сведений о действующих очагах вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на арендованном лесном участке согласно лесохозяйственному регламенту лесничества нет.
При этом арендатором в таблице 5.6.3 Проекта проектируется проведение профилактических биотехнических мероприятий на арендованной лесном участке в 2021-2026 годах.
Проектирование мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования, не соответствует лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества законодательству Российской Федерации (Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 912 "Об утверждении Правил осуществлении мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов").
На стр. 35 Проекта указано, что Заявителем предусматривается использовании технологических процессов, исключающих образование загрязненных сточных вод - устройство локальных очистных сооружений (септики).
Из замечания 5 Отрицательного заключения следует, что Экспертной комиссией при проведении экспертизы Проекта выявлено, что использование септиков планируется непосредственно у объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию.
В связи с чем Экспертная комиссия отметила, что информация, указанная на стр. 15,44,47 Проекта, является недостоверной, поскольку использование очистных сооружений имеет под собой смысл только при использовании объектов, создающих загрязнения сточных вод, то есть объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию.
Таким образом, Заявителем при заполнении табличных форм 4.1, 7.4.2,7.4.3 допущены ошибки, выражающиеся в указании недостоверной информации.
Согласно пункту 10 Приказа № 69, раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные: ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Так в замечании 5 также содержится информацию о том, что согласно тематической лесной карте (рис. 5), которая представляет собой пространственное размещение мероприятий по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, на лесном участке планируется размещение искусственного гнездовья и кормушек для птиц, тогда как в таблице 6.5 информация о данных мероприятиях отсутствует.
Тематическая лесная карта представляет собой пространственное размещение тех объектов, создание которых запланировано в ведомости, в связи с чем, данные структурные элементы должны соответствовать друг другу.
В нарушение данного пункта заявитель при разработке проекта освоения лесов не указал в ведомости лесотаксационных выделов мероприятия, связанные с размещением искусственных гнездовий и кормушек для птиц, которые отображены на рис. 5 проекта освоения лесов, что является нарушением порядка заполнения табличной формы, предусмотренной Приказом № 69.
Заявитель ошибочно указал на вышеуказанной тематической лесной карте (рис. 5) объекты, не предусмотренные ведомостью лесотаксационных выделов, что в таком случае является нарушением правильности оформления тематической лесной карты.
Комиссия, рассмотрев проект освоения лесов, сделала вывод о том, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, их объемы и содержание не соответствуют целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества, лесному плану Ленинградской области, законодательству Российской Федерации, договору аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; проект освоения лесов не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; в проекте освоения лесов приведены недостоверные сведения о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке.
Экспертная комиссия предложила предпринимателю разработать проект освоения лесов в соответствии: с лесохозяйственным регламентом Рощинского лесничества законодательством Российской Федерации, договором аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; представить проект освоения лесов на повторную государственную экспертизу.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое отрицательное заключение государственной экспертизы № 29-Р является обоснованным и правомерным и подтверждено документально.
Правомерно также и распоряжение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 18.08.2021 № 1007, которым утверждено заключение государственной экспертизы.
Следовательно, требования заявителя, в том числе требования об обязании Комитета выдать положительное заключение, удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Индивидуального предпринимателя Лыкосовой Елены Алексеевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.