НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2019 № А56-94113/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 ноября 2019 года                                                           Дело № А56-94113/2019

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной столицы»

заинтересованное лицо Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании предписаний  

при участии

от заявителя  - Шабалин И.В., по доверенности от 28.12.2018,

от заинтересованного лица – не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной столицы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пункта 1 предписания  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 28.06.2019 №03.11-111, пунктов 1, 3 предписания от 28.06.2019 №03.11-112.

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

Обществом заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части оспаривании пункта 1 предписания от 28.06.2019 №03.11-111; представитель Общества поддержал заявленные требования в части оспаривания пунктов 1, 3 предписания от 28.06.2019 №03.11-112.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 28.05.2019 №238-р проведена проверка соблюдения Обществом в процессе деятельности установленных требований воздушного законодательства и международных договоров РФ.

В ходе проверки установлено:

- у персонала группы по орнитологическому обеспечению полетов на аэродроме «Пулково» (Соколова А.Б., Зиновьева В.В., Иванова Е.И.) отсутствует официальная подготовка по авиационной орнитологии (контролеров дикой природы), что является нарушением требований статьи 24.1 Воздушного кодекса, пунктов 4.9.1, 4.9.2, 4.9.3, 4.9.4, 4.9.6, 4.9.8 ч. 3 Doc 9137 AN/898 ИКАО «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения», «Руководство по аэропортовым службам»;

- на аэродроме «Пулково» в районе Пулково-3 не закрыты сеткой отстойники очистных сооружений, что является нарушением требований статьи 24.1 Воздушного кодекса, пункта 4.5.6 ч. 3 Doc 9137 AN/898 ИКАО «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения», «Руководство по аэропортовым службам».

Обществу выдано предписание от 28.06.2019 №03.11-112 об устранении выявленных нарушений.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 1, 3 предписания.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии (^.международными стандартами Международной организации гражданской авиации. В рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов Правительство РФ устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов.

Согласно п. 4 (подготовка персонала) Doc 9137-AN/898 Part 3 ИКАО рекомендовано:

П. 4.9.1: Персонал аэропортовых служб контроля дикой природы должен проходить официальную подготовку до начала своей работы в качестве контролеров дикой природы. Такой персонал должен быть компетентен и оснащен соответствующими техническими средствами для выполнения своих задач по обнаружению и разгону популяций представителей дикой природы. Каждое государство, а точнее каждый эксплуатант аэропорта того или иного государства, может устанавливать различные требования к управлению дикой природой вследствие различных экосистем, топографии, географического местонахождения, среды обитания, видов опасностей, рисков и ресурсов. По причине этих различий невозможно подготовить подробные и конкретные инструкции, и поэтому эти инструкции сводятся лишь к общим рекомендациям. Государства в сотрудничестве с национальными комитетами по контролю дикой природы должны готовить и распространять рекомендации по подготовке персонала аэропорта, занимающегося контролем дикой природой в аэропорту. Аэропортам следует включать в свои программы контроля дикой природы процедуры подготовки сотрудников, занимающихся контролем дикой природы.

4.9.2: Следует вести учет подготовки любого сотрудника по вопросам контроля дикой природы в аэропорту и сохранять записи об этом в течение достаточного периода времени в соответствии с положениями программы аэропорта по контролю дикой природы или таким образом, чтобы это отвечало требованиям., выполняемым, при проведении периодических обзоров, внутренних ревизий и проверок сотрудников на предмет их компетенции.

4.9.3: Подготовку персонала аэропортовых служб контроля дикой природы следует проводить силами квалифицированных сотрудников или специалистов по контролю дикой природы в аэропорту, которые имеют подтвержденный опыт работы в этой области. Такие организации, учреждения и отдельных лиц следует таю/се приглашать на совещания и участвовать в работе национальных комитетов по предотвращению столкновений с дикой природы. Минимальную квалификацию персонала, назначаемого для обучения сотрудников по управлению дикой природой в аэропорту, в конечном итоге определяет эксплуатант аэропорта, и, как минимум, такие лица должны быть способны продемонстрировать и подтвердить свою компетентность в этой области работы и предоставить документы, подтверждающие то, что они прошли официальный курс обучения, включая подготовку в качестве инструктора, и/или свой послужной список, свидетельствующий о наличии соответствующего опыта работы в этой области. Однако многие государства признают, что для инструкторов требуется более высокий уровень подготовки и профессионального опыта. Например, Федеральное авиационное управление Соединенных Штатов Америки (ФАУ) включило в свой рекомендательный циркуляр (АС) (150/5200-36А) (см. ссылку на соответствующий сайт в добавлении к настоящему документу) описание квалификационных требований к биологам, занимающимся вопросами дикой природы, которые проводят оценки угроз со стороны представителей дикой природы и составляют учебные программы подготовки персонала аэропорта, занимающегося вопросами устранения возникающей в аэропортах опасности столкновений с обитающими в них представителями дикой природы.

4.9.4: Официальные курсы по подготовке специалистов по предотвращению опасности столкновений с птицами/дикими животными могут проводиться на базе университетов, военных и правительственных учреждений, а также в других учебных заведениях и в коммерческих агентствах и организациях.

4.9.6: Для различных аэропортов могут потребоваться различные уровни и типы начальной и текущей подготовки таких специалистов с учетом характера и специфики угроз столкновений с представителями дикой природы на местах и в соответствии с объемом и сложностью выполняемых в аэропорту полетов, включая типы воздушных судов и частоту воздушных перевозок.

Как минимум, входе начального обучения должно быть изучено и усвоено следующее:

- понимание характера и масштаба проблемы управления дикой природой и определения угрозы на местах в контексте деятельности авиации;

- понимание национальных и местных правил, стандартов и инструктивного материала, связанных с программами аэропорта по управлению дикой природой (использование моделей передовой практики);

- понимание местных экологических и биологических особенностей дикой природы, включая (когда это применимо) понимание важного значения надлежащих режимов стрижки травы на территории аэродрома (известны под названием "высокая" или "длинная" трава), а также выгод их применения для контроля дикой природы;

- важное значение внимательного наблюдения за дикой природой и идентификации ее представителей, включая использование соответствующих справочников;

- местные и национальные законы и правила, касающиеся редких видов, находящихся под угрозой исчезновения, сохранение которых вызывает особую обеспокоенность, а также касающаяся этих видов политика эксплуатанта аэропорта;

- политика и процедуры в отношении сбора и идентификации останков представителей дикой природы, погибших в результате столкновений с воздушными судами;

- долгосрочные (пассивные) меры контроля, включая управление средой обитания на территории аэропорта и его окрестностях, определение объектов привлечения представителей дикой природы, политика в отношении растительности, защита аэронавигационных средств, дренажные системы и практические меры по организации водоемов;

- краткосрочные (активные) тактические меры с использованием хорошо зарекомендовавших себя эффективных средств удаления и разгона представителей дикой природы, а также методы их контроля;

- документация об активности представителей дикой природы, меры контроля и процедуры отчетности (план аэропорта по управлению дикой природой); }) огнестрельное оружие и безопасность на местах, включая использование персональных средств защиты;

-  оценки риска столкновений с представителями дикой природы и принципы управления таким риском, а также то, как они интегрированы в систему управления безопасностью полетов в аэропортах.

4.9.8.: Персонал, занимающийся контролем дикой природы в аэропорту, должен поддерживать уровень своей профессиональной подготовки, что должно быть частью комплексного подхода эксплуатанта аэропорта к организации системы управления безопасностью полетов. Это может быть достигнуто путем ежегодной переподготовки персонала и использования другой системы мониторинга с привлечением для этого своих инструкторов или преподавателей со стороны. Эксплуатанту аэропорта следует определить, какой метод повышения квалификации персонала наиболее приемлемый для него. Если в аэропорту не существует системы поддержания на уровне требований профессиональных навыков или переподготовки персонала, то в этом случае персонал, занимающийся контролем дикой природы в аэропорту, не реже одного раза в три года должен проходить повторную подготовку на предмет соответствия профессиональной квалификации

Кроме знаний и навыков, перечисленных в пп. 4.9.6 и 4.9.7, к сохранению профессиональной компетентности следует отнести:

- проверку огнестрельного оружия на предмет безопасности;

- изменение окружающей среды на местах;

- изменение политики управления риском;

- последние события в области дикой природы в аэропорту;

- улучшение активных и пассивных мер;

- прочие вопросы, знание которых эксплуатант аэропорта считает необходимым.

Общество ссылается на то, что Doc 9137-AN/898 Part 3 ИКАО не является документом обязательным для исполнения в Российской Федерации.

Порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации до настоящего времени не разработан Правительством РФ.

В соответствии со ст. 69 Воздушного кодекса РФ, правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.09г. №128 содержит главу «Орнитологическое обеспечение полетов» (пп. 8.24-8.26) - не содержит положений, аналогичных ИКАО.

Согласно п. 4.5.6 Doc 9137-AN/898 Part 3 ИКАО рекомендовано: водоемы во многих частях света могут представлять собой особую опасность по той причине, что они очень привлекательны для птиц. Избежать этого можно, если накрывать их сетками, чтобы птицы туда не залетали, или огораживать их, перекрывая доступ к ним передвигающимся по земле птицам, или делать подходы к ним более крутыми, или делать их менее привлекательными для птиц, применяя другие методы.

Свалки пищевых отходов/мусора также могут быть весьма привлекательны для птиц и часто являются причиной прокладывания птицами своих маршрутов перелета над территорией аэропорта. Предотвратить доступ к источникам корма можно путем принятия соответствующих мер по их ликвидации либо с помощью установки сеток/заграждений вокруг таких объектов, что может стать эффективным средством, позволяющим отпугнуть от них птиц или других представителей дикой природы

Общество в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенных регулярных наблюдений на аэродроме «Пулково», в районе Пулково-3 (квадрат Е-4) установлено, что в указанные отстойники птицы не залетают, не находятся.

Суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено достаточных и бесспорных доказательств наличия в действиях Общества нарушений: рекомендации по подготовке по авиационной орнитологии в Российской Федерации не разработаны; в районе отстойкников очистных сооружений птицы не залетают.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            Признать недействительными пункты 1, 3 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.06.2019 №03.11-112.

            Принять отказ от заявленных требований в части оспаривания пункта 1 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.06.2019 №03.11-111. Производство по делу в данной части прекратить.

            Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной Столицы» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

            Обществу с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной Столицы» возвратить из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Катарыгина В.И.