НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 № А56-952/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 августа 2020 года Дело № А56-952/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения»

к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области

о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления от 04.10.2019 №45-09-05/18-3476

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.02.2020,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 29.05.2020, ФИО3 по доверенности от 10.06.2020,

установил:

Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – Управление, УФК) от 04.10.2019 №45-09-05/18-3476.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в период с 10.06.2019 по 13.08.2019 Управлением в отношении Учреждения проведена плановая проверка использования субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 (ИКМ: 2019ПВ08110144500024).

В ходе проверки были выявлены следующие бюджетные нарушения:

В нарушение требований, установленных статьей 33, пунктами 1, 3 статьи 133, статьями 162 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон №5-ФЗ), статьями 17, 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ), абзацем первым пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон №1244-1), пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее – Постановление №2123-1), пунктами 1, 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура (далее - Правила) источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №861 в 2017-2018 годах Учреждением использованы средства, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно: ежемесячные денежные выплаты предоставлены гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания) в сумме 252310,28 рублей.

В нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ, статьями 17, 28.2 Закона № 181-ФЗ, абзацем первым пункта 3 статьи 14 Закона № 1244-1, пунктом 1 Постановления № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска», пунктами 1, 2 Правил, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861, во взаимосвязи со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Учреждением в 2017-2018 годах излишне выплачены компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к категории членов семьи.

В нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ), пунктов 3,4 раздела I, пункта 387 раздела VII Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пункта 152 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2010 №162н, с учетом полномочий, закрепленных статьей 162 БК РФ, Учреждением в проверяемом периоде не осуществлялся учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц на забалансовом счете 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц», в части расчетов по выплатам ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан через отделения УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиалы ФГУП «Почта России» по договору от 30.12.2015 №1274/КС/15 и через отделения (филиалы) ПАО «Сбербанк» по договору от 15.01.2016 № 55022500 в общей сумме 2 769 116 947,20 рублей (перечислены выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан через отделения УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиалы ФГУП «Почта России» и через отделения (филиалы) ПАО «Сбербанк»: в 2017 году-1 441 264 491,15 рубль; в 2018 году - 1 327 852 456,05 рублей.

В нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 2 и 3 раздела I, пункта 254 раздела IV Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, с учетом полномочий, закрепленных статьей 162 БК РФ, Учреждением в 2017-2018 годах допущено 24 случая регистрации факта хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по счету 1 302 62 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению» и 24 случая регистрации факта хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по чету 1 302 21 «Расчеты по услугам связи» не в соответствии с первичными учетными документами.

В нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пункта 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 раздела I Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной т месячной отчетности об исполнении бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191 н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», с учетом полномочий, закрепленных статьей 162 БК РФ, Учреждением в 2018 году составлена бухгалтерская (бюджетная) отчетность по состоянию на 01.01.2019 (Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма по ОКУД 0503169) на 01.01.2019) не на основе данных, содержащихся в Главной книге, регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по счету 1 302 21 «Расчеты по услугам связи», в части расчетов за оказанные услуги почтовой доставки ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в сумме 249 325,15 рублей, и тем самым допущено нарушение (риск) правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

С целью устранения выявленных нарушений уполномоченным лицом было составлено и выдано Представление от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476, в соответствии с которым на заявителя были возложены следующие обязанности:

1. по пункту 1 - осуществить действия, направленные на устранение
выявленных нарушений, приведших к нецелевому использованию средств
федерального бюджета, в том числе путем взыскания указанных средств порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;

2. по пункту 2 - осуществить действия, направленные на установление
родства совместно проживающих граждан, выявить излишне перечисленные
средства на компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с учетом совместно проживающих членов семьи и принять меры к возврату средств федерального бюджета;

3. по пункту 3 - осуществить действия, направленные на ведение и восстановление учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц на забалансовом счете 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» в срок до 01.07.2020;

4. по пункту 4 - осуществить действия, направленные на регистрацию фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета в соответствии с первичными учетными документами, произвести сверку расчетов по договору от 30.12.2015 № 1274/КС/15 по состоянию на 01.01.2020.

5. по пункту 5 - осуществить действия, направленные на ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ.

Учреждение оспорило названное Представление в части пунктов 1 и 2 в судебном порядке.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Согласно статье 10 Закона №5-ФЗ, преамбуле к Закону №181-ФЗ, статье 5 Закона №1244-1 предусмотренные данными Федеральными законами меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно статье 23.2 Закона №5-ФЗ, статье 28.2 Закона №181-ФЗ, статье 5.1 Закона № 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Пунктом 1 Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 областного закона Ленинградской области от 30.12.2005 № 130-оэ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения» (далее - Областной закон № 130-оз) настоящим областным законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения наделяются администрации муниципальных районов и городских округов.

Согласно пункту 9 статьи 2 Областного закона № 130-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по назначению денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделения особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2015 №139 «Об утверждении Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области, проведения реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области и изменения их типа» (далее - Постановление № 139) и распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.09.2015 № 379-р «О создании Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Единый выплатной центр» (далее - Распоряжение № 379-р) создано Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Единый выплатной центр» (далее - ГКУ ЕВЦ).

Из правового анализа приведенных нормативных правовых актов в их системной взаимосвязи, следует, что форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, исходя из чего законодательный орган Ленинградской области принял Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2016 № 7 «О единой системе расчета ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 02.05.2007 №99 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» (далее - Положение), в пределах, предоставленных ему федеральным законом полномочий.

Положение действовало в период с 01.07.2017 по 28.03.2018.

Устав ГКУ ЕВЦ согласован распоряжением председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 03.11.2015 №756 и утвержден распоряжением комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 15.10.2015 № 702.

В соответствии с пунктом 2.1. Устава ГКУ ЕВЦ (в ред. от 15.03.2017) предметом его деятельности является предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг, в том числе в части перечисления социальных выплат гражданам.

Согласно пункту 2.3.3. Устава (в ред. от 15.03.2017) ГКУ ЕВЦ принимало участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов, в том числе денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.

В соответствии с пунктами 2.3., 2.3.3. Устава ГКУ ЕВЦ (в ред. от 17.10.2017) для достижения основных целей деятельности Учреждение вправе осуществлять основные виды деятельности, в том числе участие в предоставлении мер социальной поддержки в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов.

Согласно пункту 2.4. Устава ПСУ ЕВЦ (в ред. от 17.10.2017) исчерпывающий перечень основных видов деятельности Учреждения утверждается правовым актом Учредителя.

Согласно пункту 3 исчерпывающего перечня основных видов деятельности ГКУ ЕВЦ, утвержденного Распоряжением комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 26.12.2017 № 850 ГКУ ЕВЦ принимало участие в предоставлении мер социальной поддержки в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов, в том числе денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 3.6. Положения решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается органом социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня получения им документов, указанных в пунктах 2.1 - 2.7.1, 2.10 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 7 Положения установлен регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячной денежной компенсации:

7.1. Органы социальной защиты населения:

2) поддерживают Единую региональную автоматизированную информационную систему «Социальная защита Ленинградской области» в актуальном состоянии, в том числе осуществляют внесение в нее информации органов записи актов гражданского состояния по умершим гражданам;

на основании информации ГКУ ЕВЦ о возврате средств ежемесячной денежной компенсации в связи с невозможностью их зачислений на счета граждан, переплате средств ежемесячной денежной компенсации проводят с гражданами работу по установлению реквизитов для перечисления ежемесячной денежной компенсации, по добровольному возврату и удержанию излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации.

7.2. ГКУ ЕВЦ:

на основании сведений Единой региональной автоматизированной информационной системы «Социальная защита Ленинградской области» формирует актуальные списки получателей ежемесячной денежной компенсации и в соответствии с заключенным с уполномоченной организацией соглашением направляет (в электронном виде в установленном соглашением формате) в уполномоченную организацию списки получателей из числа:

граждан, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 1.2 настоящего Положения, - ежемесячно до 27-го числа текущего месяца, за который производится расчет ежемесячной денежной компенсации (далее - расчетный месяц),

граждан, указанных в подпунктах «б», «г» и «д» пункта 1.2 настоящего Положения, - ежемесячно до 16-го числа текущего месяца;

обеспечивает перечисление средств на выплату ежемесячной денежной компенсации в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего Положения;

на основании информации органов социальной защиты населения производит удержание излишне перечисленных сумм ежемесячной денежной компенсации.

7.3. Уполномоченная организация:

1) в соответствии с агентскими договорами и соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными с организациями ЖКХ, в том числе с управляющими организациями, имеющими лицензию на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на срок действия лицензии:

ежемесячно получает от организаций ЖКХ сведения о наличии (отсутствии) у получателей ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо нарушении условий соглашения о погашении задолженности и сведения (об объемах потребленных услуг за предыдущий месяц, нормативах потребления коммунальных услуг, площади жилого помещения, численности проживающих граждан, тарифах на жилищно-коммунальные услуги) для расчета ежемесячной денежной компенсации гражданам, указанным в подпунктах «а» и «в» пункта 1.2 настоящего Положения;

осуществляет проверку наличия действующих лицензий управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, в которых проживают получатели ежемесячной денежной компенсации (информация о лицензировании управляющих организаций размещается комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области);

ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа граждан, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сумм рассчитанной ежемесячной денежной компенсации за расчетный месяц, сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №443-ФЗ, в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);

ежемесячно до 22-го числа текущего месяца представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей из числа граждан, указанных в подпунктах «б», «г» и «д» пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом № 443-ФЗ (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);

ежемесячно в соответствии с установленными соглашением с ГКУ ЕВЦ сроками и форматом передачи сведений информирует ГКУ ЕВЦ о прекращении ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства (пребывания);

один раз в квартал до 10-го числа второго месяца, следующего за месяцем окончания квартала, направляет получателям ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 1.2 настоящего Положения, письменные уведомления о произведенных за квартал расчетах ежемесячной денежной компенсации в разрезе отдельных видов жилищно-коммунальных услуг.

7.5. В случае отсутствия заключенного организацией ЖКХ договора
(соглашения) об информационном взаимодействии по предоставлению
ежемесячной денежной компенсации с уполномоченной организацией получатели
ежемесячной денежной компенсации обращаются в уполномоченную организацию
с квитанциями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для расчета
ежемесячной денежной компенсации и подтверждения отсутствия задолженности
по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов)
либо исполнения соглашения о реструктуризации задолженности по оплате жилого
помещения и(или) коммунальных услуг.

7.6. На основании договоров (соглашений) с органами социальной защиты
населения об информационном взаимодействии по предоставлению ежемесячной
денежной компенсации организации ЖКХ направляют в органы социальной
защиты населения:

до 04.07.2017 списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа граждан, указанных в подпункте «в» пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сумм рассчитанной ежемесячной денежной компенсации за июнь 2017 года, сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности;

до 22.06.2017 списки получателей из числа граждан, указанных в подпунктах «б», «г» и «д» пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности.

Согласно пункту 8.1. Положения Органы социальной защиты населения несут ответственность за назначение ежемесячной денежной компенсации и достоверность сведений, содержащихся в Единой региональной автоматизированной информационной системе «Социальная защита Ленинградской области», в соответствии с действующим законодательством.

8.2. ГКУ ЕВЦ несет ответственность за полноту и своевременность
перечисления ежемесячной денежной компенсации на счета граждан в
соответствии с действующим законодательством.

Уполномоченная организация несет ответственность за правильность и полноту расчета размера ежемесячной денежной компенсации, достоверность сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, своевременность передачи ГКУ ЕВЦ списков получателей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с требованиями пункта 7.3 настоящего Положения, своевременность представления сведений о выбытии получателей ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства, полноту информирования о произведенных расчетах ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Граждане несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений, дающих право на предоставление ежемесячной денежной компенсации.

Граждане обязаны в 10-дневный срок сообщать в орган социальной защиты населения по месту получения ежемесячной денежной компенсации об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации либо ее прекращение (приостановление).

По вопросам назначения ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в орган социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством.

По вопросам определения размера ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в уполномоченную организацию.

По вопросам выплаты ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в ГКУ ЕВЦ.

Положение утратило силу 28.03.2018 в связи с изданием постановления Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 № 78 «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, состава денежных доходов лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7.2 областного закона от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области», учитываемых при исчислении среднего денежного дохода, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка, в редакции действующей в период с 29.03.2018 (за исключением отдельных положений) по 14.07.2018 решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации и (или) ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации и(или) ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) и документов, указанных в приложении к настоящему Порядку.

Пунктом 5 Порядка установлен регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячной денежной компенсации.

5.2. Уполномоченная организация:

1) в соответствии с агентскими договорами и соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными с организациями жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с управляющими организациями, имеющими лицензию на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на срок действия лицензии:

ежемесячно получает от организаций ЖКХ сведения о наличии (отсутствии) у получателей ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо нарушении условий соглашения о погашении задолженности и сведения об объемах потребленных услуг за предыдущий месяц, нормативах потребления коммунальных услуг, площади жилого помещения, численности проживающих граждан, тарифах на жилищно-коммунальные услуги для расчета ежемесячной денежной компенсации получателям из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка;

ежемесячно анализирует информацию, размещенную комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте, о наличии у управляющих организаций действующих лицензий по управлению многоквартирными домами, в которых проживают получатели ежемесячной денежной компенсации;

ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка, с указанием сумм рассчитанной ежемесячной денежной компенсации за расчетный месяц, сведений об отсутствии (наличии) у получателя ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом №443-ФЗ (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);

ежемесячно до 22-го числа текущего месяца представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «з», «к», «л» подпункта 1 и подпункте 2 пункта 1.1 настоящего Порядка, с указанием сведений об отсутствии (наличии) задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо выполнении (нарушении) условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом № 443-ФЗ (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);

ежемесячно в соответствии с установленными соглашением с ГКУ ЕВЦ сроками и форматом передачи сведений информирует ГКУ ЕВЦ о перемене места жительства получателей ежемесячной денежной компенсации;

один раз в квартал до 10-го числа второго месяца, следующего за месяцем окончания квартала, направляет получателям ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка, письменные уведомления о произведенных за квартал расчетах ежемесячной денежной компенсации в разрезе отдельных видов жилищно-коммунальных услуг.

5.3. В случае отсутствия заключенного организацией ЖКХ договора
(соглашения) об информационном взаимодействии по предоставлению
ежемесячной денежной компенсации с уполномоченной организацией получатели
ежемесячной денежной компенсации обращаются в уполномоченную организацию
с квитанциями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для расчета
ежемесячной денежной компенсации и подтверждения отсутствия задолженности
по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов)
либо исполнения соглашения о реструктуризации задолженности по оплате жилого
помещения и(или) коммунальных услуг.

5.4. Уполномоченная организация несет ответственность за: правильность и
полноту расчета размера ежемесячной денежной компенсации; своевременность и полноту получения от организаций ЖКХ сведений, необходимых для расчета ежемесячной денежной компенсации и ее выплаты в связи с отсутствием у получателя задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отдельных их видов) либо соблюдением условий соглашения о погашении задолженности; своевременность передачи ГКУ ЕВЦ списков получателей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с требованиями пункта 5.2 настоящего Порядка; своевременность представления сведений о выбытии получателей ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства; полноту информирования о произведенных расчетах ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.

5.5. По вопросам определения размера ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в уполномоченную организацию.

На основании изложенного, в период с 01.07.2017 по 01.07.2018 Учреждение не принимало участия в назначении ежемесячной денежной компенсации и осуществляло только ее перечисление получателям на основании сведений, полученных из Уполномоченной организации, и информации внесенной в автоматизированную информационную систему «Социальная защита Ленинградской области» органами социальной защиты (комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области).

В связи с чем, в действиях Учреждения отсутствует вина за образовавшуюся переплату в связи с перечислением ежемесячной денежной компенсации гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания), а также гражданам с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к категории членов семьи в период с 01.07.2017 по 01.07.2018. Ответственность за назначение данной компенсации была возложена на органы социальной защиты (комитеты по социальной защите населения районов Ленинградской области). В связи с тем, что Учреждение не является правопреемником комитетов по социальной защите населения районов Ленинградской области, то не может нести ответственность за действия, осуществляемые комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области.

Таким образом, вывод об использовании Учреждением средств, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на цели, не соответствующие целям их предоставления является необоснованным.

По пункту 2 спорного представления.

В соответствии с областным законом от 09.04.2018 № 28-оз «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Ленинградской области, и отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной защиты населения и признании утратившими силу некоторых областных законов и отдельных положений областных законов» осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Ленинградской области, и отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной защиты населения администрациями муниципальных районов прекращено с 01.07.2018.

С 02.07.2018 осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Ленинградской области, и отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной защиты населения в Бокситогорском, Волосовском, Волховском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Кировском, Лодейнопольском, Лужском, Подпорожском, Приозерском, Сланцевском, Тихвинском, Тосненском районах и Сосновоборском городском округе возложено на Учреждение.

На основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 13.06.2018 № 297-р «О Ленинградском областном государственном казенном учреждении «Единый выплатной центр» (далее - Распоряжение № 297-р) и Распоряжения № 379-р ГКУ ЕВЦ переименовано в Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В период с 02.07.2018 по 31.12.2018 обязанность по извещению Учреждения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров компенсационных выплат или их прекращение, лежала на получателях компенсационных выплат (с 02.07.2018 по 28.03.2018 в соответствии с пунктом 8.4. Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2016 № 7 граждане несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений, дающих право на предоставление ежемесячной денежной компенсации. Граждане обязаны в 10-дневный срок сообщать в орган социальной защиты населения по месту получения ежемесячной денежной компенсации об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации либо ее прекращение (приостановление); с 29.03.2018 по 31.12.2018 в соответствии с пунктом 4.1. Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 № 78 (далее - Порядок) при утрате получателем права на получение ежемесячной денежной компенсации, изменении количества граждан, проживающих в жилом помещении, места проживания, персональных данных и(или) способа выплаты получатель ежемесячной денежной компенсации обязан в течение 30 дней со дня наступления указанных обстоятельств сообщить об их возникновении в ЛОГКУ «ЦСЗН».

В соответствии с пунктом 4.2. Порядка в случае представления получателями ежемесячной денежной компенсации сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка (за исключением сведений об изменении персональных данных), ЛОГКУ «ЦСЗН» принимает решение о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации (изменении размера, способа выплаты ежемесячной денежной компенсации) в течение шести рабочих дней со дня получения соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт наступления указанных обстоятельств).

Принимая во внимание, несвоевременное предоставление получателями компенсационных выплат сведений о перемене места жительства, Учреждение продолжало выплаты компенсаций после наступления событий, влекущих их прекращение.

В период с 03.07.2018 по 10.10.2018 обязанность по предоставлению в Учреждение сведений о государственной регистрации смерти граждан лежала на органах ЗАГС, что подтверждается:

- соглашением № 168 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 169 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 170 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 171 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 172 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 173 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 174 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Кингисеппского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 175 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Киришского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 176 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 177 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 178 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 179 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 180 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Подпорожского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 181 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 182 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 183 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Сосновоборского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 184 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Тихвинского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения»;

- соглашением № 185 от 03.07.2018 о предоставлении сведений о государственной регистрации рождения и смерти граждан комитетом (управлением, отделом) ЗАГС администрации Тосненского муниципального района Ленинградской области Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения».

По инициативе органов ЗАГС, соглашениями № 168 - № 185 от 10.10.2018, заключенными между администрациями муниципальных районов Ленинградской области, управлением записи актов гражданского состояния Ленинградской области, комитетом по социальной защите населения Ленинградской области и Учреждением расторгнуты вышеуказанные соглашения в связи с переходом на получение сведений о государственной регистрации смерти граждан через автоматизированную информационную систему межведомственного взаимодействия Ленинградской области.

Денежные средства, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан использованы Учреждением на те цели, на которые они предусматривались, то есть на выплату ежемесячных денежных компенсаций жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В период с 02.07.2018 по 31.12.2018 выявлено следующее.

ФИО4, являлась получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации с 01.04.2015, умерла 14.10.2018. Денежные средства в размере 38148,45 руб. были перечислены на ее счет в апреле 2016 года, расчет компенсации осуществляла управляющая компания, что подтверждается скриншотом из Единой региональной автоматизированной информационной системы «Социальная защита Ленинградской области».

Принимая во внимание, что данные денежные средства были выплачены гражданке при жизни, их нельзя расценивать как нецелевое использование денежных средств, выплаченных после смерти.

ФИО5, являлась получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации, умерла 07.08.2018. Распоряжением ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в Ломоносовском районе (далее - Филиал) от 26.11.2018 № 7533 выплата прекращена с 01.09.2018. Сведения о смерти ФИО5 стали известны Учреждению только 26.11.2018 в связи с поступившим в адрес Филиала запросом нотариуса, что подтверждается входящим штампом Учреждения от 26.11.2018 на запросе нотариуса.

Следовательно, выплата федеральной ежемесячной денежной компенсации ФИО5 после смерти за сентябрь 2018 года в размере 846,87 руб., не может быть признана нецелевым использованием данных денежных средств, так как денежные средства были выплачены в соответствии с целью их предоставления, а также в связи с отсутствием сведений о смерти гражданки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что пункты 1 и 2 спорного представления недействительны, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от 04.10.2019 №45-09-05/18-3476 в части пунктов 1 и 2.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.