НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2017 № А56-86485/16

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 августа 2017 года                                                                     Дело № А56-86485/2016

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель общество с ограниченной ответственностью «ЗСК-Стандарт»,

заинтересованное лицо Балтийская таможня,

о взыскании задолженности по возврату авансовых платежей в размере 606 341,52 руб., процентов в размере 14 280,50 руб.,

при участии

от заявителя: представитель не явился (извещен),

от заинтересованного лица: представитель Шележонкова А.В. по доверенности от 12.01.2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЗСК-Стандарт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Балтийской таможни (далее – таможня) задолженности по возврату авансовых платежей в размере 606 341,52 руб., процентов в размере 14 280,50 руб.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения требований.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя; направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы таможни в судебном заседании, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела,решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2015 (резолютивная часть от 02.03.2015) по делу № А45-1151/2015 в отношении ликвидируемого должника - общества с ограниченной ответственностью «ЗСК-Стандарт» (ИНН 7536111756, ОГРН 1107536004476, юр. адрес: 630004, Новосибирск, Вокзальная магистраль 1/1) открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Клемешов Олег Владимирович (ИНН 540320590911, страховой номер индивидуального лицевого счета 012-507-415 99, адрес для направления корреспонденции: 630079, Новосибирск, а/я № 17), член НП «Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих» (адрес: 644122, г. Омск, ул. 5 армии, д. 4, оф. 1; ОГРН 1025402478980; ИНН 5406240676).

ООО «ЗСК-Стандарт» уплатило Балтийской таможне авансовые платежи в размере 8 066 000 руб., что подтверждается платежными поручениями № 768 от 30.12.2013 на сумму 50 000 руб., № 111 от 03.03.2014 на сумму 50 000 руб., № 129 от 17.03.2014 на сумму 15 000 руб., № 138 от 18.03.2014 на сумму 36 000 руб., № 147 от 21.03.2014 на сумму 15 000 руб., № 398 от 13.08.2014 на сумму 6 000 000 руб., № 399 от 13.08.2014 на сумму 1 900 000 руб.

19.04.2016 исх. № 186 конкурсным управляющим должника было направлено заявление о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных Обществом в качестве авансовых платежей.

Согласно отчету, предоставленному Балтийской таможней от 05.05.2016 №15-10/19617 (т.д. 1, л.д. 24-30), по состоянию на 28.04.2016 на лицевом счету заявителя, открытого в Балтийской таможне, числятся денежные средства в размере 606 341,52 руб.

Общество направило в таможню заявление (вх. от 25.07.2016 №27853) о возврате авансовых платежей в размере 606 341,52 руб.

Однако, ответа на указанное заявление в адрес Общества не поступало, денежные средства не возвращены.

Считая свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на наличие у него права на возврат в судебном порядке авансовых платежей.

Согласно пункту 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.

В силу пункта 3 данной статьи денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ).

Таким образом, правовой режим авансовых платежей четко определен законодателем и предусматривает сохранение права собственности лица, внесшего указанные платежи, вплоть до распоряжения ими, в том числе путем подачи заявления на их возврат.

По правилам пункта 5 статьи 73, статьи 90 ТК ТС возврат авансовых платежей осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 1 статьи 122 Закона №311-ФЗ).

В силу части 3 статьи 122 Закона №311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;

2) документы, указанные в частях 4 - 7 настоящей статьи, в зависимости от статуса лица;

3) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.

В соответствии с частью 9 статьи 122 Закона №311-ФЗзаявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен настоящей статьей, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии со статьей 147 Закона № 311-ФЗ и на основании приказа ФТС России от 22.12.2010 №2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (далее – Приказ №2520) для принятия решения о возврате денежных средств в таможенный орган необходимо предоставить заявление установленной формы и соответствующие документы.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых указан в части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 147 Закона №311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» указал, что рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим. Согласно статьям 147 и 149 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.

Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона № 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в арбитражный суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ.

Согласно части 3 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона №311-ФЗпри отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

Заявитель ссылается на неполучение мотивированного отказа таможни. Следовательно, у заявителя имеются основания полагать, что заявление подано в форме, соответствующей закону, с приложением всех необходимых документов.

Как пояснила таможня в своем отзыве, в ответ на заявление о возврате авансовых платежей таможней принято решение об оставлении заявления Общества без рассмотрения, в связи с непредставлением необходимых документов (справка из банка, из ИФНС или заверенная надлежащим образом копия для подтверждения принадлежности указанного в заявлении расчетного счета организации), а также заполнением заявления не по установленной форме (на заявлении отсутствовала печать организации), о чем Общество уведомлено письмом от 26.07.2016 №15-10/33604. Данное письмо было направлено по юридическому адресу Общества, однако вернулось в таможню в связи с отсутствием адресата. 28.11.2016 представитель Общества Мешкова К.А., действующая по доверенности, получила копию письма таможни, о чем имеется ее подпись.

В данном случае заявление о возврате авансовых платежей (вх. от 25.07.2016 №27853) подписано конкурсным управляющимООО «ЗСК-Стандарт» Клемешовым Олегом Владимировичем.

В силу части 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

В силу части 2 статьи 126 Закона № 127-ФЗ руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В силу пункта 4 части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, пунктов 2, 3 части 5 статьи 122 Закона № 311-ФЗ с заявлением о возврате авансовых платежей юридические лица предоставляют копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей (с переводом на русский язык), засвидетельствованную в нотариальном порядке и образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке.

Материалами дела подтверждается, что указанная обязанность арбитражным управляющим Клемешовым О.В., выполняющим функции руководителя должника, исполнена: заявление о возврате авансовых платежей содержит личную подпись конкурсного управляющего, к заявлению приложены доказательства уплаты авансовых платежей, нотариальные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, нотариальные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, нотариальные копии решения Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2015 по делу №А45-1151/2015 и определения Арбитражного суда Новосибирской области от 29.02.2016 по делу №А45-1151/2015, а также нотариально заверенный образец подписи лица, подписавшего заявление.

В материалы дела также представлены справка ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях от 25.10.2016 и справка от Сибирской дирекции Акционерного коммерческого межрегионального топливно-энергетического банка «Межтопэнергобанк».

Доказательств наличия иных, законных, препятствий к возврату названной суммы авансовых платежей таможней в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Факт уплаты Обществом платежными поручениями№ 768 от 30.12.2013, № 111 от 03.03.2014, № 129 от 17.03.2014, № 138 от 18.03.2014, № 147 от 21.03.2014, № 398 от 13.08.2014, № 399 от 13.08.2014 авансовых платежей в размере 8 066 000 руб. подтверждается материалами дела и не оспаривается таможней.

Таким образом, в отсутствие по материалам дела иных законных препятствий к возврату авансовых платежей суд считает требования заявителя законными и обоснованными.

Обществом также заявлено требование о взыскании с таможни процентов в размере 14 280,50 руб.

Согласно части 6 статьи 147 Закона №311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

По состоянию на 25.07.2016 сумма авансового платежа, подлежащая возврату Обществу, составляла 606 341,52 руб.

Согласно пункту 1 Указания Банка России от 11.12.2015 № 3894-У, в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11 декабря 2015 года № 37) с 1 января 2016 года, значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

Согласно Информации Центрального банка РФ от 10.06.2016 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,50% годовых» с 14.06.2016 размер ключевой ставки составляет 10,5% годовых.

В соответствии с Информацией Центрального банка РФ от 16.09.2016 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых» с 19.09.2016 размер ключевой ставки составляет 10% годовых.

Таким образом, за период с 26.08.2016 по 18.11.2016 проценты на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, не возвращенную в установленный срок, составляют 14 280 руб. 50 коп.

Расчет процентов произведен Обществом в соответствии с действующим законодательством и проверен судом. Контррасчет таможней не представлен.

Таможня не представила в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ надлежащего опровержения заявленных требований ни по праву, ни по размеру.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными по размеру и по праву, соответствуют положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, Закона №311-ФЗ и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЗСК-Стандарт» задолженности по авансовым платежам в размере 606 341 руб. 52 коп., проценты в размере 14 280 руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                         Анисимова О.В.