Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, Смольного ул., дом 6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 февраля 2024 года Дело № А56-71309/2023
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2024 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Орловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Тахавиевой Д.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ГУП "ТЭК СПб"
(адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит, А; ОГРН 1027810310274);
ответчик: Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга",
(адрес: 196650, Санкт-Петербург, Колпино город, Ленина проспект, 70, ОГРН: 1027808760484)
о взыскании задолженности,
при участии:
от истца: представитель Ильина С.А. по дов. от 02.11.2023 г.,
от ответчика: представитель Моздухова Н.В. по дов. от 07.07.2023 г.,
установил:
Истец – Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику - Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга», о взыскании задолженности в размере 397 569,26 руб. по оплате повышающего коэффициента в отношении жилых помещений, расположенных в городе Санкт-Петербурге согласно приложению № 1, пени в размере 46 603,80 руб., пени, начисленные с 01.07.2023 до даты фактического исполнения обязательства, рассчитанные в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и 11.883 руб. возмещения расходов по госпошлине.
К судебному заседанию 06.02.2024 Ответчик предоставил отзыв на исковые требования, Истец, в свою очередь, представил возражения на отзыв, уточнил исковые требования и просил взыскать с Колпинского РЖА задолженности по оплате повышающего коэффициента в размере 357 610 руб. 25 коп., за период 01.2021 – 12.2022 (общий период по всему списку жилых помещений), пени по неисполненному обязательству по состоянию на 06.02.2024 в размере 113 753,90 руб. (по пункту 14 статьи 155 ЖК РФ), а также пени, начисленные с 07.02.2024 до даты фактического исполнения обязательства, рассчитанные также в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал. В отзыве на исковое заявление указал, что часть помещений перешли на прямые договоры
с ресурсоснабжающей организацией, часть находятся в частной собственности, некоторые не заселены (свободны от третьих лиц), в каких-то квартирах имеются приборы учета, а также, что часть многоквартирных домов включена в программу реновации и подлежит сносу, в связи с чем, устанавливать индивидуальные приборы учета там нецелесообразно.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Истец оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению на основании прямых договоров в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, адреса которых указаны в Приложении № 1 к исковому заявлению (далее – Жилые помещения).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 261 «Об энергосбережении») установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) собственником Жилых помещений (частей жилых помещений) является город Санкт-Петербург.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 № 202 «Об изменении целей и предмета деятельности Санкт-петербургских государственных казенных учреждений - районных жилищных агентств» и распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 № 145-р «Об утверждении примерной формы устава Санкт-петербургских государственных казенных учреждений - районных жилищных агентств» государственные казенные учреждения - районные жилищные агентства осуществляют полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.3.5.34. типовой формы устава Санкт-Петербургских государственных казенных учреждений – районных жилищных агентств (далее – РЖА), утвержденной Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 № 145-р, РЖА осуществляет организацию мероприятий, направленных на обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета, используемых энергетических ресурсов в МКД, расположенных на территории района, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, а также индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в расположенных в МКД, находящихся на территории района, жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и нежилых помещениях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга.
Таким образом, если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ, как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, в связи с чем, Предприятие обратилось к Колпинскому РЖА с требованием об уплате задолженности как разницы между платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за предоставленную услугу по нормативу потребления (без применения указанного коэффициента).
Действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Исходя из системного толкования положений части 1 статьи 157 ЖК РФ, абзаца 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета.
Поскольку жилые помещения расположены в Колпинском районе Санкт-Петербурга, полномочия Санкт-Петербурга как собственника возложены на Санкт -Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга».
По отдельным доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, Истцом представлен отзыв, в котором подробно указаны соответствующие контраргументы, которые судом исследованы и признаны обоснованными.
Предприятие пояснило, что в связи с предоставлением Колпинским РЖА сведений по показанием индивидуальных приборов учета по части жилых помещений (Загородная ул., д. 58, лит. А, кв. 32; Загородная ул., д. 54, лит. А, кв. 8; Загородная ул., д. 45, лит. А, кв. 5; Трудящихся б-р, д. 39, лит. А, кв. 173; Трудящихся б-р, д. 39, лит. А, кв. 328) был сделан перерасчет и стоимость повышающего коэффициента была снята.
Ответчик заявляет, что помещения, расположенные по адресам: Трудящихся б-р, д. 39, лит. А, кв. 349, Загородная (Колпино) ул., д. 58 лит. А, кв. 9, Загородная (Колпино) ул., д. 54, лит. А, кв. 30 находятся в частной собственности, что не позволяет начислять повещающий коэффициент на РЖА. Однако Истец пояснил, что данное обстоятельство изначально было отраженно в расшифровках начислений, следовательно, требования, предъявленные Предприятием законны.
Так же в расчетах Истца учтено, что собственники МКД расположенных по адресам Загородная (Колпино) ул. д. 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 54, 57, 58, 60, 61, Садовая (Металлострой) ул., д. 22 перешли на прямые договоры с ГУП «ТЭК СПб» с 01.07.2022, соответственно начисления повышающего коэффициента производились с даты заключения Прямого договора, что также отраженно в расшифровках начислений.
Настаивая на отказе в удовлетворении исковых требований, Ответчик также ссылается на то, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Колпино, Загородная ул., дд. 31,32,33,34,37,40,42,43,44,45,46,47,49,50,52,54,56,58,61 включены в адресный перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории в г. Колпино, в связи с чем, согласно части 1 статьи 13 Закона № 261 «Об энергосбережении», требований об обязательной установке узлов учета на такие дома не распространяются.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Таким образом, в список домов, освобождённых от установки приборов учета попали тех из них, где реновация будет проведена в течение трех лет.
Сроки проведения реновации могут быть достаточно продолжительными, а тем временем дома не оснащаются необходимыми счетчиками, что в свою очередь дискредитирует государственные цели и задачи по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В виду чего, срок, установленный в данной норме закона, является определяющим при решении вопроса об освобождении от обязанности по установке измерительных приборов.
Ответчик ссылается на Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2022 № 624 «О региональной программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге» на 2011-2015 годы», которым приняты решения о развитии 22 застроенных территорий в 9 районах города и согласно Приложению № 4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1372, многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Колпино, Загородная ул., д.д. 31,32,33,34,37,40,42,43,44,45,46,47,49,50,52,54,56,58,61 включены в адресный перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории г. Колпино.
По указанным нормативным актам трехлетний срок на проведение реновации, установленный частью 1 статьи 13 ФЗ № 261 «Об энергоснабжении», истек. Ответчик не представил документов, подтверждающих, что указанные дома расселены, снесены или что в отношении них ведутся какие-либо работы по совершению указанных действий.
Истцом была начислена ответчику плата в связи с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период 01.2021 – 12.2022 по жилым помещениям, находящимся в собственности Санкт-Петербурга.
Неоплаченная задолженность по оплате повышающего коэффициента за период 01.2021 – 12.2022 (общий период по всем помещениям) с учетом уточнения составила 357 610, 25 руб.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Размер пени по неисполненным обязательствам составляет 113 753,90 руб. 40 коп., по состоянию на 06.02.2024.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение статьи 65 и части 1 статьи 131 АПК РФ ответчик не представил допустимые и достоверные доказательства, опровергающие исковые требования.
Представленный истцом расчет задолженности и пеней проверен судом
и признан не противоречащим действующему законодательству.
Оценив в совокупности и взаимной связи документы, представленные
в материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению, с отнесением расходов по госпошлине, на основании статьи 110 АПК РФ, на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» в пользу Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» 357.610 руб. 25 коп. долга, 113.753 руб. 90 коп. неустойки, неустойку, начисленную на задолженность, в соответствии с п.14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с 07.02.2024 до даты фактического исполнения, и 15.000 руб. расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Орлова Е.А.