Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Санкт-Петербург
06 февраля 2006 г. Дело № А56-59375/2005
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Л.П.Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.П.Загараевой,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
истец Компания «Комплюс Ресорсис Лимитед»
ответчикМИФНС РФ № 4 по СПб
о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: пр. Суворова А. В. дов. от 22.08.05 г.
от ответчика: гл. спец. ФИО1 дов. № 03-09/7530 от 24.10.05 г.
установил:
Компания «Комплюс Ресорсис Лимитед» обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС РФ № 4 по СПб о признании недействительным решения № 09-13/0412 от 18.09.05 г.
Заинтересованное лицо требования не признало по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил:
19 июля 2005 года иностранная организация Компания «Комплюс Ресорсис Лимитед» (далее - Компания), имеющая представительство на территории Российской Федерации, расположенное в г. Санкт-Петербурге, представила в Межрайонную инспекцию № 4 ФНС РФ по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС) налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года (далее - Декларация).
В соответствии с разделом 1.1. Декларации сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика, составила 284 661 рубль.
В соответствии с разделом 1.2. Декларации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента по доходу, выплаченному иностранной организации «Riversand Holding Ltd», составила 1 150 898 рублей.
Двумя платежными поручениями в федеральный бюджет иностранной организацией был перечислен НДС в размере 1 150 898 руб. (платежное поручение №309 от 30.06.2005 г.) и НДС размере 284 661 руб. (платежное поручение №354 от 20.07.2005 г.)
Руководствуясь Правилами указания информации, идентифицирующей лицо, оформившее расчетный документ на перечисление налога (Приложение №5 к Приказу Минфина от 24.11.2004 г. №106н), иностранная организация перечислила указанный НДС, в обоих платежных поручениях указав статус налогоплательщика (плательщика сборов) -юридическое лицо («01»), что подтверждается указанными платежными поручениями №309 и №354.
Руководствуясь данными, указанными налогоплательщиком в этих платежных поручениях, Межрайонная Инспекция в тот же день (30.06.2005 г. и 20.07.2005 г. соответственно) зачислила суммы в размере 1 150 898 руб. и 284 661 руб. на счет иностранной организации-налогоплательщика.
Таким образом, обязательства иностранной организации как налогоплательщика по НДС за июнь 2005г. были ею своевременно и надлежащим образом исполнены.
При этом на основании представленной в Межрайонную Инспекцию налоговой декларации по НДС за июнь 2005г. НДС, исчисленный по данным налогового агента и подлежащий уплате в бюджет, составил сумму в размере 1 150 898 руб. Платежного поручения на сумму, исчисленную по данным налогового агента и подлежащую уплате в бюджет по НДС за июнь 2005г., с указанием требования перечислить ее на НДС по статусу налогового агента («02») в Межрайонную Инспекцию от иностранной организации не поступало.
10.08.2005г. в Межрайонную Инспекцию от иностранной организации поступило Письмо (Исх. №18/08 от 09.08.2005) с просьбой «зачесть сумму, уплаченную в качестве налогоплательщика (т.к. был ошибочно указан код) в размере 1 150 898,00 руб., как уплату НДС в статусе налогового агента».
Подтвердив данным Письмом факт уплаты НДС в размере 1 150 898,00 руб. в качестве налогоплательщика, иностранная организация просила его зачесть на уплату НДС в статусе налогового агента, спустя два месяца после его уплаты в качестве налогоплательщика.
Руководствуясь данными, указанными в платежном поручении №309, Межрайонная Инспекция зачислила НДС в размере 1 150 898,00 руб. на погашение задолженности по НДС налогоплательщика.
Таким образом, к моменту поступления от иностранной организации указанного Письма Межрайонная Инспекция объективно не могла зачесть эту сумму, поскольку у иностранной организации отсутствовала переплата.
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Пункт 4 ст. 174 НК РФ предусматривает, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Так, в целях своевременного и правильного исчисления и уплаты налога в ситуации, изложенной в п.4 ст. 174 НК РФ, налоговое законодательство четко разграничивает понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент», определения которых даются в ст. 19 и ст.24 НК РФ соответственно. НК РФ предусматривает соответственно разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
Таким образом, указание статуса лица, перечисляющего налоги (сборы) в соответствующий бюджет, является обязательным реквизитом, позволяющим налоговому органу, выступающему в данном случае налоговым администратором поступлений в бюджет, правильно и своевременно зачислить поступившие денежные средства.
Это подтверждается Правилами заполнения расчетного документа (Приложение №5 к Приказу Минфина от 24.11.2004 г. №106н), которые прямо предписывают, что «информация, идентифицирующая плательщика средств..., указываемая в платежных документах в соответствии с приложениями №№ 1-4 к настоящему приказу, является обязательной к заполнению при наличии в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса», который определяет лицо, непосредственно оформившее документ.
Разнесение налоговыми органами поступивших сумм налогов и сборов в карточки «Расчеты с бюджетом» производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов).
В случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 «Статус лица, оформившего документ», а именно налогоплательщик, являясь налоговым агентом, заполнил поле 101 расчетного документа значением «01» (налогоплательщик), указанный платеж не может быть разнесен в карточку «Расчеты с бюджетом» со статусом «02».
Таким образом, налогоплательщик был вправе обратиться в налоговый орган с письменным заявлением на возврат сумм ошибочно перечисленного налога в соответствии с положениями статьи 78 части I Налогового кодекса Российской Федерации.
Зачет в вышеизложенной ситуации в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах невозможен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Л. П. Загараева