Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург
05 июля 2005 г. Дело № А56–16558/2005
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи И.А.Исаевой
при ведении протокола судебного заседания судьей И.А.Исаевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС России по Невскому району Санкт-Петербурга
к ОАО «Российские железные дороги»
филиалу ОАО «РЖД» «Октябрьская железная дорога»
«Санкт-Петербургскому отделению Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (Санкт-Петербургское отделение)
Структурному подразделению Санкт-Петербургского отделения «Локомотивное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский»
о взыскании 31256 руб. 37 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: Лысцева Т.В., дов. № 16/3484 от 28.02.05г.;
от заинтересованного лица: Калугина Е.В., дов. б/н от 30.12.04;
установил:
Инспекция ФНС России по Невскому району Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» 31256 руб. 37 коп. штрафных санкций по Решению № 558 от 22.11.2004г.
Общество возражало против заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд установил.
По результатам выездной налоговой проверки ОАО «РЖД» налоговым органом принято Решение № 558 от 22.11.2004г., в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафных санкций (по налогу на доходы физических лиц) в сумме 8244 руб. 56 коп.;
- по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ – штрафные санкции 111,81 руб. (неуплата единого социального налога);
- по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ – штрафные санкции 22900 руб. (непредставление сведений)
В судебном заседании установлено и подтверждено налоговым органом, о чем сделана запись в протоколе судебного заседания, что задолженность по налогу на доходу физических лиц отражена в акте и налоговом решении на 15.10.04г. в сумме 41222,81 руб.
Согласно Решения о проведении выездной налоговой проверки от 14.10.04 определен период проверки налогоплательщика по НДФЛ с 01.01.2001г. по 30.09.2004г.
Фактически налоговый инспектор в этой части дополнительно проверил период деятельности налогоплательщика с 01.10.2004г. по 29.10.2004г. без соответствующего решения руководителя налоговой инспекции.
Учитывая изложенное, то что в ходе проверки налоговым органом нарушены требования п. 2 ст. 31, п.п 1,2 ст. 33 Налогового кодекса РФ, оснований для привлечения к налоговой ответственности не имелось, так как размер налога, из которого исчислены штрафные санкции, не доказан на дату проверки.
В налоговом решении установлена недоимка по ЕСН в сумме 559 руб. 07 коп. за 2001 г. в результате невключения в налогооблагаемую базу пособий, выплаченных матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 111,81 руб. (п. 5 Решения, пп. 2.2.2 Акта).
Указом Президента № 1110 установлены ежемесячные компенсационные выплаты (с 1.01.01г.в размере 50 руб.) отдельным категориям граждан, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В определении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.03г. № 56пв-03, которым отменено определение кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.03 № КАС 03-165 и оставлено в силе решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.03 № ГКПИ 02-1461, сделан вывод о том, что ежемесячная компенсационная выплата относится к числу предусмотренных законодательством гарантий и установлена с целью частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.
Это согласуется и с положениями ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которым женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Характер, цель и источники таких выплат, а также круг лиц, имеющих право на их получение, позволяет отнести названные выплаты к компенсационным, перечисленным в пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
Согласно этой норме не подлежат обложению единым социальным налогам все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органом местного самоуправления компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Компенсационная выплата, установленная Указом Президента № 1110, подпадает под понятие компенсационных выплат. Следовательно, выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не подлежат обложению единым социальным налогом.
В соответствии с п. 4 Решения (п. 2.1.7 Акта) не представлены сведения о доходах, полученных 412 физическими лицами в 2001 году, 24 физическими лицами в 2002 году, 22 физических лица в 2003 году, по сроку не позднее 1.04.02г. за 2001г., не позднее 1.04.03г. за 2002 г., не позднее 1.04.04г. за 2003 год штрафные санкции по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ составили 22900 руб.
В соответствии с передаточным актом от 30.09.2003г. ОАО «РЖД» является правопреемником
В силу положений п. 2 ст. 50 Налогового кодекса РФ к правопреемнику не может быть применена ответственность по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за налоговые правонарушения, допущенные правопредшественником в 2001-2003 гг., вина ОАО «РЖД» во вмененном правонарушении отсутствует (436 чел. Х 50) штрафные санкции – 21800 руб.
Согласно материалов проверки установлено, что общество осуществляло выплату материальной помощи пенсионерам-ветеранам, бывшим работникам железной дороги в пределах 2000 руб.
В ст. 217 Налогового кодекса РФ перечислены виды доходов физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). П. 28 данной нормы предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., полученные за налоговый период в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
Поскольку указанные виды доходов физических лиц не подлежат налогообложению, то есть являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, то у лица, выплатившего физическому лицу такой вид дохода, не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с данного вида дохода, а также обязанности по представлению в налоговый орган сведений о сумме исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога.
При таких обстоятельствах у организации отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога с таких выплат, а следовательно, обязанности по представлению налоговому органу сведений о выплаченных этим лицам суммах доходов, в пределах 2000 руб., в виде материальной помощи.
Учитывая изложенное, заявленное требование является необоснованным по праву и размеру, и не подлежит удовлетворению.
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2005г.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья И.А.Исаева