Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 марта 2007 года Дело № А56-41863/2006
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2007 года.
Полный текст решения изготовлен марта 2007 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Сайфуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сайфуллиной А.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Межрайонная ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу
заинтересованное лицо Муниципальный Совет МО муниципального округа №54
о взыскании налоговой санкции
при участии
представителя заявителя Косенко Т.А. доверенность от 19.07.06 №16/07518
представителя заинтересованного лица Карданова А.Н. доверенность от 09.0.2007г.
установил:
Межрайонная ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Муниципального Совета МО муниципального округа №54 (далее – Совет) задолженности в сумме 134433,65 рублей.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Совета в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд определил рассмотреть дело в данном судебном заседании по имеющимся в материалах дела документам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд установил следующее:
Инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки было вынесено Решение от 13.04.2006 №138 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение).
В соответствии с Решением:
-Совет был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения:
üпредусмотренного статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в сумме 61783,00 рубля,
üпредусмотренного статьей 126 НК РФ за непредставление документов в виде штрафа в сумме 5150,00 рублей,
-Совету предлагалось перечислить
üштрафные санкции в общей сумме 66933,00 рублей,
üпени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 76500,65 рублей,
-Совету предлагалось представить в Инспекцию
üсведения о доходах физических лиц,
üвнести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
На основании вынесенного Решения Инспекцией были направлены в адрес Совета:
Требование от 20.042006 №588 об уплате налоговой санкции (ст. 123 НК РФ) в сумме 61783,00 рублей
Требование от 20.042006 №589 об уплате налоговой санкции (ст. 126 НК РФ) в сумме 5150,00 рублей
Требование №2025 об уплате налога по состоянию на 20.04.2006г. об уплате пени в сумме 76500,65 рублей.
Решение и Требования были направлены в адрес Совета почтовыми отправлениями, что подтверждается соответствующими реестрами, представленными в материалы дела.
Поскольку Требование об уплате налоговой санкции в добровольном порядке исполнено не было, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
По мнению Совета, Инспекцией было неправильно применены нормы НК РФ, поскольку Совет не должен был удерживать налог на доходы физических лиц - депутатов. Представитель Совета указывал на то, что ежемесячные компенсационные выплаты депутатам, предусмотренные нормативными актами органа местного самоуправления (постановлениями Муниципального совета муниципального образования), не облагаются названным налогом на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в ходе проверки Инспекция установила, что Совет в 2003-2005 годах не исчислял и не удерживал налог с доходов физических лиц - выплат депутатам, установленных «Положением о компенсации затрат, связанных с депутатской деятельностью» утвержденных Постановлением Совета от 11.04.2001 №8/38.
По мнению Инспекции, предусмотренные положением выплаты не относятся к иным выплатам и компенсациям, установленным действующим законодательством, и подлежат налогообложению в общем порядке.
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В статье 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Правовая регламентация муниципальной службы, в том числе требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 08.01.98 №8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
В статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2000 №53-8 "О муниципальной службе в Санкт-Петербурге" указано, что муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законами Санкт-Петербурга, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности подразделяются на:
-выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
-муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудового договора.
Денежное содержание лиц, замещающих должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей, регламентируется Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 №356-36 "О реестрах муниципальных должностей в Санкт-Петербурге" (далее - Закон № 356-36).
В частности, согласно статье 2 названного закона денежное содержание лиц, занимающих должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей, состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу (в том числе за особые условия труда, выслугу лет), денежных премий по результатам труда.
Размеры должностных окладов лиц, занимающих должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей, устанавливаются согласно приложению 1.
В силу статьи 3 Закона №356-36 руководители органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в соответствии с уставами муниципальных образований в пределах утвержденных фондов оплаты труда могут самостоятельно:
-устанавливать лицам, занимающим должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальных служащих (за исключением главы муниципального образования - главы местной администрации и председателя муниципального совета), надбавки к должностным окладам за сложность, напряженность, специальный режим работы и высокие достижения в труде в размере до 50 процентов должностного оклада;
-производить премирование лиц, занимающих должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальных служащих (за исключением главы муниципального образования - главы местной администрации и председателя муниципального совета), в размерах, определяемых с учетом личного вклада работника в общие результаты труда;
-оказывать лицам, занимающим должности, перечисленные в Реестре выборных муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальных служащих (за исключением главы муниципального образования - главы местной администрации и председателя муниципального совета), материальную помощь.
Установление надбавок к должностным окладам за сложность, напряженность, специальный режим работы и высокие достижения в труде (в размере до 50 процентов должностного оклада), премирование (в размерах, определяемых с учетом личного вклада работника в общие результаты труда), оказание материальной помощи главе муниципального образования - главе местной администрации и председателю муниципального совета производятся по решению Муниципального совета.
Из приведенных норм законодательства следует, что по решению руководителя органа местного самоуправления могут выплачиваться надбавки к должностным окладам за сложность, напряженность, специальный режим работы и высокие достижения в труде, премии и материальная помощь в пределах утвержденных фондов оплаты труда.
В данном случае согласно Положению персональные ежемесячные выплаты депутатам производятся из трансфертов населению. Перечисленными федеральными законами, законами Санкт-Петербурга Совету не предоставлено право устанавливать депутатам подобные выплаты.
Представитель Совета указывает на то, что произведенные выплаты активистам общественных организаций следует рассматривать как адресную социальную помощь, которая согласно пункту 8 статьи 217 НК РФ не подлежит налогообложению.
Из текста представленного в материалы дела постановления от 07.05.2003 №9/42 «О подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга» усматривается, что Советом организовывается праздничное мероприятие в честь дня города; на поощрение активистов общественных организаций выделяются денежные средства в сумме 21000,00 рублей.
Согласно пункту 8 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
-налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;
-работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или налогоплательщику, являющемуся своим работником, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
-налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации;
-налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
-налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.
В материалы дела не представлены документы подтверждающие, что выплаченные активистам денежные средства могут быть отнесены к выплатам налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи. Советом не представлена адресная программа, не представляется возможным сделать вывод о том, что получившие выплаты граждане относятся к малоимущим и социально незащищенным гражданам.
Какие либо возражения относительно привлечения Совета к налоговой ответственности за непредставление документов на основании статьи 126 НК РФ в размере 5150,00 рублей Советом не предоставлены, правомерность вынесенного решения в данной части Советом не оспаривается.
Согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки обязан уплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом приведенных норм суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.
Оценив документы, представленные в материалы дела, суд полагает, что довод Совета о не обоснованности предъявленных Инспекцией требование не основаны на нормах права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Совета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4188,66 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные МИФНС России №24 по Санкт-Петербургу требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципальный Совет МО муниципального округа №54 (ОГРН 1037825024874, ИНН 7811073027, место нахождения 193239 г.Санкт-Петербург, Далневосточный пр., дом 42):
в доход соответствующего бюджета
налоговые санкции в сумме 66933,00 рублей,
пени начисленные за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 76500,65 рублей,
в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4188,66 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Сайфуллина А.Г.