НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2014 № А56-68951/13

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 марта 2014 года                                                                          Дело № А56-68951/2013

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2014 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2014 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Исаевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Икко Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Развитие»

заинтересованное лицо:

1. ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области

2. УФНС России по Ленинградской области

о признании недействительными решений от 26.07.2013 № 4293, от 08.10.2013 № 16-21-03/12439@

при участии

-от заявителя: ФИО1, доверенность от 03.02.2014 № 35; ФИО2, доверенность № 37 от 28.02.2014;

-от заинтересованного лица: 1) ФИО3, доверенность от 28.01.2014 б/н; ФИО4, доверенность от 11.11.2013 № 18-07/25315; ФИО5, доверенность б/н от 28.08.2013; 2) ФИО6, доверенность № 05-06/15747 от 16.12.2013;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области от 26.07.2013 № 4293 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Ленинградской области от 08.10.2013 № 16-21-03/12439@.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.

Заявитель представил возражение на отзыв, поддержал требования в полном объеме, а ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

УФНС России по Ленинградской области возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, доводы налогового органа соответствуют выводам, изложенным в мотивировочной части оспариваемого решения.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой, составлен акт камеральной налоговой проверки № 11-07/17676 от 21.05.2013.

По результатам рассмотрения указанного акта камеральной налоговой проверки, с учетом возражений налогоплательщика и результатов мероприятий дополнительного налогового контроля налоговый орган вынес Решение от 26.07.2013 № 4293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 5 723 руб. 99 коп., ему доначислен земельный налог  в сумме 5 723 994 руб., а также начислены пени в размере 189 982 руб. 06 коп.

Решением УФНС России по Ленинградской области от 08.10.2013 № 16-21-03/12439 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Заявитель, не согласившийся с вынесенными решениями, считая их незаконными и необоснованными, не соответствующими положениям НК РФ обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 26.07.2013 № 4293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Ленинградской области от 08.10.2013 № 16-21-03/12439, полагает следующее.

Общество осуществляет строительство дачных домов на земле сельскохозяйственного назначения» вид разрешенного использования: дачное строительство.

Общество сотрудничает с некоммерческими партнерствами при использовании земельных участков ДНП «Солнечное», ДНП «Сосновое», ДНП «Радужное». Строительство и градостроительное регулирование осуществляется в соответствии с Проектом планировки и застройки территории, утвержденным Постановлением Администрации Муниципального образования «Лескодовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области за № 109 от 13.07.2012 года.

Согласно статье 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одна из которых -земли сельскохозяйственного назначения.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства; и/или приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.

Налоговый Кодекс не устанавливает зависимости налоговой ставки от того, кто является обладателем земельного участка. В статье 394 НК РФ не говорится о том, что налоговую ставку в размере не более 0,3 процента следует устанавливать только в отношении налогоплательщиков - физических лиц.

Строительство дачных домов осуществляется на основании утвержденного муниципальным органом Проекта организации и застройки территории ДНП, а также вышеуказанного Проекта планировки территории. На построенные дачные дома имеются свидетельства о регистрации права собственности, выданные уполномоченным органом. Регистрация права собственности осуществляется в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества на основании пункта 3 статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ «О государственной, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Получение разрешения на строительство не требуется на основании подпункта 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 31 НК РФ не предусмотрено право налоговых органов проверять условия землепользования.

Порядок надзора и контроля за условиями землепользования установлен статьями 71-73 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в совместном Информационном письме Управления Росрегистрации и Управления Роснедвижимости по Московской области от 30.10.2006 N 4, определение разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" соответствует разрешенному использованию (назначению) земельного участка "для ведения дачного строительства "или" дачный земельный участок".

Таким образом, в отношении земельного участка, в кадастровой выписке о котором по виду разрешенного использования указано "для ведения дачного строительства", должна применяться налоговая ставка земельного налога 0,3 процента, установленная в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Сведения государственного кадастра являются определяющими, при исчислении земельного налога.

Вывод налогового органа о том, что ставка земельного налога, не превышающая 03%, может применяться только некоммерческими организациями, а также, выполняющими одновременно два существенных условия, а именно: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначениям), - противоречит буквальному содержанию подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Вывод налогового органа об отсутствии в документах и пояснениях налогоплательщика доказательств использования земельных участков для дачного строительства не соответствует  действительности.

Суд не может согласиться с доводами налогоплательщика по следующим основаниям.

Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки было установлено, что Общество в проверяемом периоде являлось собственником 477 земельных участков с кадастровыми номерами  47:07:1502001:169, 47:07:1502001:366 по 47:07:1502001:1150, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лесколово, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельных участков: для дачного строительства. Данное обстоятельство не отрицается Обществом.

Согласно абзацу 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В спорный период на территории Всеволожского муниципального района, на территории которого расположены спорные земельные участки, ставки земельного налога установлены вышеназванным Решением МО Совета депутатов Лесколовское сельское поселение в размере 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (представленных) для жилищного строительства;

-приобретенных (представленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

В отношении прочих земельных участков ставки земельного налога - 1,5 процента.

Обществом в Инспекцию была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой Общество исчислило земельный налог на указанные участки по ставке 0.3 %, установленной пунктом 4.1 Решением Совета депутатов МО Лесколовское сельское поселение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Порядок установления ставок земельного налога регулируется налоговым законодательством.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - законами указанных субъектов Российской Федерации; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга).

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований и законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок, которые не могут быть превышены налоговыми ставками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Предельными размерами ограничены ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 1 пункта 1); в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1).

В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В спорный период на территории Всеволожского муниципального района, на территории которого расположены земельные участки, решением Совета депутатов Всеволожского муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.11.2011 № 91 «Об установлении и введении в действие земельного налога» установлены ставки земельного налога:

1)    0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства или животноводства;

2) 0,15 процента в отношении земельных участков, находящихся в составе
садоводческих и огороднических объединений;

3) 0,12 процента в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных объединений;

4) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что на принадлежащих ООО «Развитие» на праве собственного земельных участках (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства) Обществом осуществляется строительство домов и объектов инфраструктуры, кроме того, указанные земельные участки используются налогоплательщиком для продажи.

Доказательств использования земельных участков для сельскохозяйственного производства Обществом не представлено.

В соответствии с порядком, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона о 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Поскольку Общество использовало спорные земельные участки в коммерческих целях, не имеется оснований считать неправильным вывод о том, что земельный налог не может им уплачиваться в размере 0,3 процента.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Ленинградской области (решением от 08.10.2013 № 16-21-03/12439) решение ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области от 26.07.2013 № 4293 оставлено без изменения. Оспариваемое решение УФНС России по Ленинградской области не нарушает прав и законных интересов Общества, не возлагает на налогоплательщика каких-либо налоговых обязательств.

При таких обстоятельствах, оспариваемые ненормативные акты налоговых органов соответствует положениям НК РФ, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Расходы заявителя по уплате госпошлины возлагаются на заявителя как сторону по делу.

Руководствуясь статьями 170-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Развитие» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                       Исаева И.А.