Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 августа 2021 года Дело № А56-21564/2021
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Виноградовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гирсовой С.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства"
ответчик: ООО "ФундаментСтрой"
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта
при участии
от истца Селедец М.А. представитель по доверенности от 11.06.2021
от ответчика Боровая Н.В. представитель по доверенности от 07.07.2021, Зайцев М.В. представитель по доверенности от 07.07.2021
установил:
Истец - СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" обратился в суд с иском к ответчику - ООО "ФундаментСтрой" о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.
Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец в исковом заявлении указывает, что25.12.2017 между СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (Заказчик, Дирекция) и ООО «ФундаментСтрой» (Ответчик, Подрядчик) заключен государственный контракт Санкт-Петербурга от № П-91 (Контракт) на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту «Строительство 9-го проезда (подъездная дорога к автовокзалу Парнас»)» (Объект).
В соответствии с п. 1.1. Контракта, Заказчик поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить инженерные изыскания и разработать Заказчику проектную документацию (документация) по Объекту для нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Заданием на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по Объекту (далее - Задание), Календарным планом работ, строительными нормами и правилами, другими правовыми актами, действующими в сфере строительства и проектирования
Цена работ по Контракту согласно п. 2 Дополнительного соглашения от 28.10.2019 № З-П-54 к Контракту составляет 9 952 038, 25 руб.
Согласно п. 4.2. Контракта, начало выполнения работ с момента заключения Контракта; окончание выполнения работ - 05.11.2020.
Дополнительным соглашением № 4-П-86 от 19.11.2019 стороны продлили срок действия Контракта до 23.11.2020.
Дополнительным соглашением № 6-П-82 от 29.10.2020 срок действия
Контракта был продлен до 10.12.2021.
В соответствии с п. 5.1.8.1 Контракта, Подрядчик обязан после получения положительного заключения государственной экспертизы, сдать откорректированную по замечаниям государственной экспертизы документацию на утверждение Заказчику в установленном порядке, в сроки, предусмотренные календарным планом работ.
От Ответчика 10.02.2021 поступил односторонний отказ от исполнения Контракта.
Причиной одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта послужило отсутствие утвержденного проекта планировки территории по Объекту (ДПТЛО).
Дирекция письмом от 18.02.2021 направила в адрес Ответчика несогласие с расторжением Контракта в одностороннем порядке.
Односторонний отказ от исполнения Контракта является неправомерным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (далее - ФЗ № 254-ФЗ), отсутствие утвержденного проекта планировки территориине является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта инфраструктуры, для проведения государственной экспертизы.
При заключении Контракта Ответчику была передана исходная документация Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 29.12.2016 № 220-4-14310/16 с ориентировочными границами проектирования по Объекту, а также сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности КГ А, включающие сведения о разрабатываемых проектах планировки и проектах межевания территории в районе проектирования Объекта.
В соответствии с п. 10.1. Задания на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации, являющегося неотъемлемой частью Контракта, Подрядчику было поручено уточнить границы в процессе проектирования с учетом вариативной проработки.
Границы проектирования были приняты Ответчиком с учетом полученных сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, Дирекцией исполнена обязанность по передаче предусмотренной Контрактом исходно-разрешительной документации, необходимой для составления проектной документации по Объекту.
Обязанности Заказчика по передаче Подрядчику в установленный срок Контракт не содержит.
В настоящее время документация по планировке территории для размещения линейного Объекта находится на завершающей стадии ее разработки, ориентировочный срок утверждения - 2 квартал 2021 года.
Согласно п. 8.4 Контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии со ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Учитывая срок окончания работ по Контракту, а также положения п. 11.1 ст. 48 ГрК РФ и п. 6 ст. 3 ФЗ № 254-ФЗ, отсутствие в настоящий момент утвержденного проекта планировки территории по Объекту не препятствует исполнению Контракта, и решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 09.02.2021 № 3957 не соответствует ст. 719 ГК РФ.
Ответчик полагает, что требования истца подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В исковом заявлении истец ссылается на ч.11.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) «подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта».
В тексте ч.11.1 ст.48 ГрК РФ также сказано, что: «В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются: 1) решение о подготовке такой документации по планировке территории; 2) чертёж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документаций по планировке территории соответствующего линейного объекта».
Заказчик указанную в данной статье документацию подрядчику не выдал.
В соответствии с ч.11.2 ст.48 ГрК РФ в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающей строительство, реконструкцию линейного объекта. Вывод, который делает ООО «ФУНДАМЕНТСТРОЙ» из указанной нормы, заключается в том, что без утвержденного проекта планировки территории проектная документация, выполненная Ответчиком, не может быть направлена на государственную экспертизу.
Таким образом, проект планировки территории необходим для завершения работ подрядчиком.
В Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2020г. №2278-р, входят автомобильные дороги общего пользования (их участки) федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, отнесенные к категориям IА, IБ, IВ, II, III, магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского значения, магистральных улиц районного значения, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжениемПравительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации,программе деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", финансовом плане Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В письме Комитета по Градостроительству и Архитектуре от 31.01.2018 сказано, что материалами ППТ 9-й проезд (подъездная дорога к автовокзалу «Парнас») отнесен к улице местного значения.
В соответствии с действующей классификацией, приведенной в таблице 11.1 Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 г. N 1034/пр., подъездная дорога к автовокзалу «Парнас» не входит в указанный перечень, утвержденный Правительством РФ. Таким образом, действие ФЗ №254-ФЗ не распространяется на регулирование Контракта, заключенного между Истцом и Ответчиком.
В письме от 28.05.2020 СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» сообщало подрядчику о том, что плановый срок утверждения документации по планировке территории для размещения линейного объекта – ноябрь 2020 года.
В письме от 18.02.2021 Истец указывает, что ориентировочный срок утверждения документации по планировке территории для размещения линейного объекта – 2 квартал 2021 года.
Ответчик добросовестно исполнял свои обязательства по заключенному Контракту. Но с связи с тем, что до сих пор отсутствует утвержденный проект планировки территории, не может быть проведена государственная экспертиза проектной документации по Объекту. На прохождение экспертизы потребуется минимум два месяца. ООО «ФУНДАМЕНТСТРОЙ» обязано выполнить работы в срок до 27.10.2021.
Таким образом, встаёт вопрос о возможном нарушении ООО «ФУНДАМЕНТСТРОЙ» сроков выполнения своих обязанностей по Контракту. Поэтому согласно ст.719 Гражданского кодекса РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Ответчик 03.02.2021 направил Истцу письмо о приостановке работ Приложение №4), а 09.02.2021– решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта. Данное право предоставлено подрядчику п.8.5 заключенного Контракта.
Решение ООО «ФУНДАМЕНТСТРОЙ» об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 25.12.2017 было получено Истцом 18.02.2021.
В соответствии с абз.4 п.8.5 Контракта «Подрядчик обязан отменить вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения».
В течение десяти дней Истец не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а именно не предоставил Ответчику проект планировки территории.
Согласно п. 8.5 Контракта, решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Помимо изложенного, ООО «ФУНДАМЕНТСТРОЙ» неоднократно обращало внимание в своих письмах Истцу, в частности, в письме №3065 от 30.04.2020г., на тот факт, что с момента выполнения инженерных изысканий прошло более 2-х лет. Сроки ранее выданных технических условий ГУ ПАО «Ростелеком», ПАО «Ленэнерго» на данный момент уже истекли.
Согласно п.п.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», возникает необходимость повторного согласования и корректировки уже полученных Технических условий, что влечёт дополнительные расходы в размере 1 639 164,27 руб., которые не предусмотрены стоимостью Контракта.
Таким образом, Ответчик считает решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного Контракта правомерным и вступившим в силу 01.03.2021.
Рассмотрев доводы сторон, обстоятельства дела и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 719 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Истец не оспаривал, что подрядчику не передан проект планировки территории, без которого невозможно завершение работ по контракту. В иске истец указывает, что данный документ находится в стадии разработки, ориентировочный срок утверждения - 2 квартал 2021 года. Однако на момент рассмотрения спора в заседании 03.08.2021 указанный срок истек, проект планировки не утвержден, что подтверждает довод ответчика о невозможности завершения работ в установленный контрактом срок, в том числе с учетом переноса срока.
Кроме того, истец не представил пояснений относительно ссылки ответчика на истечение срока действия технических условий, выданных сторонними организациями, без которых так же невозможно завершение работ. Истец не сообщил, каким образом он намерен решать данную проблему и за чей счет.
При таких обстоятельствах ответчик правомерно и обоснованно отказался от исполнения контракта на основании статьи 719 ГК РФ во избежание заявления ему требований в связи с неисполнением либо нарушением сроков исполнения работ по контракту.
Иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Виноградова Л.В.