НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2020 № А56-111130/19

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 июня 2020 года                                                              Дело № А56-111130/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковской М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Транс-Групп СПб»

Заинтересованное лицо: Выборгская таможня

о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на отзыв транзитной декларации

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Виноградов Г.Г. (доверенность от 16.03.2020), Егорова О.В. (доверенность от 09.01.2020)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Групп СПб» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Выборгской таможне (далее –заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным бездействие таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни в период с 08.07.2019 по 13.07.2019, выразившегося в не регистрации транзитной декларации при перевозке товаров, признании незаконным отказа должностного лица Выборгской таможни в выдаче разрешения на отзыв транзитной декларации, которая должна быть зарегистрирована после получения о перевозчика ИН № 10000000/050719/2708617 (с учетом уточнений).

Определением от 22.10.2019 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено на 18.12.2019.

Определением от 18.12.2019 судебное заседание отложено на 22.01.2020, в связи с неявкой заинтересованного лица и не исполнением определения суда от 22.10.2019 в части представления мотивированного отзыва.

Определением от 22.01.2020 судебное заседание отложено на 19.02.2020 в следствие неявки представителя заинтересованного лица, непредставлении мотивированного отзыва.

Определением от 19.02.2020 судебное заседание отложено на 18.03.2020 по ходатайству Общества для возможности мирного урегулирования спора, при невозможности мирного урегулирования спора – для представления заявления об уточнении требований.

Протокольным определением от 18.03.2020 судебное заседание отложено на 15.04.2020.

Определением от 15.04.2020 дата и время судебного заседания изменены на 03.06.2020, в связи с невозможностью рассмотрения дела 15.04.2020 по техническим причинам.

В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения требований.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

08 июля 2019 года в 10 часов 43 минуты  по направлению въезда на таможенную территорию ЕАЭС в регионе деятельности т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии, прибыло грузовое транспортное средство, государственный регистрационный номер В 278 ОН 98, с полуприцепом регистрационный номер АУ1210 78,  принадлежащее заявителю.

Обществом в качестве транзитной декларации была представлена предварительная информация (далее - ПИ) в виде электронного документа УИН: №  10000000/050719/2708617, которая содержала объем сведений, предусмотренных статьей 107 ТК ЕАЭС (далее – Кодекс).

На основании сведений о номере электронной транзитной  декларации (УИН: № 10000000/050719/2708617), должностным лицом таможенного поста было сформировано сообщение о прибытии товаров № 10206040/080719/0050992/001.

Согласно сведениям, содержащимся в представленных таможенному органу транспортных (перевозочных) и коммерческих документах: CMR № 1501-24527-01 от 04.07.2019 года, счета-фактуры (invoice) № 7000030920 от 24.05.2019  года,  № 7000030926 от 24.05.2019  года, упаковочные листы к инвойсам № 7000030920 от 24.05.2019  года,  № 7000030926 от 24.05.2019  года, Обществом перемещался товар: лекарственные препараты (поливитамины и минералы Фенюльс в капсулах) в количестве 2329 грузовых мест (коробок) общим весом брутто 4890,9 кг, место доставки – Московская областная  таможня. Данный товар перемещался в адрес получателя товара АО «Ранбакси» ( г. Москва, ул. Электрозаводская,  д. 27 стр. 8,   ИНН 7720508094).

При прохождении весового контроля Обществом установлено, что фактический вес брутто товара составляет 9 248 кг,  что на 4 357 кг больше, чем заявлено в товарно-сопроводительных документах.

В ходе таможенного оформления грузополучателем товара АО «Ранбакси» в таможенный орган было предоставлено письмо от 09.07.2019  № 31 подтверждающее, что грузоотправителем (Индия) при оформлении коммерческих документов, в инвойсах:   № 7000030920 от 24.05.2019  года,  № 7000030926 от 24.05.2019  года была допущена техническая ошибка о весе нетто и брутто товара. Одновременно грузополучателем были предоставлены исправленные инвойсы и упаковочные листы.

В дальнейшем 09.07.2019 года Общество обратилось с ходатайством об отзыве электронной транзитной декларации, которая должна была быть зарегистрирована таможенным органом отправления на основании УИН: № 10000000/050719/2708617, а также информировало таможенный орган о причинах отзыва и предоставило исправленные инвойсы и упаковочные листы.

Таможенный орган в письме от 12.07.2019 № 49-0315/04358 отказал заявителю в отзыве транзитной декларации по причине того, что регистрация декларации им не осуществлялась.

Не согласившись, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Таможенные операции, связанные с отзывом таможенной декларации и порядок их совершения определены статьёй 113 Таможенного кодекса ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи по обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары, за исключением транзитной декларации на иностранные товары, указанные в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса, может быть отозвана им до выпуска товаров таможенным органом.

В соответствии с пунктом 7 указанной статьи отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа либо отказ в выдаче такого разрешения оформляется в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не принял решение о проведении таможенного осмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не назначил проведение таможенной экспертизы и (или) не установил влекущих административную или уголовную ответственность нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и (или) законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Из материалов дела следует, что на таможенном посту транзитная декларация не была зарегистрирована, следовательно, разрешение на её отзыв не могло быть выдано, о чем таможенный пост проинформировал Общество.

Заявитель  ошибочно полагает, что на основании регистрационного номера предварительной информации автоматически сформированной,  электронной транзитной декларации также автоматически присваивается регистрационный номер транзитной декларации.

В соответствии с пунктом 14  «Технологии совершения таможенных операций в отношении автомобильных транспортных средств международной перевозки и перемещаемых ими товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», утвержденной приказом ФТС России от 21.11.2018 № 1896 (далее – Технология, утвержденная приказом ФТС России № 1896) предусмотренные этим приказом таможенные операции заканчиваются формированием электронной транзитной декларации.

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 438 (далее –  Порядок, утвержденный Решением Комиссии ТС № 438). В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного Решением Комиссии ТС № 438, регистрация транзитной декларации является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа отправления.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного Решением Комиссии ТС № 438, регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

В соответствии с законодательством ЕАЭС существуют определённые этапы при которых должностными лицами таможенных органов осуществляются таможенные операции в установленные сроки, установленным порядком. В данном случае это этап прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС (глава 14 ТК ЕАЭС), но не этап помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (глава 22 ТК ЕАЭС).

До прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска декларант обязан подать таможенному органу предварительную информацию (далее – ПИ) (ст. 11 ТК ЕАЭС).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 17.04.2018 № 56 утвержден «Порядок предоставления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС», в соответствии с которым  определяется состав предварительной информации, обязательной к представлению согласно ст. 11 ТК ЕАЭС.

Решением Коллегии  Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 52  «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС»  установлен порядок регистрации ПИ (отказа в регистрации ПИ).

Регистрация ПИ осуществляется таможенным органом посредством информационной системы таможенного органа без участия должностных лиц таможенного органа в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 10 статьи 11 ТК ЕАЭС (несоответствие составу, структуре и формату). (сформированная декларантом ПИ, электронная транзитная декларация (далее – ЭТД), электронные документы, на основании которых заполнена ЭТД, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом или перевозчиком в электронном архиве документов декларанта (далее – ЭАДД), находящемся в ЕАИС таможенных органов, до подачи ЭТД в таможенный орган. ПИ, ЭТД и каждому электронному документу, помещенному в ЭАДД, автоматически присваивается идентификационный номер документа, который сообщается декларанту или перевозчику посредством направления электронного сообщения).

В настоящее время реализована возможность использования идентификационного номера ЭТД (подаваемого на этапе помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита далее - ТПТТ) на этапе прибытия в качестве идентификационного номера ПИ.

В соответствии со ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 часа.

При прибытии товаров и транспортных средств в пункт пропуска,  участник ВЭД подает инспектору, имеющийся у него идентификационный номер ПИ, либо идентификационный номер ЭТД.

В данном случае, участник ВЭД при прибытии в пункт пропуска подал идентификационный номер ЭТД, в качестве ПИ, которая обязательна к представлению на этапе прибытия товаров.

В соответствии с п. 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении», утвержденной приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067 (далее – Инструкция) при представлении перевозчиком идентификационного номера ПИ (ИН ЭТД) уполномоченное должностное лицо таможенного органа использует ее при регистрации сообщения о прибытии.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Инструкции при проверке документов, представленных при сообщении о прибытии, уполномоченное должностное лицо:

- проводит анализ сведений о весе транспортного средства с товарами, указанных в талоне контроля при въезде и в представленных документах;

- применяет меры по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также меры по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным органом без указания в профиле риска.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции: «на этапе приема и регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения фактического контроля в форме таможенного осмотра с применением инспекционно-досмотрового комплекса в порядке, установленном правовыми актами ФТС России, либо таможенного досмотра. Уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра в рамках системы управления рисками, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков». «Уполномоченные должностные лица обязаны проводить таможенный досмотр в ЗТК АПП или на СВХ, расположенном в непосредственной близости от АПП. По окончании проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо составляет акт таможенного досмотра (осмотра) в двух экземплярах по форме, утвержденной решением КТС от 20 мая 2010 г. № 260, один из которых прикладывает к документам, поданным при сообщении о прибытии, для передачи на следующий этап совершения таможенных операций, а второй передает перевозчику».

На этапе прибытия должностным лицом таможенного поста была применена мера по минимизации риска, в форме таможенного досмотра, по результатам которого было выявлено несоответствие товаров, сведениям, заявленным на этапе прибытия. По результатам досмотра было возбуждено дело об административном правонарушении и часть товара в количестве 1097 коробок, общим весом нетто 3726,65 кг, брутто 4356,3 кг была изъята. Также были изъяты товаросопроводительные документы.

Ссылка заявителя ООО «Транс-Груп СПб» на приказ ФТС России от 21.11.2018 № 1896 подлежит отклонению, так как данный приказ не определяет порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и не определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, при их прибытии помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Групп Санкт-Петербург» 3 000 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 24.09.2019 № 2846.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Черняковская М.С.