Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 июня 2019 года Дело № А56-37301/2019
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" (ОГРН: 1117847134250)
заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области
об оспаривании постановления от 15.03.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 09/03-2019, о привлечении к ответственности по ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.,
без вызова сторон
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ломбарды ЮС-585» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ломбарды ЮС-585») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) от 15.03.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 09/03-2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
От Инспекции в материалы поступил отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении.
От Общества в материалы дела поступили возражения на отзыв.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями статей 228, 229 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией была проведена проверка соблюдения Обществом налогового законодательства РФ и применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки, снятие фискальных отчетов, порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 07.03.2019 №09/03-2019 и вынесено постановление от 15.03.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 09/03-2019 в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При проверке Общества на предмет соблюдения требований Указания ЦБ РФ №3210-У от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание ЦБ №3210-У), Инспекцией установлен факт нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
ООО "Ломбарды ЮС-585" (ИНН 7805550747, КПП 780601001) зарегистрировано Межрайонной ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу 12.04.2011, ОГРН 1117847134250, по адресу: 195279, г. Санкт-Петербург, пр-т Индустриальный, д. 27, лит. А, пом. 59Н, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу с 25.04.2018 в качестве плательщика общей системы налогообложения.
28.04.2015 Обществом по адресу: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, пр-т Героев, д.37, в ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области поставлено на учет обособленное подразделение (далее - обособленное подразделение).
У ООО "Ломбарды ЮС-585" отсутствует зарегистрированная в налоговых органах контрольно-кассовая техника. Наличные денежные расчеты по предоставлению и возврату займов осуществляются с применением залоговых билетов, являющихся бланками строгой отчетности, форма которых утверждена Приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н «Залоговый билет», форма по ОКУД 0790019 (далее - залоговый билет).
Для проведения проверки в адрес ООО "Ломбарды ЮС-585" выставлено Требование № 09/03-2019 от 04.02.2019 о представлении документов (вручено лично 05.02.2019 Стулий Ю.В., о чем имеется соответствующая отметка).
Срок предоставления документов по требованию не позднее 08.02.2019.
Документы предоставлялись Обществом по телекоммуникационным каналам связи в период с 08.02.2019 по 21.02.2019. Первичные учетные документы (залоговые билеты), содержащие сведения о суммах и датах выдачи и возврата займов (процентов по займам) представлены частично.
Согласно представленным кассовым документам в период 01.12.2018 - 31.01.2019 в кассу обособленного подразделения поступила наличная денежная выручка в размере 1 448 618,74 руб.
15.01.2019 в кассу обособленного подразделения от товароведа Дюжевой И.Н. (приказ о приеме на работу № 170-п от 05.05.2015) согласно приходному кассовому ордеру № И7000024 поступили денежные средства в виде возврата процентных займов в размере 26 542,83 руб., и согласно приходному кассовому ордеру № И7000023 денежные средства в размере 2 411,01 руб. в виде процентов за пользование процентными займами.
Фактически, согласно предоставленным залоговым билетам 15.01.2019 в кассу обособленного подразделения поступили наличные денежные средства:
от Журавлева О.Ю. по ТЮ № 307456 в размере 3 800,00 руб. в виде возврата процентного займа и в размере 607,50 руб. в виде процентов за его использование;
от Лукина А.Ю. по ТЮ № 307596 в размере 18 000,00 руб. в виде возврата процентного займа и в размере 1 243,00 руб. в виде процентов за его использование;
от Васильева Н.Н. по ТЮ № 307436 в размере 1 260,00 руб. в виде возврата процентного займа и в размере 212,88 руб. в виде процентов за его использование;
от Костина Г.А. по ТЮ № 307567 в размере 3 482,83 руб. в виде возврата процентного займа и в размере 347,63 руб. в виде процентов за его использование.
15.01.2019 согласно расходному кассовому ордеру № И7000014 из кассы обособленного подразделения товароведу Дюжевой И.Н. выдано процентных займов на сумму 41 070,46 руб.
Фактически, согласно представленным залоговым билетам 15.01.2019 из кассы обособленного подразделения осуществлялись выдачи наличных денежных средств:
Великановой Н.В. по ТЮ № 307721 в размере 10 400,00 руб.;
Великановой Н.В. по ТЮ № 307722 в размере 280,00 руб.;
Голубовой М.А. по ТЮ № 307717 в размере 13 000,00 руб.;
Костину Г.А. по ТЮ № 307720 в размере 3 330,46 руб.;
Филатовой Ю.В. по ТЮ № 307718 в размере 3 690,00 руб.;
Попову С.В. по ТЮ № 307716 в размере 4 800,00 руб.;
Кукурузовой Е.А. по ТЮ № 307719 в размере 5 570,00 руб.
Таким образом, на фактически совершенные Обществом с клиентами кассовые операции приходные и расходные кассовые ордера (далее - кассовые документы) не оформлялись, в кассовой книге обособленного подразделения фактически совершенные кассовые операции не учитывались. Кассовые документы в обособленном подразделении формировались на общую сумму поступивших и выданных за смену займов (процентов по займам) на основании оформленных за смену бланков строгой отчетности. В качестве вносителей и получателей денежных средств в кассовых документах указаны материально-ответственные лица Общества (товароведы).
Кассовая книга в обособленном подразделении в день проведения кассовых операций не оформляется, ведется централизованно с использованием автоматизированной системы с последующей распечаткой на бумажных носителях.
01.02.2019 управляющей обособленным подразделением Стулий Ю.В. (приказ о приеме на работу № 150-п от 23.04.2015) сотрудниками Инспекции во время их нахождения в обособленном подразделении предъявлено Поручение № 09/03-2019 от 01.02.2019 на проведение проверки и запрошены приходные и расходные кассовые ордера и листы кассовой книги за период 01.12.2018-31.01.2019.
Запрашиваемые документы проверяющим не представлены по причине их отсутствия, вместо этого были представлены обороты по кассе.
Объяснения управляющей обособленным подразделением Стулий Ю.В. от 04.02.2019, в которых она указала, что кассовую книгу проверяющим 01.02.2019 не предъявила так как «разволновалась и забыла, что документы в офисе есть», не приняты во внимание Инспекцией, так как кассовая книга и кассовые документы проверяющим в обособленном подразделении 04.02.2019 также не были представлены, а было предложено направить официальный запрос в адрес руководства Общества.
Для проведения проверки в адрес ООО "Ломбарды ЮС-585" выставлено Требование № 09/03-2019 от 04.02.2019 о представлении документов (вручено лично 05.02.2019 Стулий Ю.В., о чем имеется соответствующая отметка). Срок предоставления документов по требованию не позднее 08.02.2019.
В ответ в своем обращении (исх. № 54 от 06.02.2019, вх. № 01565 от 07.02.2019) Общество заявило, что документы по требованию № 09/03-2019 от 04.02.2019 не могут быть представлены 08.02.2019 по причине их хранения в удаленных архивах. Документы предоставлялись Обществом по телекоммуникационным каналам связи в виде сканированных образов в период с 08.02.2019 по 21.02.2019.
Согласно объяснениям, полученным 04.02.2019 от Стулий Ю.В., кассовую книгу подписывает сменный кассир и она, либо один из ее замов.
В представленных Обществом по телекоммуникационным каналам связи листах кассовой книги (исх. №84 от 08.02.2019, вх. № 01696 от 11.02.2019) подписи Стулий Ю.В. отсутствуют.
В своем обращении (исх. б/н от 07.03.2018, вх. 03376 от 13.03.2019) управляющий ломбардом ИП Шляев А.В. указывает, что кассовая книга ведется в программном обеспечении в электронном виде в соответствии с пп.4.7 п.4 Указания ЦБ № 3210-У.
При этом кассовых документов и кассовой книги в электронном виде, подписанных электронными цифровыми подписями главного бухгалтера Титовой Н.Ю. и электронными цифровыми подписями кассиров Дюжевой И.Н., Алехиной А.В., Петровой О.Н., Киселевой Е.И., Обществом не представлено.
Предоставленные Обществом кассовая книга и кассовые документы оформлены на бумажном носителе и подписаны главным бухгалтером Титовой Н.Ю. и кассирами собственноручно.
Учитывая те обстоятельства, что у ООО «Ломбарды ЮС-585» открыто на территории РФ 523 обособленных подразделения, адрес места жительства Титовой Н.Ю. - г. Санкт-Петербург, пр-кт Дунайский, 37/1, 46, адрес места осуществления трудовой деятельности Титовой Н.Ю. - бухгалтерия ООО «Ломбарды ЮС-585» в г. Санкт-Петербург (телефонограмма № 09/03-2019 от 28.02.2019 в адрес Титовой Н.Ю., переданная 28.02.2019 по номеру телефона (812) 244-25-85, доб. 4348, принята лично Титовой Н.Ю.), у Титовой Н.Ю. отсутствует возможность ежедневно находиться в кассе обособленного подразделения, расположенного по адресу: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, пр-т Ленина, д. 37, и подписывать собственноручно кассовые документы.
Управляющая обособленным подразделением Стулий Ю.В. подтвердила, что Титова Н.Ю. в возглавляемом ей обособленном подразделении не появляется и лично с ней Стулий Ю.В. не знакома (от подписи протокола опроса № 09/03-2019 от 13.03.2019 впоследствии отказалась в присутствии двух понятых).
В своем обращении управляющий ломбардом ИП Шляев А.В. указывает, что бланки строгой отчетности, используемые ООО «Ломбарды ЮС-585», приравнены к кассовому документу и соответствуют требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Выдаваемые Обществом залоговые билеты действительно соответствуют требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, но на основании ст. 8 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" выдача бланков строгой отчетности всего лишь предоставляет право организациям и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы, оказывающим услуги населению, не применять при осуществлении расчетов контрольно-кассовую технику до 01.07.2019. Согласно п. 4.1 Указания ЦБ № 3210-У под кассовыми документами понимаются приходные и расходные кассовые ордера.
Действующим законодательством к кассовым документам бланки строгой отчетности не приравнены.
Таким образом, возможность соблюдения установленного Указанием ЦБ № 3210-У порядка оформления приходных и расходных кассовых ордеров в момент проведения кассовых операций по предоставлению клиентам займов и возврату клиентами займов (процентов по займам) в обособленном подразделении отсутствует. По этой причине внесение записи в кассовую книгу в день проведения кассовых операций о каждом приходном и расходном кассовом ордере невозможно.
На основании п.4.1 Указания ЦБ № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами (далее - кассовые документы). Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абз.27 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа". Возможность формирования кассовых документов на общую сумму поступивших в кассу или выданных из кассы наличных денег на основании оформленных за смену бланков строгой отчетности Указанием ЦБ №3210-У не предусмотрена.
Согласно п. 4.3 Указания ЦБ № 3210-У кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром.
Из положений п.4.7 Указания ЦБ № 3210-У следует, что документы, предусмотренные настоящим Указанием, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде.
Документы на бумажном носителе оформляются от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства), и подписываются собственноручными подписями. В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.
Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронная подпись). В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после подписания указанных документов не допускается.
Согласно п. 5 Указания ЦБ № 3210-У прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам.
Как следует из п.5.1 Указания ЦБ № 3210-У, при получении приходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении приходного кассового ордера на бумажном носителе - ее соответствие образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом. Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира. После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег. При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир подписывает приходный кассовый ордер, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру.
На основании п.6. Указания ЦБ № 3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам.
Согласно п.6.1 Указания ЦБ № 3210-У при получении расходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении указанных документов на бумажном носителе - ее соответствие образцу, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере. Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства РФ. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере.
Согласно п.4.6 Указания ЦБ № 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Записи в кассовой книге осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверяет записи в кассовой книге подписью.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформлять кассовые документы на каждое фактическое поступление наличных денежных средств, вносить записи в кассовую книгу обособленного подразделения по каждой поступившей или выданной клиентам сумме) и передавать копию листа кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) юридическому лицу в порядке, установленном юридическим лицом.
Указание ЦБ № 3210-У не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, в связи, с чем невнесение в кассовую книгу записи о каждом фактическом поступлении или каждой фактической выдаче наличных денежных средств в день их поступления или выдачи (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги) является_неоприходованием (неполным оприходованием) этих денежных средств в кассу предприятия.
Следовательно, в нарушение п.4.6 Указания ЦБ № 3210-У Обществом допущено 15.01.2019 неоприходование (неполное оприходование) наличной денежной выручки в размере 28 953,84 руб., а всего в проверяемом периоде Обществом допущено неоприходование (неполное оприходование) наличной денежной выручки в размере 1 448 618,74 руб.
В соответствии с приказом № 1 от 01.01.2018 лимит остатка наличных денег в кассе обособленного подразделения, расположенного по адресу: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, пр-т Героев, д.37, установлен в размере 40 000,00 руб.
Согласно листу кассовой книги за 31.01.2019 остаток наличных денег на конец дня в кассе обособленного подразделения 31.01.2019 составил 238 544,18 руб., что превышает установленный лимит на 198 544,18 руб.
Также в проверяемом периоде превышение лимита остатка наличных денег на конец дня в кассе обособленного подразделения допущено: 01.12.2018 в размере 59 733,51 руб., 02.12.2018 в размере 55 193,16 руб., 03.12.2018 в размере 55 211,16 руб., 04.12.2018 в размере 65 074,41 руб., 05.12.2018 в размере 36 191,61 руб., 06.12.2018 в размере 41 668,11 руб., 07.12.2018 в размере 36 213,33 руб., 08.12.2018 в размере 35 948,13 руб., 09.12.2018 в размере 39 872,63 руб., 10.12.2018 в размере 53 300,61 руб., 11.12.2018 в размере 63 826,91 руб., 12.12.2018 в размере 94 720,76 руб., 13.12.2018 в размере 90 765,76 руб., 14.12.2018 в размере 205 856,97 руб., 15.12.2018 в размере 172 770,57 руб., 16.12.2018 в размере 157 453,27 руб., 17.12.2018 в размере 153 734,53 руб., 18.12.2018 в размере 178 579,03 руб., 19.12.2018 в размере 137 420, 27 руб., 20.12.2018 в размере 137 250,05 руб., 21.12.2018 в размере 123 328,19 руб., 22.12.2018 в размере 124 316,25 руб., 23.12.2018 в размере 108 516,25 руб., 24.12.2018 в размере 122 817,41 руб., 25.12.2018 в размере 128 767,92 руб., в размере 95 949,42 руб., 27.12.2018 в размере 89 349,43 руб., 130 314,55 руб., 130 704,66 руб., 30.12.2018 в размере 114 906,96 руб., 31.12.2018 в размере 116 706,96 руб., в размере 116 706,96 руб., 02.01.2019 в размере 102 956,96 руб., 03.01.2019 в размере 117 378,07 руб., 04.01.2019 в размере 111 588,07 руб., 05.01.2019 в размере 106 294,90 руб., 06.01.2019 в размере 91 144,90 руб., 07.01.2019 в размере 77 344,90 руб., 08.01.2019 в размере 62 539,40 руб., 09.01.2019 в размере 64 525,32 руб., 10.01.2019 в размере 49 361,76 руб., 11.01.2019 в размере 69 329,82 руб., 12.01.2019 в размере 49 795,65 руб., 13.01.2019 в размере 49 299,75 руб., 14.01.2019 в размере 50 639,43 руб., 15.01.2019 в размере 38 522,81 руб., 16.01.2019 в размере 47 965,16 руб., 17.01.2019 в размере 46 522,69 руб., 18.01.2019 в размере 47 031,18 руб., 19.01.2019 в размере 71415,415,08 руб., 20.01.2019 в размере 56415,08 руб., 24.01.2019 в размере 187 897,68 руб., 25.01.2019 в размере 206 308,97 руб., 26.01.2019 в размере 210 271,04 руб., 193 817,04 руб., 28.01.2019 в размере 219 722,04 руб., 29.01.2019 в размере 186 925,45 руб., 30.01.2019 в размере 192 364,80 руб.
Согласно п. 2 Указания ЦБ № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием ЦБ № 3210-У для юридического лица.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
Согласно Приложению к Указанию ЦБ № 3210-У для определения лимита остатка наличных денег:
1. Юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле: L=V/P*Nc, где, L - лимит остатка наличных денег в рублях;
V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обособленными подразделениями, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);
Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);
Nc - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы.
2. Юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле: R/P*Nn, где:
L - лимит остатка наличных денег в рублях;
R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);
Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);
Nn - период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nn определяется после прекращения действия непреодолимой силы.
Из объяснений главного бухгалтера Титовой Н.Ю. (исх. б/н от 21.02.2019, вх. 02442 от 22.02.2019) следует, что ввиду того, что в городе Кириши Обществом открыто единственное подразделение, его оперативное финансирование затруднительно. Особенно проблематично пополнять кассу в праздничные и выходные дни, а в отсутствии денежных средств, необходимых для выдачи займов, такая деятельность будет приостановлена.
Согласно Приложению к Указанию ЦБ № 3210-У у Общества имеется возможность при расчете лимита остатка наличных денег учитывать объемы пиковых поступлений или выдач наличных денег и рассчитать лимит в соответствии с потребностями Общества. При этом следует учитывать, что на территории г. Кириши имеется ряд кредитных организаций, на банковских счетах которых Общество имеет возможность хранить свободные наличные денежные средства и оперативно пополнять кассу обособленного подразделения.
Таким образом, в нарушение п.2 Указания ЦБ № 3210-У обособленным подразделением допущено нарушение порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в систематическом накоплении в кассе обособленного подразделения наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно листам кассовой книги за период 01.12.2018 - 31.01.2018 в кассу обособленного подразделения поступили наличные денежные средства из касс других обособленных подразделений в размере 250 000,00 руб.: 14.12.2018 в размере 100 000,00 руб. из кассы обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская, д. 34 (по приходному кассовому ордеру № И7000707 от 14.12.2018); 24.01.2019 в размере 150 000,00 руб. из кассы обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 112а, ТК «Восточный» (по приходному кассовому ордеру №И7000041 от 24.01.2019).
Из кассы обособленного подразделения, расположенного по адресу: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, пр-т Героев, д.37, за период 01.12.2018 - 31.01.2019 произведено выплат в виде предоставления займов наличными денежными средствами: 01.12.2018 - 34 820,00 руб., 02.12.2018 - 35 882,27,00 руб., 03.12.2018 - 9 641,39 руб., 04.12.2018 - 41 742,79 руб., 05.12.2018 - 40 789,85 руб., 06.12.2018 - 16 830,38 руб., 07.12.2018 - 8 400,00 руб., 08.12.2018 - 29 460,88 руб., 09.12.2018 - 4 230,00 руб., 10.12.2018 - 17 585,00 руб., 11.12.2018 - 16 013,84 руб., 12.12.2018 - 5 690,00 руб., 13.12.2018 - 37 330,00 руб., 14.12.2018 - 17 318,30 руб., 15.12.2018 - 67 403,15 руб., 16.12.2018 - 42 600,00 руб., 17.12.2018 - 18 948,50 руб., 18.12.2018 - 29 144,50 руб., 19.12.2018 - 15 060,00 руб., 20.12.2018 - 27 990,00 руб., 21.12.2018 - 33 513,00 руб., 22.12.2018 - 24 864,60 руб., 23.12.2018 - 29 782,90 руб., 24.12.2018 - 6 000,00 руб., 26.12.2018 - 43 700,00 руб., 27.12.2018 - 33 550,90 руб., 28.12.2018 - 25 100,00 руб., 29.12.2018 - 17 800,00 руб., 30.12.2018 - 28 548,15 руб., 31.12.2018 - 8 621,55 руб., 02.01.2019 - 15 387,20 руб., 03.01.2019 - 2 000,00 руб., 04.01.2019 - 5 790,00 руб., 05.01.2019 - 16 242,60 руб., 06.01.2019 - 22 127,71 руб., 07.01.2019 - 13 800,00 руб., 08.01.2019 - 42 843,36 руб., 09.01.2019 - 19 484,00 руб., 10.01.2019 - 76 310,00 руб., 11.01.2019 - 16768,65 руб., 12.01.2019 - 30 111,49 руб., 13.01.2019 - 34 200,00 руб., 14.01.2019 - 37 078,20 руб., 15.01.2019 - 41 070,46 руб., 16.01.2019 - 12 772,50 руб., 17.01.2019 - 27 272,40 руб., 18.01.2019 - 20 744,46 руб. 19.01.2019 - 32 562,50 руб., 20.01.2019 - 15 000,00 руб., 21.01.2019 - 104 004,00 руб., 22.01.2019 - 25 369,96 руб., 23.01.2019 - 8 562,55 руб., 24.01.2019 - 5 360,00 руб., 26.01.2019 - 31 776,37 руб., 27.01.2019 - 18 310,00 руб., 28.01.2019 - 29 259,68 руб., 29.01.2019 - 32 940,00 руб., 30.01.2019 - 7 500,00 руб., 31.01.2019 - 30 834,43 руб.
Всего в проверяемом периоде выдано наличных денежных средств из кассы обособленного подразделения клиентам в виде займов 1 543 844,47 руб.
Наличные деньги в кассу обособленного подразделения с банковского счета Общества не поступали.
Согласно п.2 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У) индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
выдачи наличных денег работникам под отчет;
возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги;
выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Из положений п. 4 Указания № 3073-У следует, что наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
В нарушение п. 4 Указания № 3073-У для предоставления займов использовались наличные денежные средства, поступившие от клиентов в кассу обособленного подразделения в виде возврата займов (процентов по займам), что является нарушением порядка хранения свободных денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства установлен Указанием ЦБ №3210-У.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 1 статьи 9 указанного закона, налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства утвержден Указанием ЦБ № 3210-У.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, доводы Общества отклоняются судом как необоснованные.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наосновании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, в действиях Общества имеется вина и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оценив доказательства согласно ст. 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу, что какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, Обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права.
При определении меры наказания должны быть учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. КоАП РФ, влияющие на размер наказания.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Судом установлено, что мера наказания соответствует совершенному деянию.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления Инспекции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «Ломбарды ЮС-585» требования о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской областиот 15.03.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 09/03-2019, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.