НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 № А56-28448/2022

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 июня 2022 года                                                                            Дело № А56-28448/2022

Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Компания Усть-Луга»

заинтересованное лицо Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании,

при участии

от заявителя: Платонова В.В. (по доверенности от 27.02.2022)

от заинтересованного лица: Лысенкова У.А. (по доверенности от 18.10.2021)

                                                Шипова А.И. (по доверенности от 18.10.2021)

установил:

Акционерное общество «Компания Усть-Луга» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления и представления Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1551/16/2021 от 04.03.2022.

Определением от 23.03.2022 заявление принято к производству.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как установлено материалами дела, 05.10.2021 в рамках производства по делу №АД-641/13/2021 от 30.08.2021 осуществлен выезд на территорию земель лесного фонда по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, в границах квартала 98, номера выделов 15, 16, 28, 32 Сойкинского участкового лесничества, Кингисеппского лесничества, в ходе осмотра территории обнаружен карьер, восточная часть которого представляет собой сположеную береговую песчаную гряду, западная часть карьера частично засыпана отходами, встречаются редкие фрагменты боя бетона с металлической арматурой. Так же согласно проекту лесоразведения для компенсационного лесоразведения на осень 2021 г., согласованного комитетом по природным ресурсам Ленинградской области на участке ведутся работа по восстановлению карьера.

24.09.2021 письмом исх. № 02-18675/2021 от 03.09.2021 (вх. № 24421 от 24.09.2021) во исполнение определения об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № АД-641/13/2021 от 30.08.2021 комитетом по природным ресурсам Ленинградской области представлена информация согласно которой ОАО «Компания Усть-Луга» ИНН 4707005410 для разработки месторождений полезных ископаемых «Белореченское» в соответствии с лицензией на пользование недрами ЛОД 02412 ТЭ (срок окончания действия лицензии 31.12.2015) предоставлен участок недр, что подтверждается договором аренды лесного участка № 17/К-2008-12 от 05.12.2008 сроком действия до 31.12.2015. По состоянию на 01.01.2021 по указанному месторождению учитываются запасы песчано-гравийного материала в количестве 253 тыс.куб.м., месторождение с учета не снималось. Согласно лицензионному соглашению ЛОД 02412 ТЭ п.8.4 установлено, что по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении права пользования недрами объект лицензирования подлежит ликвидации или консервации в порядке, установленном ст.26 Закона РФ «О недрах». До настоящего времени юридическим лицом АО «Компания Усть-Луга» работы по ликвидации или консервации месторождения не проводились. Документация о проведении и окончании работ на территории не представлены.

26.01.2021 во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № АД-1551/16/2021 от 28.12.2021 направленных письмом (исх.№ 03-16/33030 от 28.12.2021), юридическим лицом АО «Компания Усть-Луга» представлены запрашиваемые материалы (вх. № 1750 от 26.01.2022), в том числе копии договоров аренды от 05.12.2008 № 17/К-2008-12 о предоставлении части кварталов 97,98,99,106 Сойкинского участкового лесничества, часть выделов в квартале 98; часть выделов: 10,12,14,16,25,26,27,28,30,31.

Так же предоставлена копия технических условий по рекультивации нарушенных земель, в п. 3 «Сроки рекультивации» указано «Рекультивация проводится по мере отработки месторождения. Обязательно соблюдение агротехнических сроков создания лесных культур при проведении биологического этапа рекультивации. Согласно техническим условиям объект считается принятым после утверждения акта приема-сдачи рекультивированных земель.

16.02.2022 в ответ на определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № АД-1551/16/2021 от 28.12.2021 направленное письмом (исх. № 03-16/2499 от 10.02.2022) Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области с письмом (вх. № 3540 от 16.02.2022) представлена информация об отсутствии отчетных материалов по рекультивации в соответствии с п. 8.4 лицензионного соглашения (приложение 2 к лицензии ЛОД 02412 ТЭ).

В ответ на запрос (исх. № 03-16/3167 от 17.02.2022) Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлен ответ (вх. № 4589 от 01.03.2022) о том что, в Управлении отсутствует акт ликвидации горной выработки по лицензии ЛОД 02412 ТЭ.

Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный горный надзор. Горный надзор в соответствии с «Положением о федеральном государственном горном надзоре» (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1074) осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

24.02.2022 во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № АД-1551/16/2021 от 28.12.2021 направленных письмом (исх.№ 03-16/2448от 09.02.2022), юридическим лицом АО «Компания Усть-Луга» письмом (вх. № 4156 от 24.02.2022) запрашиваемые материалы представлены не в полном объеме в связи с их изъятием Федеральной службой безопасности РФ по Санкт-Петербургу, что подтверждается протоколом обыска от 12-13 февраля 2015 г.

По факту выявленного правонарушения Управлением составлен протокол от 17.12.2021 об административном правонарушении по делу № 1551/16/2021.

Постановлением от 04.03.2022 о назначении административного наказания № АД-1551/16/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно статье 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Обязанность недропользователя по соблюдению условий лицензии установлена пунктом 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Согласно статье 23.2. Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным  органом управления  государственным  фондом  недр  по  согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Согласно абзацу 2 статьи 26 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.

В соответствии с абзацем 3 статьи 26 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». При полной или частичной ликвидации или консервации горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, сохранность зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Лесного кодекса РФ, пункта 20 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, утвержденных Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417, земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации, а объекты, связанные с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых, подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.

Обязанность недропользователя по соблюдению условий лицензии установлена пунктом 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 «О недрах».

Эти обязанности АО «Компания Усть-Луга» конкретизированы в п. 8.4 лицензионного соглашения (приложение 2 к лицензии ЛОД 02412 ТЭ).

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и образуют состав правонарушения, предусмотренной данной нормой закона, поскольку АО осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Санкцией данной нормы предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Назначенное наказание по виду и размеру соответствует указанным требованиям.

Довод Общества о неверно указанной в постановлении дате правонарушения, а именно: 24.09.2022 года, не принимается судом, поскольку свидетельствует о наличии описки, кроме того в судебном заседании представитель заинтересованного лица также указал о том, что датой правонарушения является 24.09.2021.

Материалами дела подтверждается факт наличия в действиях (бездействии) Общества события и состава вмененного ему правонарушения.

Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Управления при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.

В соответствии с  частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд, оценив все доводы заявителя и фактические обстоятельства дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает возможным уменьшить назначенный Обществу размер штрафа, до 200 000 руб. 

Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершенного Обществом правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Изменить постановление Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04 марта 2022 года о назначении административного наказания №АД-1551/16/2021, в части назначения административного наказания снизив размер штрафа до 200 000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                    Устинкина О.Е.