НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 № А56-2238/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 мая 2017 года Дело № А56-2238/2017

Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 12 мая 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Селезнёва О.А.,

при ведении протокола судебного заседания – секретарём Османовым В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЮВЕНАЛ" (ОГРН: 1037804005161; ИНН: 7802090330)

Заинтересованное лицо: УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ОГРН: 1027801577550; ИНН: 7802196368)

Об оспаривании решения от 26.12.2016 № 202V12160001328 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (в части)

при участии

от заявителя: Пошинская Л.А. по доверенности от 01.02.2017

от заинтересованного лица: Кунина А.А. по доверенности от 16.01.2017

установил:

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЮВЕНАЛ" (далее – заявитель, Общество) с соблюдением установленного срока обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (далее заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 26.12.2016 № 202V12160001328 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ, утратил силу с 01.01.2017) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Общество оспаривает Решение в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014, 2015 годы и начисления штрафа в размере 27 885,86 руб., пени в размере 64 556,30 руб., а также недоимки в размере 287 674,50 руб.

В обоснование заявления Общество ссылается на то, что в декабре 2013 года Обществом проведена аттестация рабочих мест: по должности «асфальтобетонщик» был присвоен класс условий труда – «2» (допустимый), в соответствии с картой аттестации право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанной должности отсутствует.

В судебное заседание 02.05.2017 явились представители обеих сторон.

Имеющиеся доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения от 01.11.2016 проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 2013 года по 2015 год включительно, о чем составлен акт выездной проверки № 202V10160001723 от 01.12.2016.

Проверкой установлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов в части уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в пользу работников, занимающих должности «асфальтобетонщик».

По результатам проверки принято Решение о привлечении Общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Общество не согласилось с указанным Решением и оспорило его в судебном порядке.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закон № 212-ФЗ дополнен статьей 58.3 согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется с 1 января 2013 года на период 2013 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 537 от 18.07.2002 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден, в том числе, Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список №1) и Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список №2).

Профессия «асфальтобетонщик» включена в Список № 2.

С 01.01.2013 в соответствии с пунктом 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении этих лиц установлены дополнительные тарифы страховых взносов.

При этом пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 указано, что применение Списков №№ 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

В силу части 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, Действительно, Федеральный закон от 28.12.2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01.01.2014.

Однако статьей 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения.

Согласно части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона (до 01.01.2014) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В декабре 2013 года Обществом в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок №342н), в 2013 году проведена аттестация рабочих мест. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда №40 асфальтобетонщику установлен класс условий труда 2 (допустимый). В строке 041 «Право на досрочное назначение трудовой пенсии» указано на отсутствие права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пунктом 2 Порядка № 342н определено, что аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" часть 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2014.

Статья 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнена частью 2.1 следующего содержания: для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: при подклассе условий труда 2 соответствует классу условий труда "допустимый" дополнительный тариф составляет 0,0 процентов.

Для получения права на льготное пенсионное обеспечение работник занима­ющий должность асфальтобетонщик должен выполнять работы с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (часть 2.1 статьи 58.3. Закона № 212-ФЗ).

Следовательно, Общество не обязано было уплачивать в 2013-2015 годах дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных указанным работникам.

Кроме этого, согласно представленным документам занятость указанных работников во вредных условиях труда составляет менее 50 % рабочего времени.

С учетом изложенного, оспариваемое решение является незаконным в части начисления 27 885,86 руб. штрафа, 64 556,30 руб. пеней, 287 674,50 руб. недоимки, и в этой части подлежит отмене (к аналогичным выводам суды пришли при рассмотрении дел А55-5666/2016, А07-1237/2016, А56-6876/2016).

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (с учетом п.21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Решение от 26.12.2016 № 202V12160001328 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, вынесенное УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в отношении ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЮВЕНАЛ" – признать недействительным в части начисления 27 885,86 руб. штрафа, 64 556,30 руб. пеней, 287 674,50 руб. недоимки.

2. Взыскать с УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в пользу ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЮВЕНАЛ" 3 000 руб. государственной пошлины.

3. Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Селезнёва О.А.