НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2006 № А56-11226/06

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 августа 2006 года                                                                        Дело № А56-11226/2006

Резолютивная часть решения объявлена  01 августа 2006 года. Полный текст решения изготовлен 08 августа 2006 г.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкина Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Албеговой З.Х.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ТСЖ "БУРАН"

ответчик МИ ФНС России № 22 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения  

при участии

от заявителя: предст. Некрасов В.К.

от ответчика: предс. Красикова В.В.

установил:

            Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС России по Красносельскому району Санкт-Петербурга от 03.02.2006 г. № 02/1721.

            Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 112).

            В соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика ИФНС России по Красносельскому району Санкт-Петербурга на МИ ФНС России № 22 по Санкт-Петербургу.

            Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Товарищества собственников жилья «Буран» по соблюдению налогового законодательства в части платы за землю за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г., по результатам которой было вынесено решение № 02/1721 от 03.02.2006 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением ТСЖ «Буран» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм налога за землю в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 35 163 руб., а также предложено уплатить налог на землю в размере 175 816 руб. и пени за несвоевременную уплату сумм налога в размере 61 874 рубля 00 копеек. Итого по решению заявителю доначисленного налога, пени и санкций на сумму 272 853 руб.

По мнению налогового органа, ТСЖ «Буран» неверно исчисляло налог на землю в 2002-2004 годах в связи с:

1.занижением площади земельного участка на 189 кв.м. (9476 кв.м. - 9287 кв.м.);

2.неправомерным исчислением налога в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, для доли земельного участка, приходящегося на собственников нежилых помещений.

Инспекция считает, что ТСЖ «Буран» выделен земельный участок площадью 9476 кв.м., который зарегистрирован в государственном земельном кадастре за № 78:8304Б:5 (Приложение к паспорту домовладения). Назначение землепользования: жилой дом со встроенными помещениями обслуживания. Таким образом, ТСЖ «Буран» является землепользователем. и плательщиком налога на землю в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О плате на землю»... Граждане и юридические лица (домовладельцы) ТСЖ «Буран» после переоформления документов по земельному участку на себя, будут платить налог на землю индивидуально.

ТСЖ «Буран» является некоммерческой организацией, зарегистрированной согласно свидетельству о государственной регистрации № 102545 решением № 177489 от 06.01.2000 г. Регистрационной палаты Санкт-Петербурга, то есть организацией, образованной в соответствии с действовавшим на указанную дату Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ.

Согласно Уведомлению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 03.12.2001 г. № 8392-8, 28.11.2001 г. была проведена государственная регистрация единого комплекса недвижимого имущества, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 90, лит.А за регистрационным номером 208 с присвоением кадастрового номера 78:8304Б:5:К. В состав единого комплекса недвижимого имущества входят следующие объекты недвижимости:

1)земельный участок с кадастровым номером 78:8304:Б:5;

2)жилой дом с кадастровым номером 78:8304Б:5:23.

Таким образом, в отношении единого комплекса недвижимого имущества, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д.90, лит.А, и включающего в себя жилой дом и земельный участок в определенных границах, был зарегистрирован кондоминиум.

По мнению налогового органа, ТСЖ является землепользователем земельного участка, входящего в состав кондоминиума, в силу чего обязано было исчислять и уплачивать в 2002 - 2004 годах земельный налог.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Статьей 1 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 (в редакции от 25.07.2002 г.) установлены следующие категории налогоплательщиков: собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Инспекция, указывая, что ТСЖ «Буран» является землепользователем земельного участка, зарегистрированного в составе кондоминиума, основанием для данного вывода является Паспорт домовладения кадастровый номер 78:8304Б:5:К.

В силу пункта 3 статьи 5 ЗК РФ под землепользователями понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. К числу перечисленных юридических лиц заявитель не относится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1)из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
исполнительными     органами     государственной     власти     или     органами     местного
самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным, в
пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2)из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным
гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3)из земель организаций, указанных в пункте 2 статьи 24 ЗК РФ, гражданам в виде
служебного надела;

4)из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
исполнительными     органами     государственной     власти     или     органами     местного
самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, религиозным организациям в
соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Как видно из содержания приведенных норм права, регистрация кондоминиума, как и оформление паспорта домовладения, не отнесены законодателем к основаниям возникновения прав безвозмездного срочного пользования землей.

Под кондоминиумом в силу статьи 1 Федерального закона № 72-ФЗ понимается единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

Согласно паспорту домовладения кадастровый номер 78:8304Б:5:К, также свидетельствам о государственной регистрации прав на жилые и нежилые помещения собственниками жилых квартир, зарегистрированных по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д.90, являются физические лица, собственниками нежилых помещений по указанному адресу - юридические и физические лица.

Согласно статьям 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации  собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно статье 7 Федерального закона № 72-ФЗ земля («прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства») также является объектом общего имущества в кондоминиуме.

Пунктом 1 статьи 11 указанного нормативного акта конкретизировано, что в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 72-ФЗ установлено, что размер земельной доли каждого домовладельца в кондоминиуме устанавливается путем умножения площади помещения на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности в соответствии с порядком, указанным в пункте 2 статьи 10 названного нормативного акта.

Таким образом, земля в кондоминиуме является объектом общей долевой собственности домовладельцев, под которыми понимаются собственники помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, они же - участники долевой собственности на общее имущество (статья 1 Федерального закона № 72-ФЗ).

Следовательно, именно собственники помещений в жилом доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д.90, - являются субъектами общей долевой собственности на землю, на которой расположен данный дом, и, следовательно, именно они в силу статьи 1 Закона РФ № 1738-1 являются налогоплательщиками земельного налога в период с 2002 по 2004 г.

ТСЖ «Буран» не является домовладельцем в зарегистрированном кондоминиуме. Согласно Уставу заявителя и положениям статьи 1 Федерального закона № 72-ФЗ товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Образование ТСЖ как управляющей общим имуществом организации не влечет за собой прекращения ни права собственности домовладельца на конкретное помещение, ни права долевой собственности на общее имущество домовладельцев.

Из изложенного следует, что товарищество создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда; а земли, занятые жилым фондом и нежилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях.

Статьей 16 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

Отдельная регистрация права собственности на землю за домовладельцами кондоминиума для целей исчисления и уплаты земельного налога, на чем настаивает инспекция, в данном случае не является обязательной, поскольку в силу положений статьи 14 Федерального закона № 72-ФЗ и пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в кондоминиумах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, право общей долевой собственности на землю, входящую в состав кондоминиума, возникает в силу закона.

Кроме того, налоговый орган, предлагая заявителю ожидать, когда собственники помещений в надлежащем порядке оформят права на землю, по сути вменяет в вину товариществу действия третьих лиц, уклоняющихся от соблюдения законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество, доначисляя ему земельный налог за 2002-2004 годы. ТСЖ, согласно законодательству РФ, является самостоятельным юридическим лицом, имеющим обособленное имущество и отвечающее только по своим обязательствам, а не по обязательствам его членов (пункт 6 статьи 25 Федерального закона № 72-ФЗ, статья 56 ГК РФ). Отсутствие документа о праве на землю, получение которого зависит исключительно от самого собственника, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю и переложения этой обязанности на другое лицо, в данном случае - на ТСЖ «Буран».

   На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.Признать недействительным решение ИФНС России по Красносельскому району Санкт-Петербурга (МИ ФНС России № 22 по Санкт-Петербургу) от 03.02.2006 г. № 02/1721.

2.Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Галкина Т.В.