Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 июля 2019 года Дело № А56-39682/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года . олный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисенко Т.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Санкт-Петербургского государственного казенного профессионального образовательного учреждения «Обуховское училище №4»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Санкт-Петербургу
третье лицо: Комитет по образованию; Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга;
о признании безнадёжными ко взысканию, возможность принудительного взыскания утраченной, а обязанностью уплате прекращённой недоимки по страховым взносам, пеней, начисленных на страховые взносы, штрафов,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.06.2019 №11; ФИО2 по доверенности от 28.06.2019№10; ФИО3 по доверенности от 16.05.2019 № 09;
от заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности от 24.06.2019;
от третьих лиц – ФИО5 по доверенности от 09.0.12019 (Комитет);
от ПФ – не явился, извещен,
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Обуховское училище №4» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) и просит суд признать безнадёжными ко взысканию свозможностью принудительного взыскания утраченной, а обязанностью по их уплате прекращённой:
- недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) размере 2 117 521 рублей 06 копеек;
- пени, начисленные на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (пункты 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») в размере 880 311 рублей 28 копеек;
- штрафов, начисленных на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (пункты 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и О страховых пенсиях») в размере 540 342 рубля 26 копеек.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал заявленные требования.
Представитель Инспекции возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, органами Пенсионного Фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полоты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов Заявителя. По результатам проверки была выявлена недоимка по страховым взносам и вынесено Решение № 202V12180001831 от 28.12,2018г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым истцу доначислены страховые взносы в сумме 2701711 руб. 32коп., начислена пеня по состоянию на 31.12.2016г. в размере 291274,38 руб., начислен штраф в размере 540542,26 руб.
Указанное Решение № 202V12180001831 от 28.12.2018 вступило в законную силу, в порядке, установленном статьями 54, 55 Федерального закона N 212-ФЗ заявителем не обжаловалось.
Согласно пункту 5 статьи Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года (далее - Закон № 212-ФЗ) оплата страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование должна производиться не позднее 15 числа календарного месяца следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Страхователь, как правило, своевременно производит оплату страховых взносов.
Для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года - «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), статьей 58.3 Закона№ 212-ФЗ (с 01.01.2017- ст.428 Налогового кодекса РФ) установлены дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости, по указанному основанию, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом I настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеющим страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет, применяется «Список работ, профессий, должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее Список), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 года №85 «Об утверждении списка работ, профессий, должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Пунктом 4 Списка предусмотрены работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в вида лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: директора (заведующие, начальники), заместители руководителя (директора, заведующего, начальника), руководители (директор, заведующий, начальник, управляющей) структурных подразделений, заместители руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, воспитатели, мастера производственного обучения, педагоги дополнительного образования, педагоги-библиотекари, педагоги-психологи, преподаватели, старшие педагоги дополнительного образования, учителя.
Страхователь предоставил справку б/н от 08.11.2018 в должностях «мастер производственного обучения», «педагог-психолог», «преподаватель», осуществляющих образовательную деятельность с лицами, отбывающими наказание на территории исправительных учреждений УФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Документы, подтверждающее занятие иных должностей на работе с осужденными, или отсутствие таковых, страхователем не представлены (требование о предоставлении документов № 202VC31800001950 от 28.11.2018г).
В проверяемом периоде страхователь не начисляет страховые взносы по дополнительному тарифу (часть 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ от 24 июля 2009) на заработную плату работников, которые выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получают указанную пенсию.
Статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих вилах работ.
Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанные: в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости- в связи с работой в особых условиях труда и получающим указанную пенсию.
В статье 9 Закона № 212-ФЗ выплаты в пользу лиц, являющихся получателями упомянутых досрочных пенсий и продолжающих работать в особых условиях труда, не поименованы в качестве исключения из объекта обложения страховыми взносами.
В соответствии со статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, №27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе,
Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам в пенсионный фонд в общеустановленном порядке.
По результатам проверки доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (часть 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ), за 2015-2016 годы, на заработную плату мастеров производственного обучения, педагогов-психологов, преподавателей.
Страхователем излишне выплачены денежные средства, а затем удержаны при расчете в течение одного или нескольких последующих месяцев следующим сотрудникам; в 2015 году - ФИО6, ФИО7, ФИО8„ ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, в 2016 году - ФИО13, ФИО14
Данная ошибка не является счетной, произошла при недостоверном заполнении первичных документов учета - табелей учета использования рабочего времени. Указанные выплаты не были включены в базу для начисления страховых взносов своевременно в нарушение части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года (объект обложения страховыми взносами образуют вознаграждения и иные выплаты, производимые в рамках трудовых отношений), что подтверждается первичными документами - расчетными листками работников и карточками учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. По результатам проверки начислены пени за несвоевременное перечисление страховых взносов.
По итогам проверки начислены страховые взносы в сумме 2701711,32 руб. по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (часть 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ), начислены пени за неуплату, белее позднюю уплату страховых взносов, в сумме 2 91274, 38 руб., в том числе на страховую часть пенсии в сумме 57,21 руб., в ФФ ОМС 13,26 руб., по дополнительному тарифу 251203,91 руб.
Остатки на конец проверяемого периода, 31.12.2016, по страховой части трудовой пенсии, в ФФ ОМС, по бухгалтерскому учету не соответствуют.
В связи выявленными нарушениями в адрес Учреждения направлен акт с указанием суммы подлежащей к уплате.
Недоимка, выявленная по результатам камеральной или выездной проверки, отражается в решении по итогам проверки, таким образом, именно Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах устанавливает наличие у плательщика недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п.9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ), следовательно моментом выявлении недоимки является дата вынесения Решения о привлечении.
Именно со дня вступления в силу решения по проверке у налогового органа появляется возможность взыскания недоимки в принудительном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки. (Письмо Минфина РФ от 11.02.2010 N03-02-07/1-57).
Следовательно, довод заявителя о том, что срок давности взыскания налоговых платежей и сборов ограничен тремя годами необоснован.
С 1 января 2017 г., в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ), указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Передача органами ПФР налоговым органам сведений о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что органами ПФР Инспекции 11.02.2019 переданы начисления в соответствии с Решением № 202V12180001831 от 28.12.2018.
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации
Процедура принудительного взыскания недоимки по налогу, пени и штрафа представляет собой длящийся процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, сопровождающихся принятием налоговым органом соответствующих ненормативных правовых актов, каждый из которых может быть оспорен налогоплательщиком в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате нааога, которое в силу статей 69, 70, 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Инспекцией 19.02.2019, в установленный законом срок в адрес заявителя направлено по телекоммуникационным каналом связи (далее - ТКС) Требование №1576 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.02.2019г, на общую сумму 3 533 327,96 руб. Однако указанное требование налогоплательщиком было исполнено лишь частично в сумме 292 197,35 руб..
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В установленные законом сроки Инспекцией 20.03.2019 в адрес налогоплательщика по ТКС было направлено Решение № 8648 от 11.03.2019, о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на сетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 3 241 060,14 руб.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации, либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации, либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Как установлено налоговым органом, у налогоплательщика отсутствуют счета, на которые возможны обращения на взыскания денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Инспекцией в соответствии со статьей 47 НК РФ вынесено Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации № 2309 от 06.05.2019 на сумму 2 638 388,03 руб., которое 06.05.2019 направлено в Купчинский отдел судебных приставов Фрунзенского района по электронному документообороту.
Постановления о взыскании задолженности за счет имущества страхователя являются исполнительным документом в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N 229-ФЗ).
Судебным приставом-исполнителем Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства № 320267075/7818-ИП от 13.05.2019. Указанное исполнительное производство не окончено и находится на исполнении на сегодняшний день.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, основанием для признания судом недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию является утрата налоговым органом возможности взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Приведенные выше мероприятия подтверждают, что налоговый орган в предусмотренные законом сроки принял все надлежащие меры по принудительному взысканию с заявителя существующей недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам, в связи с чем оспариваемая налогоплательщиком задолженность в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана безнадежной ко взысканию.
Кроме того, Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 1576 от 15.02.2019, решение от 11.03.2019 № 8648 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств, постановление от 06.05.2019г. №2309 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), постановление № 320267075/7818-ИП от 13.05.2019 о возбуждении исполнительного производства Учреждением не оспорены в административном и (или) судебном порядке.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания спорной суммы недоимки безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом приняты все исчерпывающие меры взыскания задолженности, предусмотренные статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ, а исполнительное производство о взыскании с заявителя задолженности не окончено и находится на исполнении.
Судебные расходы в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Грачева И.В.