НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 31.01.2024 № А40-294546/2023-99-3832

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-294546/23-99-3832

06 февраля 2024 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2024года

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2024 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Зайнуллиной З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бубнович Д.Н., с использованием средств аудиозаписи

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 3, корп. А) филиал № 5 (214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 37А)

к АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ВЫСШАЯ ШКОЛА" (127051, ГОРОД МОСКВА, НЕГЛИННАЯ УЛИЦА, ДОМ 29, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 5077746813579, Дата присвоения ОГРН: 22.05.2007, ИНН: 7707627712)

о взыскании убытков в сумме 854 419, 39 руб.,

при участии представителей:

от заявителя: извещен, не явился;

от ответчика: Делюкин А.В., дов. от 15.01.2024 г. №15-Д, паспорт, диплом;

УСТАНОВИЛ:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу «Издательство «Высшая школа» (далее по тексту – Общество, ответчик) с требованием о взыскании убытков в размере 854 419, 39 руб.

Судебное заседание проводится в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. По каналам ТКС от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Руководствуясь ст. 136, ч. 4 ст. 137 АПК РФ, при отсутствие поступивших в суд от сторон возражений о рассмотрении дела по существу, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Ответчик представил отзыв по доводам которого просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований Фонд указал, что в результате несвоевременного представления отчета по форме СЗВ-М за январь 2021 г. по 49-ти работающим пенсионерам были проиндексированы размеры пенсии, в связи с чем Фонду был причинен материальный ущерб, который составил 854419, 39 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия документального обоснования заявленных требований ввиду следующего.

Так, в силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (пункт 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В силу статьи 6 Федерального закона Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ), и исходя из обстоятельств дела, ответчик в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из заявления Фонда, излишняя выплата сумм страховой пенсии в размере 854 419,39 руб. мотивирована им неполучением от страхователя сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года в установленный срок.

Вместе с тем, судом установлено, 03.02.2021 г., в установленные законодательством сроки, АО «Издательство «Высшая школа» были своевременно предоставлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом формы «Исходная» за отчетный период - январь 2021 года.

18.03.2021 г. ответчиком через систему Контур было получено письмо Фонда «Рассылка 16.03.2021 Руководителю организации о СЗВ-ТД, в котором требовалось проверить информацию о поданных работниками заявлениях о выборе способа ведения трудовой книжки согласно прилагаемому к письму списку. Прилагаемый к письму список имел пометку, что есть СЗВ-ТД нет СЗВ-М за январь 2021 года. Сопроводительное письмо и приложение со списком застрахованных лиц были различны по сути поставленных вопросов.

В связи с полученным письмом ответчиком проведена сверка данных предоставленных в Фонд отчетов и по форме СЗВ-ТД и по форме СЗВ-М за 2020 год и январь-февраль 2021 года, в результате которой установлено, что данные об указанных в исковом заявлении застрахованных лицах, а также обо всех работниках в количестве 670 человек, действительно не попали в отчет по форме СЗВ-М за январь 2021 года, направленный 03.02.2021 года, из-за технического сбоя, произошедшего в связи с большим обновлением программы 1С (при выгрузке данных по сотрудникам в ПФР по форме СЗВ-М произошел сбой передачи данных между программой 1С и системой электронной отчетности Контур).

Установлено, в дополняющей форме СЗВ-М за январь 2021 г. от 23.03.2021 г., полученной органом ПФР 24.03.2021 г. ответчик направил сведения о застрахованных лицах - 49 пенсионерах, отраженных в исковом заявлении.

Действующее законодательство возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Из Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 г. № 1488-0 следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в т.ч. в результате нарушения страхователем сроков их предоставления.

Таким образом, информация об указанных в исковом заявлении застрахованных лицах была своевременно предоставлена ответчиком в отчетах по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, за март 2021 года и т.д. В январе 2021 года состоялось увольнение 9-ти работников, из числа указанных в исковом заявлении, в связи с этим в Фонд представлены доказательства.

В отношении остальных лиц, указанных в исковом заявлении, отчет по форме СЗВ-ТД за январь 2021 года, в котором были бы отражены сведения об их увольнении, ответчиком не предоставлялся. Взносы были своевременно перечислены за январь, февраль и март 2021 года, в отчете по форме РСВ за 1 квартал 2021 года информация по указанным в исковом заявлении застрахованным лицам имеется, в т.ч. за январь 2021 года. Располагая указанными данными, Фонд имел возможность принять верное и обоснованное решение (либо отменить принятое решение) об индексации пенсии с января 2021 года и не осуществлять соответствующие выплаты в апреле и мае 2021 года.

Фонд распоряжениями от 26.03.2021 года и 15.04.2021 года принял решения об индексации пенсии 49 пенсионерам с 01.01.2021 года несмотря на то, что ответчик направил сведения о застрахованных лицах - 49 пенсионерах, отраженных в исковом заявлении, в дополняющей форме СЗВ-М за январь 2021 г. от 23.03.2021 г., полученной Фондом 24.03.2021 г. Решение об индексации было принято после подачи страхователем уточненных сведений. Кроме того, представление ответчиком за февраль 2021 года в фонд сведений по форме СЗВ-М свидетельствовало о том, что данные лица не прекращали работу. На момент принятия Распоряжений об индексации пенсии у фонда имелась информация о том, что пенсионеры не прекращали трудовую деятельность.

У Фонда также имелась возможность отмены Распоряжения об индексации пенсий на основании полученных 24.03.2021 г. от ответчика данных, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи. Однако Фонд своевременно не скорректировал размер пенсий на основании представленных страхователями сведений о застрахованных лицах (в том числе дополнительных).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела истец должен доказать, что несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд о застрахованных лицах за январь 2021 года находится в прямой причинной связи с возникшими у Фонда убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающему у страхователя пенсионеру.

Из искового заявления Фонда следует, что в качестве основания возникновения ущерба он указывает на несвоевременное представление ответчиком сведений за январь 2021 года по 49 пенсионерам.

Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в отношении 49 пенсионеров по состоянию на январь 2021 года приняты Фондом, 26.03.2021 г.

Вместе с тем сведения за январь 2021 года представлены Обществом 23.03.2021, то есть до 26.03.2021, следовательно, о фактах работы пенсионеров в январе 2021 года на дату принятия решений об индексации Фонд был извещен.

Таким образом Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года, полученных в марте 2021 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что не противоречит положениям части 6 и 10 статьи 26.1, статье 28 Закона N 400-ФЗ. В рассматриваемом случае после представления ответчиком сведений 23.03.2021 оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако Управлением после указанной даты было принято решение о выплате индексации сумм пенсии 49 застрахованным лицам. Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.01.2021, однако не сделал этого.

Кроме того указанные пенсионеры были отражены в СЗВ-М, направленных ответчиком за февраль и март 2021 года. Формы СЗВ-ТД по данным работникам в период с января по март 2021 года в Фонд не подавались в связи с отсутствием кадровых мероприятий по ним (увольнение-прием).

Денежные средства перечислены пенсионерам в апреле и мае 2021 года, в то время как на данную дату как отсутствовали основания для выплаты, так и имелись основания для принятия решения о прекращении выплаты.

Из имеющихся в распоряжении суда документов следует, что на момент осуществления выплаты пенсии истец располагал сведениями о том, что лица, в отношении которых производился перерасчет пенсии, являлись работающими пенсионерами.

Фонд имел возможность предотвратить необоснованную выплату, но необходимых мер не принял.

Из изложенного следует, что при надлежащем администрировании полученных сведений и оперативном использовании полученной информации Фонд имел возможность предотвратить излишнюю выплату пенсии работающему пенсионеру, не допустить необоснованного перерасчета или своевременно скорректировать выплаты работающему пенсионеру. Доказательств невозможности предотвращения фактов излишней выплаты пенсии работающему пенсионеру Фондом не представлено.

Суд отмечает, что Фонд должен был знать, что сам по себе факт непредставления отчетности не свидетельствует о том, что работник является неработающим пенсионером.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы Фонда в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что им не представлено надлежащего документального обоснования, позволяющего усмотреть причинно-следственную связь между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.

Суд также учитывает, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованных лицах за январь 2021 года и наступлением вреда, выраженного в виде излишней выплаты сумм страховой пенсии, не подтверждена документально, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках данного конкретного дела у суда не имеется.

Аналогичного подхода придерживается судебная практика по данной категории дел, что следует из определения Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2019 г. N 305-КГ18-24110 по делу N А40-87830/2018, постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39141/2018 от 15.10.2018 г. по делу N А40-67533/18, от 21.10.2019 г. N 09АП-51024/2019 по делу N А40-98130/19.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 123, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 45, 46, 59, 70, 115 НК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОСФР по Смоленской области о взыскании с АО «Издательство «Высшая школа» причиненного ущерба в размере 854 419,39 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

З.Ф. Зайнуллина